Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Сущность интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

Цель статьи – теоретическое обоснование результативности использования интерактивных технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

УДК 316.6: 37.035.3

ШМАКОВА Л.С. Сущность интерактивных методов обучения на уроках в начальной школе

Аннотация. В современной педагогике в активном темпе происходит поиск качественно новых педагогических технологий, которые в рамках обучения будут способствовать эффективному образовательному процессу. В связи с новыми образовательными условиями, логичным становится возникновение различных личностно-ориентированных технологий, предполагающих применение разнообразных форм и методов в организации образовательной деятельности, которые позволяют наиболее активно задействовать творческий потенциал ребенка.

Большое значение в организации процесса воспитания и развития в младшей школе отводится методу интерактивных технологий, которые на сегодняшний день активно внедряются в систему школьного образования. В виду этого, сделано предположение о том, что использование интерактивных технологий на уроках в начальной школе предложит иной, более эффективный путь обучения младших школьников.

Цель статьи – теоретическое обоснование результативности использования интерактивных технологий в процессе обучения детей младшего школьного возраста.

SMAKOVA L.S. The essence of interactive teaching methods in primary school lessons

Abstract. In modern pedagogy, there is an active search for qualitatively new pedagogical technologies that will contribute to an effective educational process within the framework of training. Due to the new educational conditions, the emergence of various personality-oriented technologies involving the use of various forms and methods in the organization of educational activities that allow the most active use of the creative potential of the child becomes logical.

Great importance in the organization of the process of education and development in primary school is given to the method of interactive technologies, which are currently being actively introduced into the school education system. In view of this, it is assumed that the use of interactive technologies in primary school lessons will offer a different, more effective way of teaching younger students.

The purpose of the article is a theoretical justification of the effectiveness of the use of interactive technologies in the process of teaching primary school children.

Педагогов разных поколений интересует вопрос активизации учащихся на уроке, традиционные виды заданий не в полном объеме активизируют мыслительные процессы младших школьников, зачастую ученики 3, 4 классов затрудняются рассуждать без подкрепления изучаемой темы иллюстрациями, схемами и т.д. Классическая модель проведения урока предполагает в основном деятельность учителя по передаче информации. Младшие школьники часто пассивно участвуют в открытии нового знания, воспринимают информацию на слух. Таким образом пассивный метод обучения не способствует усвоению в полной мере основного типа мышления младшего школьника.

Современное образование использует различные формы, средства, методы активной педагогики, получившие название интерактивных. Наблюдая за процессом учения, как педагог начальных классов работает с новыми предметно-манипулятивными видами заданий, применяет раздаточный материал, объединяет учеников по группам, можно заметить, что образование даёт свободу в реализации условий современного урока, как по теоретическим, так и практическим заданиям. Применяя различные формы активной педагогики, важно заметить, что современное образование не диктует условия по теоретическим и практическим заданиям на уроке, а даёт педагогу свободу выбора.

Современный педагог должен уметь не только находить интерактивное подкрепление к материалу, представленному в учебнике, но и сам разрабатывать интерактивные задания разнообразных видов: интерактивные карты, видео, интерактивные презентации и т.п.

Интерактивные технологии это технологии, в которых обучение происходит во взаимодействии всех учащихся. Учебный процесс организован таким образом, чтобы младшие школьники не могли не участвовать в коллективной работе [4].

Выбор интерактивных технологий для развития умственных операций у младших школьников обусловлен значительными возможностями этих технологий. Главная отличительная черта интерактивных технологий - приоритет индивидуальности ребенка, его личности, ориентация на сознательное формирование независимого критического мышления.

Использование интерактивных методов обучения меняет требования к работе учителя уже на этапе подготовки к занятиям, особенно если вам нужно подготовить большой объем материалов, например, тексты или карты, а во время самого занятия требования меняются.

Цели интерактивного обучения развитие коммуникативных навыков; устанавливать эмоциональные контакты; предоставить информацию, необходимую для совместной деятельности; развитие навыков и умений, способствующих выполнению поставленных задач, а также обеспечивающих образовательный процесс, учит работать в команде, прислушиваться к мнению других.

Представим сравнительную характеристику традиционной и интерактивной форм обучения (рис. 1).

Рисунок 1 Сравнительная характеристика традиционной и интерактивной форм обучения

Для наиболее полной характеристики сущности «интерактивных технологий» в первую очередь стоит рассмотреть термин «интерактив». В переводе с английского языка «интерактив» значит «действовать» и «взаимный».

