Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Процесс сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Целью работы является изучение содержания процессов сенсорного развития детей дошкольного возраста. Задачами работы явилось  анализировать литературу отечественных авторов по проблеме сенсорного развития детей и изучать интернет – ресурсы  раскрыть основные понятия по данной проблеме  рассмотреть возникновение и развитие сенсорных процессов у детей дошкольного возраста  подобрать игры по сенсорному развитию детей дошкольного возраста.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Процесс сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Значение сенсорного развития в дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе и для многих видов труда.

Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятий, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное развитие ребенка невозможно без опоры на полноценное восприятие. Восприятие — это непосредственное, чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.

Восприятие происходит при непосредственном участии органов чувств (глаз, ушей, чувствительных рецепторов кожи, слизистой рта и носа). Но наличие органов чувств — это лишь предпосылка для восприятия окружающего мира. Для полноценного сенсорного развития необходима тренировка органов чувств с самого рождения, только в этом случае у ребенка развивается способность тонко реагировать на сенсорные раздражители разного характера и интенсивности.

В раннем возрасте чувственное познание играет особую роль, так как именно этот возраст особенно благоприятен для развития и совершенствования органов чувств и накопления представлений об окружающей действительности. Отражение этой действительности обеспечивают сенсорные процессы, и именно от уровня их развития будет зависеть характер представлений, их точность, полнота и ясность. Поэтому развитие восприятия обеспечивает как развитие сенсорных процессов в целом, так и дальнейшее развитие познавательных процессов.

Процесс познания человеком окружающего мира начинается с ощущений и восприятия предметов и явлений. Все формы познания – воображение, запоминание, мышление – строятся на той основе, которую создают образы восприятия.

Развитие восприятия – процесс сложный и многоступенчатый, который включает в себя как усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, так и овладение способами обследования предметов. Именно сенсорное воспитание и направлено на обеспечение всего перечисленного.

Сенсорное воспитание – целенаправленный процесс, в ходе которого при организации правильного педагогического взаимодействия развивается восприятие, накапливается сенсорный опыт ребенка, формируются представления об окружающем мире.

Начиная с ХIХ века отечественные ученые занимаются исследованиями в области сенсорного воспитания.

В научной литературе существуют различные определения понятия «сенсорное воспитание».

Педагогический энциклопедический словарь определяет сенсорное воспитание как целенаправленное развитие и совершенствование сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

Благодаря сенсорному воспитанию ребенок начинает более полно воспринимать различные предметы, разнообразие их свойств и отношений.

Главной целью сенсорного воспитания является овладение ребенком сенсорной культурой. Благодаря работам М. Монтессори, понятие «сенсорная культура» прочно вошло в дошкольную педагогику.

Сенсорная культура – понятие, которое обозначает уровень ощущений и восприятия ребенка, как основу его успешной познавательной деятельности. Особое значение она получает в умении различать высоту и тембр звуков, их длительность и силу; цвета и оттенки; формы, сочетания форм и цветов. Освоение сенсорной культуры помогает лучшему пониманию произведений изобразительного и музыкального искусства, позволяет получать удовольствие от рассматривания картин, скульптур, прослушивания музыки и т. п..

Для того, чтобы решить познавательные задачи, которые ставит сенсорная культура, существуют специальные средства, называемые сенсорными эталонами.

Понятие «сенсорные эталоны» разработано А.В. Запорожцем в рамках теории формирования перцептивных действий. Сенсорные эталоны – это система чувственных качеств предметов, которые выделились в процессе общественно-исторического развития и предложены ребенку, чтобы он мог усвоить и использовать их в качестве образцов при исследовании объектов и анализе их свойств. Освоение сенсорных эталонов служит основой социализации ребенка с первых лет жизни.

Сенсорные эталоны цвета представляют семь цветов спектра и их оттенки по яркости и насыщенности (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, белый и черный).

Форму в качестве сенсорных эталонов характеризуют пять фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник и овал).

Эталонные величины – метрическая система мер, меры веса, а также звуковысотный ряд, система фонем родного языка и т. д.

Овладение ребенком системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями имеет конкретный результат, выраженный в получении сенсорного опыта, который представляет накопленный запас ощущений и восприятий, получаемых в ходе овладения сенсорной культурой в процессе сенсорного воспитания.

В дошкольном детстве происходит переход от применения предметных образцов, являющихся результатом обобщения собственного сенсорного опыта ребенка, к использованию общепринятых сенсорных эталонов. Сенсорные эталоны - выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Без специально организованного сенсорного восприятия дети обычно вначале усваивают только некоторые эталоны (формы круга и квадрата, красный, желтый, зеленый и синий цвета), так как эти формы встречаются чаще других. Значительно позднее усваивают дошкольники представления о треугольнике, прямоугольнике, овале, оранжевом, голубом, фиолетовом цветах.

Усложнение продуктивных видов деятельности ведет к тому, что ребенок постепенно усваивает все новые эталоны формы и цвета и примерно к четырем-пяти годам овладевает сравнительно полным их набором.

