Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование языковой компетентности на уроках русского языка

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Серикова Светлана Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ Ряженской сош им. Героя Советского Союза В.В. Есауленко,

Матвеево-Курганский район

ФОРМИРОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Язык – главное средство общения, основной инструмент формирования национального самосознания. Уровень владения языком в значительной мере определяет социальное лицо человека, его культурные и интеллектуальные показатели, общественную активность, стремление к самообразованию.

Одной из наиболее важных задач в современном образовании является развитие коммуникативных способностей. Научиться ясно, и грамматически правильно говорить, излагать собственные мысли, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными и языковыми средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться - необходимо каждому. От успешности развития речи во многом зависит качество дальнейшего обучения и воспитания школьников.

Вспоминая слова А. Сент-Экзюпери «самая большая на Земле роскошь- это роскошь человеческого общения», можно сделать вывод, что формирование и развитие коммуникативных способностей - это обучение на основе общения.

Анализ научной литературы и собственный опыт показывает, что для успешного формирования коммуникативных компетенций на начальном этапе обучения следует выстроить целенаправленную систематическую работу по развитию устной и письменной речи, используя современные методы и приемы.

В процессе формирования коммуникативной компетентности выделяются две задачи:

При решении первой задачи – исправление недостатков речевого развития, на уроках используются следующие приемы.

Для развития правильного звукопроизношения способствуют скороговорки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика. Развитию фонематического слуха помогают дидактические игры «Узнай и назови звук», «Подбери слово соответствующему звуку», «Произведи замену» и т.д.

Отработка выразительности речи происходит через подражание при заучивании стихотворений (подражание голосу учителя, звуку), передача эмоций через инсценировки произведений, участие в игре «Подари мне улыбку».

Необходимо проводить работу и по обогащению словарного запаса учащихся. Уточнение словарного запаса тесно связано с формированием грамматических навыков речи. Слово- важнейшая единица языка, носитель значений. Любое речевое высказывание складывается из слов, выстроенных в определенной последовательности в соответствии с замыслом и связанных между собой грамматически. Чем богаче словарь человека, тем у него шире возможности выбора и более точного, более оригинального и выразительного оформления мысли, например:

Большая роль в развитии коммуникативных способностей отводится работе с предложением, работа над связной речью. Учащимся предлагается прослушать предложение и составить аналогичное данным. Наиболее эффективным упражнением считается, построение предложений из разрозненных слов. Например,

К числу упражнений по составлению предложений относится прием «Дай свой ответ», например:

- Дети собирали в лесу малину.

Возможные вопросы:

-Кто собирал малину?

-Где собирали малину?

Важную роль в работе над орфографической зоркостью и развитию речи играет работа с «деформированным» текстом. Младшие школьники учатся выстраивать диалог, отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, создавать письменные высказывания, используя языковые средства. Хорошие результаты приносят такие упражнения, как:

-Птицы вернулись.

-Какие птицы вернулись?

-Вернулись перелетные птицы.

- Откуда вернулись перелетные птицы?

-Перелетные птицы вернулись из теплых стран.

- Куда вернулись перелетные птицы?

- Перелетные птицы вернулись из теплых стран в свои гнезда.

Упражнение такого вида позволяет младшим школьникам составлять предложения, вводить в них дополнительную информацию, устанавливать связь между словами.

Письмо по памяти (воспроизведение заранее выученного или подготовленного текста небольшого объема) является эффективным упражнением, направленным на формирование орфографической зоркости, а также способствующим развитию речи. Данная работа занимает на уроке немного времени, но приносит хорошие результаты. Учащиеся всегда с интересом выполняют данное упражнение. Особенно, учащимся нравится задания творческого характера, например, придумай рифму или измени концовку текста.

Группа упражнений, приведенных в качестве примеров описана не полностью. Главное помнить, что выбирая упражнения, важно предусмотреть определенную, конкретную цель поставленную на уроке.

Работа по формированию коммуникативной компетентности у учащихся требует от учителя методического мастерства, умения видеть всех, учитывая индивидуальные способности каждого. Ведь речь помогает младшему школьнику не только общаться, но и познавать мир. А свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе.

Список литературы

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области