Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Мастер - класс для педагогов "Мнемотехника - Волшебные колечки"

Ознакомление педагогов с системой методов и приемов наглядного моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Мастер-класс

«Волшебные колечки» как метод развития связной речи"

Цель мастер-класса:

Ознакомление педагогов с системой методов и приёмов наглядного

моделирования, обеспечивающих эффективное запоминание текстов.

Задачи:

Обучающие:

при заучивании стихотворений.

Развивающие:

Воспитательные:

Стимульная основа:

Пособия “Волшебные колечки”:колечки с картинками, буквами, счётным материалом.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям, родителям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.

Прогнозируемый результат мастер-класса:

Ход мастер – класса

1 этап: Презентация педагогического опыта

  1 шаг: Краткое обоснование основной идеи технологии.

Мастер:Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса:

“Волшебные колечки” –как метод развития связной речи”.

«Прекрасна речь, когда она как ручеёк

Бежит среди камней чиста, нетороплива.

И ты готов внимать её поток, и восклицать:

“О, как же ты красива!”.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, описаниями речь

у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем, как например:

- односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

- неспособность грамматически правильно построить предложение;

- бедный словарный запас;

- нарушение звукопроизношения;

- трудности в построении сюжетного или описательного рассказа.

А сейчас мне хотелось бы обратиться к вам, уважаемые коллеги!

Мне будет приятно, если у нас с вами получится доверительное общение.

Поэтому, те, кто согласен с постановкой изложенных мною проблем – попрошу

похлопать (хлопают).Спасибо.

Мастер: Поэтому передо мной встала задача, как научить детей:

- связанно,последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли;

- рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

2 шаг: Аргументация, свидетельствующая об эффективности

технологии.

Мастер:Одним из эффективных методов развития связной речи у детей с нарушением

речиявляется использование метода наглядного моделирования как

мнемотехника – искусство запоминания.

Я уверена, что все мои коллеги уже знакомы с этим методом.

Мастер: Напомню, что суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово

илималенькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким

образом, весь текст зарисовывается схематично.

Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

3 шаг: Определение и постановка проблемы.

Мастер: Вы вправе сказать мне, что технология не нова. Но я решила найти своё

решение применения этого метода, которое оказалось успешным.

Как я пришла к этому?

Как и любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к

мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Во всех видах мнемотехники используются чёрно – белые илицветные картинки –

карточки. Работа ведётся с одной общей мнемотаблицей всей подгруппой детей.

А сейчас попрошу вас закончить фразу, которую я начну:

В.А. Сухомлинский сказал, что “Ум ребёнка находится на … кончиках его пальцев”,

а учёный В.М. Бехтерев доказал, что “Движения руки всегда тесно связаны с …

речью и способствуют её развитию”.

Поэтому я решила соединить эти два вида работы.

2 этап: Представление собственной системы.

Мастер:Представляю вашему вниманию пособие “Волшебные колечки”.

Колечки изготавливаются по количеству детей. Пример развёрнутых заготовок

колечек представлен на слайде.

Далее представлена последовательность заучивания стихотворения

с использованием пособия “Волшебные колечки”.

1 этап - Выбор стихотворения для заучивания.

2 этап - Выразительное чтение стихотворения.

3 этап - Деление стихотворения на части.

4 этап - Чтение строки для каждой части сопровождается надеванием “колечка”.

5 этап - Повтор и рассказывание стихотворения ребёнком с помощью “колечек”.

6 этап - Заключительный этап - рассказывание стихотворения без помощи “колечек”.

3 этап: Имитационная игра.

Мастер: А сейчас мы рассмотрим этот метод на конкретном примере.

Возьмём стихотворение «Улица», представленное на слайде

«Ты скажи-ка, умница,Что же это? – Улица!

Интересная картина:

Вот автобус, вот машина,

Едет самосвал большой.

Вот идёт трамвай с дугой,

По реке плывёт “Ракета” -

Это транспорт, транспорт это!»

На 1 этапе нужно выделить главные ключевые слова – опоры,на которые

подбираются соответствующие колечки с картинками.

Это могут быть слова – предметы, действия или признаки.

Общение сзалом: Будьте добры, назовите пожалуйста, эти слова-опоры. (называют)

Вы правы. В нашем стихотворении – это существительные:автобус, машина,

самосвал,трамвай, речная «Ракета».