С большим трудом усваивают дети представления о величине предметов. Обычно к началу дошкольного возраста дети имеют представление только об отношениях по величине между двумя одновременно воспринимаемыми предметами. В младшем и среднем дошкольном возрасте у детей складывается представление о соотношениях по величине между тремя предметами.

От усвоения отдельных эталонов формы, цвета ребенок пяти-шестилетнего возраста переходит к усвоению связей и отношений между ними, представлений о признаках, по которым свойства предметов могут изменяться. При помощи специально организованной деятельности дети усваивают, что одна и та же форма может варьироваться по величине углов, соотношению осей или сторон, что формы можно сгруппировать, отделив прямолинейные от криволинейных. Кроме общих 15 эталонов величины у детей складываются представления об отдельных ее измерениях - длине, ширине, высоте.

Совершенствование представлений о цвете приводит к усвоению цветовых тонов спектра. Ребенок узнает об изменяемости каждого цвета по насыщенности, о том, что цвета разделяются на теплые и холодные, знакомятся с мягкими, пастельными и резкими, контрастными сочетаниями цветов. В процессе речевого общения дошкольники усваивают образцы, соответствующие системе звуков родного языка, в процессе музыкальной деятельности - образцы звуковысотных и ритмических отношений и т.д.

Усвоение сенсорных эталонов - только одна из сторон развития ориентировки ребенка в свойствах предметов. Вторая сторона, которая неразрывно связана с первой - это совершенствование действий восприятия.

У детей пяти и шести лет появляется стремление более планомерно и последовательно обследовать и описать предмет. При рассмотрении они вертят предмет в руках, ощупывают его, обращая внимание на наиболее заметные особенности. Только к семи годам (и то не у всех детей) можно наблюдать вполне систематическое планомерное рассматривание предмета. Такие дети уже не нуждаются в том, чтобы держать предмет в руках, они вполне успешно описывают его свойства, пользуясь только зрительным восприятием. У детей шести лет глаз движется почти исключительно по контуру фигуры.

В процессе осязательного ознакомления с фигурами, дети шести лет более или менее полно ощупывают контур фигуры кончиками пальцев.

На протяжении дошкольного периода складываются три основных вида действий восприятия: действия идентификации, действия отнесения к эталону и моделирующие действия.

Действия идентификации выполняются в случае, когда свойство воспринимаемого предмета полностью совпадает с эталоном, идентично ему (яблоко круглое, как мяч).

При необходимости определить форму предмета старшие дошкольники, если им дают в качестве образцов простейшие геометрические фигуры, прибегают к прикладыванию их к предмету и таким путем устанавливают сходство и различие.

Когда ребенку нужно определить цвет предмета, он также на первых порах пытается использовать реальный образец (карандаш, цветную палочку и т.д.).

Пытаясь воспроизвести в рисунке, конструкции, аппликации сложную форму, ребенок действует путем проб и ошибок. Созданные им рисунки, конструкции, аппликации представляют собой более или менее точные модели предметов. Соотнося эти модели с предметами, ребенок замечает ошибки, несоответствия, учится их исправлять. Так формируется умение расчленять на составные части сложную форму предметов, устанавливать, как эти части расположены, связаны между собой. Моделирование превращается в способ анализа формы предмета.

Из собственного опыта в работе с детьми, мы обратили внимание на то, что дети приходят в детский сад, не имея чувственного опыта. У детей, поступивших в детский сад плохо развиты не только сенсорные способности, но и мелкая моторика: дети не знают цвет, форму, качества предмета, многие из них, с трудом справляются с предложенным заданием (на лепке, рисовании), или же совсем не могут выполнить его без помощи взрослого и они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку.

В нашей группе применяются следующие здоровьесберегающие технологии, которые способствуют сенсорному развитию детей дошкольного возраста:

Игры с песком:

Эти пальчики щипают,

(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки)

Эти пальчики гуляют,

(Указательный и средний "идут" по другой рук)

Эти - любят поболтать,

(Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша))

Эти - тихо подремать,

(Безымянный и мизинец прижимаем к ладони)

А большой, с мизинцем братцем

Могут чисто умываться.

(Крутим большим пальцем вокруг мизинца)

Дружат в нашей группе (Хлопают в ладоши.)

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим (Стучат кулачками друг об друга.)

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца)

Будем снова мы считать.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибают пальчики поочередно, начиная с мизинца, на другой руке)

Мы закончили считать.

Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур – квадрата, треугольника, круга или предметы, похожие на эти фигуры, - колесо, пирамидка, модули. 

На основе мониторинга было выявлено, что в процессе целенаправленной работы по сенсорному развитию в процессе игр и занятий по развитию сенсорной сферы и мелкой моторики, у детей значительно улучшились результаты в данной области. Дети научились выделять и называть цвета, форму и размеры предметов; стали более уверенно пользоваться карандашами, надевать кольца на пирамидки, выполнять пальчиковую гимнастику, играть в игры, требующие применения мелкой моторики.

Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. Как следствие - задержка развития речи.

Используемая литература:

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 06.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области