Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Системно-деятельностный подход в начальной школе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Системно-деятельностный подход в начальной школе

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) второго поколения - новый шаг в образовании. Основной результат образования рассматривается на основе системно - деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Освоить универсальные учебные действия невозможно опираясь на традиционное представление результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Новый Стандарт указывает на необходимость использования в учебном процессе реальных видов деятельности, то есть применения системно-деятельностного подхода, который не только нацелен на развитие личности, но и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

Реализация ФГОС начальной школы, в частности внедрение системно-личностного подхода, поставила педагогов перед необходимостью освоения, как теоретическими, так и практическими аспектами этой работы. Это определило необходимость подготовки методической разработки уроков в начальной школе с учетом данного подхода.

Данная методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по использованию системно-деятельностного подхода в процесс формирования УУД младших школьников с целью оказания методической помощи учителям начальных классов и студентам, обучающимся по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Методическая разработка представляет собой подборку уроков на основе системно-деятельностного подхода (по разным предметам и классам). Она имеет практическую направленность и адресована учителям начальных классов, студентам специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах. Ее материалы могут быть использованы при организации самостоятельной работы студентов, выполнении практических заданий и т.д.

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по-новому выстраивать школьное образовательное пространство.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, что, зачем и каким образом изменить в своей деятельности.

Системно-деятельностный подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Системно-деятельностный подход выбран в качестве ведущего не случайно – условия жизни в XXI веке значительно изменились, объем информации, с которой сталкивается современный человек, огромен. Следовательно, запомнить всю информацию невозможно, поэтому традиционная формула «послушай – повтори – выполни – получи отметку» не обеспечивает успешную социализацию в обществе. Ребенка XXI века необходимо научить воспринимать (в том числе и критически), анализировать и структурировать информацию, работать в команде, ставить перед собой цели в ситуации «разрыва» (знаю – не знаю, могу действовать – не могу действовать, ищу новый способ действия), контролировать свои действия, находить причины неуспеха и пути преодоления проблем. Иными словами ученик должен стать субъектом учебной деятельности. Ответ на вопрос, как перевести субъект-объектные отношения учителя и ученика в субъект-субъектные и дает системно-деятельностный подход.

Итак, в основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

Системно – деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.

Система дидактических принципов

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

Наиболее сложным из перечисленных принципов, сформулированных Л. Г. Петерсон, является принцип деятельности, так как в его формулировке есть спорный момент. Осознание содержания и форм своей учебной деятельности у младшего школьника проходит в процессе изучения предмета и может быть не выражено словесно, так как на первом этапе нам важен опыт самой деятельности, тесно связанной с изучением предмета, а не обсуждение своих действий.

Особенно важно помнить об этом на уроках изучения нового, на которых процесс целеполагания может быть выражен одной фразой, «мы этого еще не учили (не делали), я не могу выполнить».

Таким образом, использование принципов на уроках разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области