Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Образовательный потенциал классно-урочной системы обучения эффективность в современном мире.

В работе обоснована необходимость классно-урочной системы, внеурочной деятельности и ОДОД, приведены виды технологий.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Хахулина Н.С.

Образовательный потенциал классно-урочной системы обучения: эффективность в современном мире.

Городское бюджетное образовательное учреждение школа № 579 Приморского района

Санкт-Петербурга, педагог ОДОД Хахулина Н.С.

Аннотация. В работе обоснована необходимость классно-урочной системы, внеурочной деятельности и ОДОД, приведены виды технологий.

Ключевые слова: Я.А. Коменский, классно-урочная система, урок, «Великая дидактика» Коменского, современное общество, социальный заказ, проектная деятельность, внеурочная деятельность, учебно-воспитательный процесс.

«Есть дети с острым умом и любознательные, но дикие и упрямые. Таких обычно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадежными; между тем из них обыкновенно выходят великие люди, если только воспитать их надлежащим образом».

Ян Амос Коменский

Я. А. Коменский (1592–1670) –чешский педагог. Он утверждал, что основою преобразования школ является точный порядок во всём, должны быть общие требования обучения и учения, то есть как учиться и учить. В середине XVII века им была обоснована, а потом и распропагандирована классно-урочная система, которая получила распространение во всём мире.

Классно-урочная система - преобладающая в современном образовании и повсеместно распространённая организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий, учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно —учебного года), причём, все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения являетсяурок.

Урок - форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями). Такая форма применяется при классно-урочной системе обучения и проводится для класса, то есть относительно постоянного учебного коллектива. Каждый урок имеет свою тему и цель. На протяжении многих лет такая организация обучения успешно решает задачу передачи знаний подрастающему поколению. Решая конкретные задачи в каждом отдельно взятом временном отрезке учебного процесса, урок является частью темы, курса учебного предмет и соответственно занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами курса. Преимущества урока как педагогического процесса заключаются в том, что он имеет:

1) благоприятные возможности для сочетания фронтальной, групповой и индивидуальной работы;

2)позволяет учителю систематически и последовательно излагать материал, управлять развитием познавательных способностей и формировать научное мировоззрение учащихся;

3)стимулирует другие виды деятельности школьников, в том числе внеклассную и домашнюю;

4)на уроке ученики овладевают не только системой знаний, умений и навыков, но и самими методами познавательной деятельности.

Урок был и останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.

Несмотря на малую длительность, урок сложный и ответственный этап учебного процесса. От качества каждого урока в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Классно-урочная система обучения создавалась в начале промышленной революции, поэтому основной задачей была подготовка большого числа обученных работников. Перед школой стояла задача подготовить учащихся к фабричному, дисциплинированному труду. Такая задача стояла до середины XX века. Но время идёт, всё изменяется прогрессирует и изменяется человечество, которое шагнуло в новую информационную эру. Автоматизация производства привела к тому, что большая часть населения переходит в сферу услуг. Возросла потребность на личность, которая готова к быстрым переменам, за счёт развития творческих способностей, к разнообразным формам мышления.

Таким образом, современному обществу нужны люди, обладающие личной инициативой, социальной активностью и высоким уровнем развития творческих способностей. Данная потребность способствует становлению индивидуальности человека, его самовыражению и самореализации. Возникла проблема разрешения противоречий между потребностями школьников в творческом развитии, активном проявлении самостоятельности, а также неумении реализовать себя в силу недостатков классно-урочной системы, которая не позволяет в полной мере развить свои способности.

В своём труде «Великая дидактика» Коменский излагает основы организации успешного обучения. За 4 века некоторые его методы, с помощью которых ранее классно-урочная система работала хорошо, успели устареть, их использование стало неэффективным.

Ян Амос Коменский писал: «Всеми возможными способами нужно утверждать в детях горячее стремление к знанию и учению. Метод обучения должен уменьшать трудности учения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий».

В общеобразовательной школе учащиеся одного и того же класса отличаются друг от друга своими способностями и интересами. Работать в таких классах, естественно сложно, но эти трудности преодолимы. Для того чтобы развивать интересы и способности каждого учащегося, формировать творческую индивидуальность необходимы разнообразные технологии обучения на уроках с факультативными занятиями. В современной дидактике выделяют несколько видов технологий:

1) традиционная;

2) развивающего обучения;

3) поэтапного формирования умственных действий;

4) коллективного взаимодействия;

5) полного усвоения;

6) разноуровневого обучения;

7) адаптивного обучения;

8) программированного обучения;

9) проблемного обучения;

10) модульного обучения;

11) проектного обучения.

Классно- урочная система имеет огромный потенциал, так как постоянно развивается. Помимо новых технологий обучения в современной школе появился новый предмет «проектная деятельность», который помогает развивать творческие способности учащихся, даёт возможность раннего формирования профессионально-значимых умений, а также развивает личность и самостоятельность школьников.

Немаловажную роль играет и внеурочная деятельность, которая стала неотъемлемой часть реализации ФГОС. Это составная часть учебно-воспитательного процесса. Она учит общаться, помогает подготовить школьника к жизни.

Таким образом, в отличии от дистанционного обучения, классно-урочная система подразумевает не только обучение, но и общение. Помогает ребёнку социализироваться, что является немаловажным в современном мире.

Классно- урочная система с использованием других образовательно-воспитательных систем является незаменимой для современной школы.

Список литературы

1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: 1989

2. Коменский Я. А. Великая дидактика. - Избр. пед. соч. М. , Учпедгиз , 1955.

3. Махмутов М. И. Современный урок: Вопросы теории. – М.: Педагогика, 1981. – 190 с.

4. Электронный ресурс https://usnd.to/IKql

5. Электронный ресурс https://usnd.to/IKpq

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 04.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области