Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Статья- рассуждение "А что же такое кукла"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«А что же такое кукла?»

«Достаточно присутствия человека, чтобы какой-нибудь причудливой формы предмет, к которому и не прикасалась рука человека, прикинулся куклой». «Все, на что устремляется человеческая фантазия, предполагая в нем живое, становится куклой».

Евгений Сперанский

Вместе с тем нередко можно встретить рассуждения о соотношении и взаимосвязи предмета и театральной куклы. И это не случайно. Но для того, чтобы понятие театр предметных кукол получило распространение в среде кукольников и вошло в обиход, нужно дать ему жизнь на кукольной сцене. А это совершенно нереально, так как до сих пор нет соответствующей драматургии. Почти любой предмет можно выступить и в качестве куклы.

А что же такое КУКЛА? Владимир Иванович Даль в своем знаменитом Словаре толкует это понятие как «сделанное из тряпья, кожи, битой бумаги, дерева и пр. подобие человека, а иногда и животного». Это понятие будет включать в себя детскую куклу и игрушку. Жизнь и функции куклы как игрушки, в отличие от куклы как произведения искусства, весьма специфичны и своеобразны. «Если кукла как произведение искусства (статуя) относится к высокохудожественному миру и требует созерцания с напоминанием “руками не трогать”, то кукла как игрушка нуждается не просто в зрителях, а в участниках игры. И если в первом случае аудитория только воспринимает информацию, заложенную в кукле (статуе) ее автором, то во втором случае аудитория, состоящая из активных участников игры, обогащает эту информацию, привносит нечто свое, рождающееся в процессе “общения” с куклой». «Кукла требует не созерцания чужой мысли, а игры. Поэтому излишнее сходство, натуральность, подавляющая фантазию, слишком большая подробность вложенного в нее сообщения ей вредят. Известно, что радующие взрослых дорогие “натуральные” игрушки менее пригодны для игры, чем схематичные самоделки, чьи детали требуют напряженного воображения. Е.В. Сперанский отмечает, что лишение куклы деталей, освобождение ее от подробностей служит средством для обобщения. Обобщение, в свою очередь, ведет нас по пути условности, а театры кукол могут придерживаться различной меры условности своего искусства. И только весь диапазон условности в целом можно назвать условностью театра кукол или «кукольностью». Отсюда следует, что куклу нужно принять или поверить в нее такую, какая она есть. «Искусство театра кукол представляет собой единство реального и нереального. То есть театр кукол имеет склонность к невероятному. В то же время он остается верен правде. Ибо если не остается никакой жизненной узнаваемости или реального смысла, то уже нет и художественного образа». Таким образом, театр кукол основывается на обобщении и условности. При этом ему свойственна эксцентричность. В итоге мы попадаем в мир фантастичности и сказочности. Такова природа этого театра чудес, где главное чудо — оживление неживой природы, оживление куклы в руках человека. Любой предмет, превозмогший свое утилитарное назначение и обнаруживший самостоятельную жизнь, вводится в права театральной куклы. Поскольку куклы относятся к разряду вещей и предметов, может возникнуть вопрос: зачем же еще вводить понятие «предметная кукла»? Ведь она по своей сути и так предмет. Вопрос закономерен. И все же на этом термине, ибо предметная кукла — это не кукла ВООВЩЕ, а кукла, созданная на основе определенных предметов.

ПРЕДМЕТНАЯ КУКЛА - театральная кукла, в основе которой — бытовой, обиходный предмет, исходная его суть не исчезает по ходу развертывания драматургического сюжета, а порой даже способствует становлению характера данного сценического персонажа.

Приведу пример:

Чайник — из него может родиться персонаж, весьма эмоциональный по своей натуре, легко возбудимый, готовый «закипеть» в любую минуту.

Лейка — в ней видится личность сентиментальная, готовая лить слезы по любому поводу.

Картофелина — по происхождению она явно из «низов». Существо простоватое и непритязательное.

Яблоко — в противоположность картофелине, героиня яркая и красочная, которая сразу же привлекает к себе внимание, требует любования.

Репа — нечто примитивное и не заслуживающее особого уважения. Деревяшка — подобная натура явно бесчувственна и глупа.

Мешок, набитый опилками или мочалом, — от героя с таким «содержанием», естественно, нельзя ожидать чего-либо дельного или путного.

Данные предметы могут служить головой куклы, рукавица, перчатка быть ее туловищем, или эти предметы могут составлять основу всей куклы (кукла из бутылки или из узлом завязанного платка). Предметная кукла — это кукла-импровизация, рожденная как бы из ничего, случайно, по ходу действия, на глазах у зрителей, как итог наглядного фантазирования. Такая трансформация предмета в сценический образ, как результат театральной игры и как чудо оживления мертвой материи, полностью отвечает эксцентрике театра кукол и специфике детского восприятия.

Все это как нельзя ближе к тому, что свойственно ребенку: фантазирование, ассоциативное мышление, сочинительство. Далее идет поиск, подбор материала, конструирование и всяческое рукоделие, ведущее к рождению сценического образа. Здесь важен даже не результат, а сам процесс детского творчества, ибо в это самое время происходит раскрытие творческого потенциала ребенка. Именно в игре ребенок живет полноценной жизнью, познает окружающий мир, в том числе сам себя. Это тот самый процесс, когда при раскрытии творческого потенциала человека идет саморазвитие личности, а в творчестве, как говорят научные авторитеты, создается и сам творец

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 05.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области