На этом же этапе проводится работа по уточнению и расширению словаря.

Трамвай с дугой (Что это за транспорт? Что это за дуга?) и т.д.

А теперь прочитаю стихотворение, надевая “колечки” на палец левой руки, начиная с мизинца с лева направо. Рука лежит на столе ладонью вниз.

«Ты скажи-ка, умница,Что же это? – Улица!

Интересная картина:

Вот автобус, - на мизинец колечко “ Автобус”

Вот машина – на безымянный колечко “Машина”

Едет самосвал большой. – на средний колечко “Самосвал”.

Вот идёт трамвай с дугой – на указательный колечко “ Трамвай”.

По реке плывёт “Ракета” - на большой колечко “Ракета”

Это транспорт, транспорт это! – общий обобщающий жест.

2 шаг: Выполнение «учениками» заданий – самостоятельная работа

Мастер: Уважаемые коллеги, а сейчас я приглашаю вас на мини-выставку

«Волшебные колечки», которую приготовили для вас дети группы «Буратино».

Здесь представлены примеры стихотворений, загадок, пословиц, которые вы должны

будете расшифровать и зачитать, используя этот метод.

Попрошу сюда выйти 4 человека. Присаживайтесь за столы.

(на 3 столах лежат в коробках готовые пустые «колечки», в конвертах – задания)

Для каждого из вас в конверте лежит листок с заданием. Можете приступать.

(Трое человек работают с пустыми «колечками»)

Задания:

Снег в лесу. Сугробов много.

Но слышна синицы трель.

С крыши прямо на дорогу

Звонко капает ….. (капель).

Выберите опорные слова (включая последнее слово – отгадку), зарисуйте их на кружках, затем наклейте их на колечки.Зачитать, надевая колечки.

Превратите слова в знаки-символы, зарисовав их на кружках, затем наклейте их на колечки, наденьте на пальцы. Педагоги должны угадать скороговорку.

Мастер: (подходит к 1 участнику)Прочитайте, пожалуйста, своё задание.

Ученик:(читает задание)Подобрать соответствующие «волшебные колечки»

к данномустихотворению и прочитать его, надевая «колечки» на пальцы.

Мастер: Это задание вы выполняете без подготовки. Читаете вслух строчки

стихотворения, подбирая нужное колечко на палец. Пожалуйста, мы слушаем.

Ученик:(читает стих)

«У лисы в лесу глухомЕсть нора – уютный дом.

Не страшны зимой метелиБелочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючийНагребает листья в кучу.

Спит в берлоге косолапый,До весны сосёт он лапу.

Есть у каждого свой дом,Всем тепло, уютно в нём».

Вы справились с заданием, можете пройти в зал. Благодарю вас за работу.

Пока мои коллеги заняты работой, я расскажу, как ещё можно использовать«колечки»:

- при выделении изучаемых звуков в словах: на средний палец надеваем колечко

с буквой, обозначающей выделяемый звук. Например, колечко “С”. И выбираем колечки, которые начинаются на этот звук (стакан, сок, слива).

Например, надеваем два колечка с Пяточком и Винни-Пухом на указательный и

средний пальцы ведущей руки и предлагаем им прошагать по лабиринту,

попрыгать с кочки на кочку.

Мастер: Вернёмся к нашим коллегам. Давайте посмотрим, как они справились

с заданиями. Пожалуйста.

Ученики:(рассказывают)

Мастер: Спасибо вам большое за работу. Можете пройти в зал.

4 этап: Заключение (рефлексия)

Мастер:Используя этот метод, могу сказать, что детям очень понравилось работать

с колечками. Поэтому,работая на логопедической группе во взаимодействии

с воспитателями, мы решилииспользовать их и на занятиях по формированию

математических представлений:

- ознакомление с составом числа

- упражняемся в счёте;

- решение примеров и другое.

Итог:Таким образом, с помощью данного методау детей не только развивается связная

речь, но и расширяется кругозор об окружающем мире, активизируется словарный

запас, развиваются творческие способности, фантазия. Одним словом, всё то, что так

нужно и важно для подготовки детей к школе.Я надеюсь, что мой опыт будет

полезен в работе с детьми не только вам, уважаемые коллеги, но и вашим родителям.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области