Мастер-класс
«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"
Цель мастер-класса:
Ознакомление педагогов с системой методов и приёмов наглядного
моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.
Задачи:
Обучающие:
при заучивании стихотворений.
Развивающие:
Воспитательные:
Стимульная основа:
Пособия “Волшебные колечки”:колечки с картинками, буквами, счётным материалом.
Практическая значимость:
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Прогнозируемый результат мастер-класса:
Ход мастер – класса
1 этап: Презентация педагогического опыта
1 шаг: Краткое обоснование основной идеи технологии.
Мастер:Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса:
“Волшебные колечки” –как метод развития связной речи”.
«Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток, и восклицать:
“О, как же ты красива!”.
На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь
у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
В речи детей существуют множество проблем, как например:
- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;
- неспособность грамматически правильно построить предложение;
- бедный словарный запас;
- нарушение звукопроизношения;
- трудности в построении сюжетного или описательного рассказа.
А сейчас мне хотелось бы обратиться к вам, уважаемые коллеги!
Мне будет приятно, если у нас с вами получится доверительное общение.
Поэтому, те, кто согласен с постановкой изложенных мною проблем – попрошу
похлопать (хлопают).Спасибо.
Мастер: Поэтому передо мной встала задача, как научить детей:
- связанно,последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли;
- рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.
2 шаг: Аргументация, свидетельствующая об эффективности
технологии.
Мастер:Одним из эффективных методов развития связной речи у детей с нарушением
речиявляется использование метода наглядного моделирования как
мнемотехника – искусство запоминания.
Я уверена, что все мои коллеги уже знакомы с этим методом.
Мастер: Напомню, что суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово
илималенькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким
образом, весь текст зарисовывается схематично.
Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
3 шаг: Определение и постановка проблемы.
Мастер: Вы вправе сказать мне, что технология не нова. Но я решила найти своё
решение применения этого метода, которое оказалось успешным.
Как я пришла к этому?
Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.
Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к
мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Во всех видах мнемотехники используются чёрно – белые илицветные картинки –
карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой детей.
А сейчас попрошу вас закончить фразу, которую я начну:
В.А. Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на … кончиках его пальцев”,
а учёный В.М. Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с …
речью и способствуют её развитию”.
Поэтому я решила соединить эти два вида работы.
2 этап: Представление собственной системы.
Мастер:Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.
Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок
колечек представлен на слайде.
Далее представлена последовательность заучивания стихотворения
с использованием пособия “Волшебные колечки”.
1 этап - Выбор стихотворения для заучивания.
2 этап - Выразительное чтение стихотворения.
3 этап - Деление стихотворения на части.
4 этап - Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка”.
5 этап - Повтор и рассказывание стихотворения ребёнком с помощью “колечек”.
6 этап - Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.
3 этап: Имитационная игра.
Мастер: А сейчас мы рассмотрим этот метод на конкретном примере.
Возьмём стихотворение «Улица», представленное на слайде
«Ты скажи-ка, умница,Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, вот машина,
Едет самосвал большой.
Вот идёт трамвай с дугой,
По реке плывёт “Ракета” -
Это транспорт, транспорт это!»
На 1 этапе нужно выделить главные ключевые слова – опоры,на которые
подбираются соответствующие колечки с картинками.
Это могут быть слова – предметы, действия или признаки.
Общение сзалом: Будьте добры, назовите пожалуйста, эти слова-опоры. (называют)
Вы правы. В нашем стихотворении – это существительные:автобус, машина,
самосвал,трамвай, речная «Ракета».
На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.
Трамвай с дугой (Что это за транспорт? Что это за дуга?) и т.д.
А теперь прочитаю стихотворение, надевая “колечки” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.
«Ты скажи-ка, умница,Что же это? – Улица!
Интересная картина:
Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”
Вот машина – на безымянный колечко “Машина”
Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.
Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.
По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”
Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.
2 шаг: Выполнение «учениками» заданий – самостоятельная работа
Мастер: Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю вас на мини-выставку
«Волшебные колечки», которую приготовили для вас дети группы «Буратино».
Здесь представлены примеры стихотворений, загадок, пословиц, которые вы должны
будете расшифровать и зачитать, используя этот метод.
Попрошу сюда выйти 4 человека. Присаживайтесь за столы.
(на 3 столах лежат в коробках готовые пустые «колечки», в конвертах – задания)
Для каждого из вас в конверте лежит листок с заданием. Можете приступать.
(Трое человек работают с пустыми «колечками»)
Задания:
Снег в лесу. Сугробов много.
Но слышна синицы трель.
С крыши прямо на дорогу
Звонко капает ….. (капель).
Выберите опорные слова (включая последнее слово – отгадку), зарисуйте их на кружках, затем наклейте их на колечки.Зачитать, надевая колечки.
Превратите слова в знаки-символы, зарисовав их на кружках, затем наклейте их на колечки, наденьте на пальцы. Педагоги должны угадать скороговорку.
Мастер: (подходит к 1 участнику)Прочитайте, пожалуйста, своё задание.
Ученик:(читает задание)Подобрать соответствующие «волшебные колечки»
к данномустихотворению и прочитать его, надевая «колечки» на пальцы.
Мастер: Это задание вы выполняете без подготовки. Читаете вслух строчки
стихотворения, подбирая нужное колечко на палец. Пожалуйста, мы слушаем.
Ученик:(читает стих)
«У лисы в лесу глухомЕсть нора – уютный дом.
Не страшны зимой метелиБелочке в дупле на ели.
Под кустами ёж колючийНагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый,До весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом,Всем тепло, уютно в нём».
Вы справились с заданием, можете пройти в зал. Благодарю вас за работу.
Пока мои коллеги заняты работой, я расскажу, как ещё можно использовать«колечки»:
- при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко
с буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И выбираем колечки, которые начинаются на этот звук (стакан, сок, слива).
Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и
средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту,
попрыгать с кочки на кочку.
Мастер: Вернёмся к нашим коллегам. Давайте посмотрим, как они справились
с заданиями. Пожалуйста.
Ученики:(рассказывают)
Мастер: Спасибо вам большое за работу. Можете пройти в зал.
4 этап: Заключение (рефлексия)
Мастер:Используя этот метод, могу сказать, что детям очень понравилось работать
с колечками. Поэтому,работая на логопедической группе во взаимодействии
с воспитателями, мы решилииспользовать их и на занятиях по формированию
математических представлений:
- ознакомление с составом числа
- упражняемся в счёте;
- решение примеров и другое.
Итог:Таким образом, с помощью данного методау детей не только развивается связная
речь, но и расширяется кругозор об окружающем мире, активизируется словарный
запас, развиваются творческие способности, фантазия. Одним словом, всё то, что так
нужно и важно для подготовки детей к школе.Я надеюсь, что мой опыт будет
полезен в работе с детьми не только вам, уважаемые коллеги, но и вашим родителям.