Технологическая карта образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста
(образовательная ситуация выстроена в технологии системно-деятельностного подхода по ФГОС ДО)
Образовательная область | Социально-коммуникативное развитие; познавательно развитие | ||||
Вид деятельности | Коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора | ||||
Возраст детей | 5-6 лет | ||||
Тема | Образовательная ситуация «Сказочная архитектура: дома из соломы, веток, кирпича» | ||||
Цель | Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о сказочной архитектуре (домах сказочных героев из соломы, веток, кирпича). | ||||
Задачи | Обучающие: | ||||
Развивающие: | |||||
Воспитывающие: | |||||
Предварительная работа | 1.Чтение англ. нар. сказки «Три поросенка» (традиционный вариант). 2.Виртуальная экскурсия по г. Мурманску. 3.Знакомство со строительными профессиями. 4.Рассматривание фотоальбомов по теме «Архитектура». | ||||
Технические средства обучения | Телевизор, планшет. | ||||
Наглядные средства обучения | 4D книга «Три поросенка», природные материалы. | ||||
Предполагаемый результат | В ходе проведения образовательной ситуации у детей будет сформировано представление о сказочной архитектуре из соломы, веток, кирпича и обогащены знания об архитектурных сооружениях Мурманска. | ||||
Этапы | Этапные задачи | Деятельность педагога | Деятельность, осуществляемая воспитанниками | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в игровую (проблемную) ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включиться в деятельность | Введение в игровую ситуацию. - Ребята, посмотрите, что я вам сегодня принесла. (Коробка). Как вы думаете, что в ней? -А давайте вместе посмотрим (кусочек кирпича, камень, песок, деревянный брусок, цемент) | Дети подходят к воспитателю. Дети высказывают свои предположения. Дети по очереди выкладывают материалы из коробки. | Настрой на предстоящую деятельность. | Включение детей в игровую ситуацию. Эмоциональ-ная реакция на содержимое коробки. |
Определение цели детской деятельности | Вопросы к детям: -А что объединяет эти материалы, как вы считаете? Где они используются? (на стройке). -О чём же, по вашему мнению, мы сейчас будем говорить? - Мы поговорим о свойствах строительных материалов и о том, как их нужно учитывать при строительстве архитектурных сооружений. | Дети высказывают догадки. Дети выдвигают предположения. | Контроль способа выполнения своих действий. Фиксация цели. Принятие учебной задачи. | Рассуждения детей. Речевая активность. Эмоциональная активность | |
Актуализация знаний | Организация познавательной деятельности в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, знания и опыт детей | Вопросы к детям: -Какие свойства материалов нужно учитывать при строительстве архитектурных сооружений? - Как вы думаете, много ли времени занимает строительство дома? -А почему бы тогда не ускорить этот процесс и не построить все дома, например, из соломы, листьев или веток и жить в них? - А какие сооружения можно построить из природного материала? -А в нашем городе есть архитектурные сооружения из соломы? Из веток? Из камня и кирпича? Показ фотографий на телевизоре | Дети отвечают на вопросы: Прочность, надежность, безопасность. Да, много. Их легко можно разрушить, не защитят от воров, создадут пожароопасную ситуацию, не спасут от непогоды, их могут погрызть зайцы и мыши., др. Шалаш в лесу, детский домик для игры, домик для белочки, др. Дети высказывают свои предположения и доказывают свою точку зрения. Дети рассматривают фотографии архитектурных сооружений Мурманска. | Удерживание учебной задачи | Ответы Детей. Познаватель-ная и эмоциональ-ная активность |
Затруднение | Фиксация затруднения. Понимание его причины. | Вопрос к детям: -Скажите, пожалуйста, а вы знакомы со сказкой, в которой герои построили себе дома из соломы, веток и камней? -Как она называется? -Что мы можем сделать, чтобы вспомнить её? Демонстрация книги с английской народной сказкой «Три поросёнка». Формулирование вопроса, вызывающего затруднение у детей: -Замечательно, у меня как раз есть книга с этой сказкой, но читать я ее вам не буду. Как вы думаете, почему? -Можно ли еще каким-то иным способом вспомнить содержание сказки? | Дети высказывают свои догадки: «Три поросенка» Прочитать сказку в книге, рассмотреть иллюстрации, посмотреть мультфильм, попросить взрослых рассказать ее. Устала, забыла очки, не хочется, др. | Фиксирование затруднений: дети не могут догадаться о способе решения проблемы. | Эмоциональный и познавательный отклик детей. Формулиро-вание затруднения. |
Открытие нового знания или способа действия | Формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. | - А в этом нам поможет планшет. Он волшебный и делает картинки в книжке «живыми». С его помощью сказку можно не только почитать, но и посмотреть, а также послушать в записи. Итак, сказка начинается. | Дети слушают сказку из книги в технологии «дополненная реальность» с использованием планшета. | Умение получать информацию для решения затруднения | Эмоциональ-ная активность |
Введение новых знаний в систему знаний | Фиксирование детьми новых знаний и введение их в активный словарь | Беседа по содержанию текста: - Из каких материалов строили свои дома поросята? А хотите проверить, на самом ли деле материалы имеют такие свойства? -Сейчас немножко отдохнем и экспериментировать начнем. ФИЗМИНУТКА ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. - Какой материал оказался прочнее и надежнее? Как вы это определили? Не зря волку не удалось свершить задуманное. Даже есть такая пословица: «Мой дом – моя крепость» - это как раз про ситуацию с поросятами. | Дети выполняют упражнения физкультминутки: Выросли деревья в поле. ( Дети стоят, руки на поясе) Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Потягивания - руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки, (Дети машут руками) Даже толстые стволы Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед – Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад) Он их вертит, он их крутит. Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем) Ветер стих. Взошла луна. Наступила тишина. (Дети садятся на стульчики) Дети совершают исследовательские действия с соломой, ветками и камешками (мнут, ломают, рвут, дуют, делают постройку). Детские рассуждения. | Контроль способа выполнения своих действий. | Ответы детей на вопросы Выполнение задания. |
Осмысление (итог) | Проговаривание детьми условий, которые помогли добиться цели. Подведение итога. | Воспитатель предлагает продолжить фразу своим вариантом ответа: «Что я узнал(а) нового и интересного сегодня…». | Дети перечисляют, что им запомнилось, что нового и интересного они узнали. | Умение подвести итог проделанной работы | Оценка детьми своей работы. |