Конспект коррекционного занятия для обучающихся с тяжелыми и множественными нарушениями развития 4 класс
Учитель Кухоренко Наталья Анатольевна ГБОУ СО «Нижнетагильская школа-интернат №2»
Тема: Вязаная сказка
Цели: 1)продолжить знакомство детей со способами изготовления одежды и аксессуаров;
2)развивать речь и познавательную активность детей через привлечение малых фольклорных жанров, иллюстрации с изображениями вязаных предметов;
3)развивать мелкую моторику детей через упражнения на имитацию прядения, сматывание клубков, распускание вязаных образцов;
4) способствовать эстетическому развитию детей через создание антуража русской светелки, через участие детей в демонстрации красивой вязаной одежды, через рассматривание авторских вязаных игрушек.
Ход
I Оргмомент
- Ребята, сегодня у нас необычный классный час. Посмотрите, как украшена наша классная комната. Эти красивые скатерти, подзоры, дорожки сделаны умелыми руками моей бабушки. Она приготовила их, когда была совсем юной девушкой, себе в приданое, чтобы сделать свой будущий дом уютным и красивым.
-А вот чем она создала такую красоту, вы узнаете, отгадав загадки.
Я из семейства спиц. Я брат своих сестриц. Скажу ради приличия: Имею знак отличия - На голове моей крючок, Чтоб я петлям расти помог. крючок | Я в твоих руках художник - Вышивать и шить люблю! Но со мной поосторожней, Как обижусь – уколю! игла | Две стройные сестрицы В руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки... И вот он — шарф для Петеньки. спицы | Пять их было тонких спиц, Шаловливых пять сестриц, Отыскали толстяка, Щекотали за бока, И за хвост его таскали, Долго по полу катали. С ними он весь день игрался, А под вечер потерялся. | «Где ты, друг наш толстячок, Где твой кругленький бочок?» - Звали так его сестрички. «Здесь!» — сказали рукавички. Клубок ниток |
Учитель показывает предметы для вязания.
II. Беседа
С давних пор русские женщины славились своим рукоделием. Где мы сейчас берем одежду? А давным –давно, когда еще не родились наши бабушки, магазинов не было, и всю одежду женщины шили и вязали сами. У нас на Урале лето короткое, а зима длинная, поэтому нужна была теплая одежда. Вот и приходилось женщинам рукодельничать. А знаете, кто им помогал?
Заплелись густые травы, Закудрявились луга, Да и сам я весь кудрявый, Даже завитком рога. Не пряду, не тку, А людей одеваю. баран | Идёт, идёт, бородой трясёт, Травки просит: "Ме-ме-ме, дай-ка травки мне-е-е". коза |
-Вот какие необычные помощники у русских женщин – баран Бяшка, да коза Машка.
- А как же они помогали, ведь они копытами ничего сделать не могут? А вот как: у барана шерсть густая да теплая. Ее состригали да чесали, а после пряли. У козы пух мягкий, шелковистый, тоже очень теплый. Шерсть и пух чесали, а после пряли на прялке. Вот посмотрите, чтобы получить нить ,нужно взять донце, положить на скамью, в донце вставить кудель с шерстью. Затем шерсть вытягивается и скручивается на веретено. Вот так получается пряжа (показываю процесс прядения шерсти).
Вытягивала женщина – пряха тонкую нить, да на веретено скручивала. А за работой пела песню красивую, чтобы нитка вышла ровной, да прочной.
III. Игровая программа
Выходят девочки, садятся за прялки и исполняют русскую народную песню «Позолоченная прялица»
Позолоченная прялица, Мы прядем, а нитка тянется, Мы прядем, а нитка тянется, Нам работа эта нравится. | Веретенце закружилося, Нитка ровной получилася, Нитка ровной получилася, Мы ничуть не притомилися. |
Эх, хороша нитка! Ровная прочная! Нужно ее в клубок смотать. Кто хочет попробовать? Кто ровнее и быстрее? Как в русской пословице говорится: «От скуки бери дело в руки».
Игра «Смотай клубочек»
Мы мотаем, нитка тянется,
А клубочек прибавляется,
А клубочек прибавляется.
Нам работа эта нравится.
Трудная это была работа. Пальцы уставали, спина болела, поэтому шерстяные нитки берегли. Даже если вещи из шерсти изнашивались, их не выбрасывали, а распускали и вязали из них что-нибудь другое.
-А вы сумеете распустить вязаную вещь? Давайте попробуем.
Игра «Распусти шарфик»
-Ну, молодцы. Возможно, когда вы подрастете, то сами сможете связать себе красивые шерстяные вещи. Сейчас вязанием занимаются не только женщины, но и мужчины. И у них тоже получаются очень красивые изделия.
Ой, ребята, пока вы были у меня в гостях, сколько дел добрых помогли переделать.
А что можно из нитей, которые мы смотали в клубки, сделать?
(Связать варежки, носки, шапку).
-Сегодня у нас в гостях мама нашего одноклассника, рукодельница. Давайте дадим ей клубки. Думаю, что она сумеет нас удивить своим рукодельем.
А мы с вами сейчас устроим показ мод.
Дети выходят по очереди в вязаных вещах, а учитель комментирует.
Чудесные вещи! Чувствуется, что вязали их добрые, любящие руки, чтобы дети были нарядными и здоровыми
Выставка вязаных игрушек.
- А вы знаете, что спицы да крючок – волшебные вещи? Они могут подарить детям сказку. В нашем городе живет удивительная женщина , увлеченная амигуруми-вязанием игрушек. У нее есть внучка, и для нее уральская мастерица вяжет игрушки.
Давайте посмотрим, кого же связала для внучки ее бабушка.
-Каких героев сказок вы узнали?
IV. Итог
-Молодцы, ребята, как здорово у вас все получается, как у взрослых. Мне очень хочется, чтобы вы все были добрыми, трудолюбивыми, послушными и заботливыми, а за это вас будут все любить.
Сейчас мы сможем сфотографироваться с этими удивительными игрушками.