Интерактивность – это способность находиться в режиме диалога, беседы или взаимодействовать с кем-либо [3]. Данные методы ориентируются как на взаимодействие «взрослый – ребенок», так и на широкое отношения «ребенок – ребенок», тем самым происходит рост активности в процессе обучения.

Интерактивные технологии позволяют учиться взаимодействовать друг с другом; интерактивное обучение – это обучение, основанное на взаимодействии всех учащихся, включая учителя. Однако в последнем случае характер взаимодействия меняется: деятельность учителя уступает место активности ученика [1].

По мнению С.С.Кашлева интерактивная методика обучения имеет ряд особенностей:

1. взаимодействие школьников с преподавателем и между собой;

2. коммуникативный процесс «на равных», определяемый интересами всех его участников, желающих обмениваться информацией, полемизировать, выражать свою точку зрения и т. д.;

3. обучение на основе реальных ситуаций и проблем окружающей действительности [2].

Результатом такой учебной деятельности становится развитие способностей к самостоятельности и самоорганизации, формируется умение диалогического общения. Таким образом, ребенком осваивается не только комплекс знаний, умений и навыков, но еще и система компетентностей в рамках образовательной деятельности.

Интерактивные технологии значительно повышают уровень взаимодействия учителя и самого младшего ученика, дают учителю новые возможности для контроля усвоения знаний и обеспечивают мгновенную обратную связь с учениками.

Некоторые интерактивные технологии (групповая работа, парная работа, метод карусели, конференции, деловые игры, технологии моделирования и др.). Они значительно повышают уровень взаимодействия между учителем и младшим учеником, дают учителю новые возможности для контроля усвоения знаний и обеспечивают мгновенную обратную связь с учениками.

Сутью интерактивного обучения является организация процесса обучения таким образом, чтобы каждый воспитанник был вовлечен в него, мог анализировать и рефлексировать уже имеющуюся информацию. Интерактивные технологии подразумевают самостоятельное приобретение и переработку знаний и умений, диалоговое обучение, формирование критического мышления и умения решать разного рода проблемы, развитие у детей личностных качеств [2].

Обучение средствами интерактивных технологий решает ряд задач:

развивает коммуникативных навыков и умений;

способствует установлению эмоциональных связей у участников образовательного процесса;

формирует общие умения и навыки, обеспечивая воспитательную задачу.

Одной из целей обучения с помощью интерактивных технологий является создание комфортных условий среды обучения, которая делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность подразумевает организацию и развитие диалогового общения, которое ведёт ко взаимодействию и взаимопониманию каждого участника образовательного процесса. Характерной чертой использования интерактивных технологий в педагогике является высокая интенсивность коммуникации участников общения.

Интерактивная форма обучения меняет деятельность учителя, он не руководит процессом, а только регулирует его, готовит необходимые вопросы, задачи, темы для обсуждения в группах, следит за порядком и временем выполнения намеченного задания. Участники приобщаются к социальному опыту, взаимодействуют между собой, совместно решают поставленные задачи, преодолевают конфликты, учатся взаимовыручке и взаимопониманию. Кроме того, повышается восприятие, производительность памяти, устойчивость внимания, наблюдение, умение видеть и анализировать свою деятельность и партнёра.

Основные правила организации интерактивного обучения:

использовать упражнения и задания, позволяющие задействовать всех учащихся;

психологическая подготовка участников, проведение разминок, поощрение за активное участие, предоставление возможностей для самореализации;

для эффективной работы количество участников недолжно превышать 25 человек;

создание физического комфорта, подготовка помещения для легкого переключения учащихся на работу в больших и малых группах;

чёткое установление и закрепление правил;

грамотно, на основе добровольности, разделить участников на группы [5].

Таким образом, интерактивное обучение способствует взаимодействию учителя и учащегося, а также учащихся между собой. Основной задачей данного обучения является повышение познавательной деятельности и развитие коммуникативных навыков младших школьников, поскольку приучает работать в команде, воспринимать мнение других и отстаивать свою точку зрения. Важным моментом использования интерактивных фор является снятие эмоциональной нагрузки обучающихся, за счёт смены видов деятельности и переключения внимания.

В условиях систематичного применения интерактивных технологий в процессе обучения младших школьников происходит значительное повышение эффективности обучения детей с разным уровнем подготовки. В современной системе школьного образования в рамках отведённого времени педагог не может в полной мере реализовать все формы интерактивного обучения. Однако при ежедневном изучении особенностей и анализе недостатков интерактивных форм учитель увидит, как выстраивать работу нового типа, и вмещать новую систему во временные рамки урока.

Использованные источники

References

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 30.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области