Процесс сенсорного воспитания детей дошкольного возраста
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.
В раннем возрасте чувственное познание играет особую роль, так как именно этот возраст особенно благоприятен для развития и совершенствования органов чувств и накопления представлений об окружающей действительности. Отражение этой действительности обеспечивают сенсорные процессы, и именно от уровня их развития будет зависеть характер представлений, их точность, полнота и ясность. Поэтому развитие восприятия обеспечивает как развитие сенсорных процессов в целом, так и дальнейшее развитие познавательных процессов.
Процесс познания человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все формы познания – воображение, запоминание, мышление – строятся на той основе, которую создают образы восприятия.
Развитие восприятия – процесс сложный и многоступенчатый, который включает в себя как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, так и овладение способами обследования предметов. Именно сенсорное воспитание и направлено на обеспечение всего перечисленного.
Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.
Начиная с ХIХ века отечественные ученые занимаются исследованиями в области сенсорного воспитания.
В научной литературе существуют различные определения понятия «сенсорное воспитание».
Педагогический энциклопедический словарь определяет сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Благодаря сенсорному воспитанию ребенок начинает более полно воспринимать различные предметы, разнообразие их свойств и отношений.
Главной целью сенсорного воспитания является овладение ребенком сенсорной культурой. Благодаря работам М. Монтессори, понятие «сенсорная культура» прочно вошло в дошкольную педагогику.
Сенсорная культура – понятие, которое обозначает уровень ощущений и восприятия ребенка, как основу его успешной познавательной деятельности. Особое значение она получает в умении различать высоту и тембр звуков, их длительность и силу; цвета и оттенки; формы, сочетания форм и цветов. Освоение сенсорной культуры помогает лучшему пониманию произведений изобразительного и музыкального искусства, позволяет получать удовольствие от рассматривания картин, скульптур, прослушивания музыки и т. п..
Для того, чтобы решить познавательные задачи, которые ставит сенсорная культура, существуют специальные средства, называемые сенсорными эталонами.
Понятие «сенсорные эталоны» разработано А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это система чувственных качеств предметов, которые выделились в процессе общественно-исторического развития и предложены ребенку, чтобы он мог усвоить и использовать их в качестве образцов при исследовании объектов и анализе их свойств. Освоение сенсорных эталонов служит основой социализации ребенка с первых лет жизни.
Сенсорные эталоны цвета представляют семь цветов спектра и их оттенки по яркости и насыщенности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный).
Форму в качестве сенсорных эталонов характеризуют пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал).
Эталонные величины – метрическая система мер, меры веса, а также звуковысотный ряд, система фонем родного языка и т. д.
Овладение ребенком системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями имеет конкретный результат, выраженный в получении сенсорного опыта, который представляет накопленный запас ощущений и восприятий, получаемых в ходе овладения сенсорной культурой в процессе сенсорного воспитания.
В дошкольном детстве происходит переход от применения предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Без специально организованного сенсорного восприятия дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета), так как эти формы встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.
Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета и примерно к четырем-пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.
С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление только об отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношениях по величине между тремя предметами.
От усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок пяти-шестилетнего возраста переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. При помощи специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению осей или сторон, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Кроме общих 15 эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте.
Совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомятся с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. В процессе речевого общения дошкольники усваивают образцы, соответствующие системе звуков родного языка, в процессе музыкальной деятельности - образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д.
Усвоение сенсорных эталонов - только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой - это совершенствование действий восприятия.
У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Только к семи годам (и то не у всех детей) можно наблюдать вполне систематическое планомерное рассматривание предмета. Такие дети уже не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь только зрительным восприятием. У детей шести лет глаз движется почти исключительно по контуру фигуры.
В процессе осязательного ознакомления с фигурами, дети шести лет более или менее полно ощупывают контур фигуры кончиками пальцев.
На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.
Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (яблоко круглое, как мяч).
При необходимости определить форму предмета старшие дошкольники, если им дают в качестве образцов простейшие геометрические фигуры, прибегают к прикладыванию их к предмету и таким путем устанавливают сходство и различие.
Когда ребенку нужно определить цвет предмета, он также на первых порах пытается использовать реальный образец (карандаш, цветную палочку и т.д.).
Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму, ребенок действует путем проб и ошибок. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок замечает ошибки, несоответствия, учится их исправлять. Так формируется умение расчленять на составные части сложную форму предметов, устанавливать, как эти части расположены, связаны между собой. Моделирование превращается в способ анализа формы предмета.
Из собственного опыта в работе с детьми, мы обратили внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У детей, поступивших в детский сад плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика: дети не знают цвет, форму, качества предмета, многие из них, с трудом справляются с предложенным заданием (на лепке, рисовании), или же совсем не могут выполнить его без помощи взрослого и они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.
В нашей группе применяются следующие здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сенсорному развитию детей дошкольного возраста:
Игры с песком:
Эти пальчики щипают,
(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)
Эти пальчики гуляют,
(Указательный и средний "идут" по другой рук)
Эти - любят поболтать,
(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))
Эти - тихо подремать,
(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)
А большой, с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(Крутим большим пальцем вокруг мизинца)
Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)
Будем снова мы считать.
Раз, два, три, четыре, пять
(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке)
Мы закончили считать.
Также ее можно использовать для развития речи и воображения.
Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули.
На основе мониторинга было выявлено, что в процессе целенаправленной работы по сенсорному развитию в процессе игр и занятий по развитию сенсорной сферы и мелкой моторики, у детей значительно улучшились результаты в данной области. Дети научились выделять и называть цвета, форму и размеры предметов; стали более уверенно пользоваться карандашами, надевать кольца на пирамидки, выполнять пальчиковую гимнастику, играть в игры, требующие применения мелкой моторики.
Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Как следствие - задержка развития речи.
Используемая литература: