Серикова Светлана Валерьевна,
учитель начальных классов
МБОУ Ряженской сош им. Героя Советского Союза В.В. Есауленко,
Матвеево-Курганский район
ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Язык – главное средство общения, основной инструмент формирования национального самосознания. Уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, общественную активность, стремление к самообразованию.
Одной из наиболее важных задач в современном образовании является развитие коммуникативных способностей. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными и языковыми средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.
Вспоминая слова А. Сент-Экзюпери «самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения», можно сделать вывод, что формирование и развитие коммуникативных способностей - это обучение на основе общения.
Анализ научной литературы и собственный опыт показывает, что для успешного формирования коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения следует выстроить целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи, используя современные методы и приемы.
В процессе формирования коммуникативной компетентности выделяются две задачи:
При решении первой задачи – исправление недостатков речевого развития, на уроках используются следующие приемы.
Для развития правильного звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика. Развитию фонематического слуха помогают дидактические игры «Узнай и назови звук», «Подбери слово соответствующему звуку», «Произведи замену» и т.д.
Отработка выразительности речи происходит через подражание при заучивании стихотворений (подражание голосу учителя, звуку), передача эмоций через инсценировки произведений, участие в игре «Подари мне улыбку».
Необходимо проводить работу и по обогащению словарного запаса учащихся. Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков речи. Слово- важнейшая единица языка, носитель значений. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли, например:
Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением, работа над связной речью. Учащимся предлагается прослушать предложение и составить аналогичное данным. Наиболее эффективным упражнением считается, построение предложений из разрозненных слов. Например,
К числу упражнений по составлению предложений относится прием «Дай свой ответ», например:
- Дети собирали в лесу малину.
Возможные вопросы:
-Кто собирал малину?
-Где собирали малину?
Важную роль в работе над орфографической зоркостью и развитию речи играет работа с «деформированным» текстом. Младшие школьники учатся выстраивать диалог, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, создавать письменные высказывания, используя языковые средства. Хорошие результаты приносят такие упражнения, как:
-Птицы вернулись.
-Какие птицы вернулись?
-Вернулись перелетные птицы.
- Откуда вернулись перелетные птицы?
-Перелетные птицы вернулись из теплых стран.
- Куда вернулись перелетные птицы?
- Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои гнезда.
Упражнение такого вида позволяет младшим школьникам составлять предложения, вводить в них дополнительную информацию, устанавливать связь между словами.
Письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного или подготовленного текста небольшого объема) является эффективным упражнением, направленным на формирование орфографической зоркости, а также способствующим развитию речи. Данная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Учащиеся всегда с интересом выполняют данное упражнение. Особенно, учащимся нравится задания творческого характера, например, придумай рифму или измени концовку текста.
Группа упражнений, приведенных в качестве примеров описана не полностью. Главное помнить, что выбирая упражнения, важно предусмотреть определенную, конкретную цель поставленную на уроке.
Работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся требует от учителя методического мастерства, умения видеть всех, учитывая индивидуальные способности каждого. Ведь речь помогает младшему школьнику не только общаться, но и познавать мир. А свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.
Список литературы