«Образ матери в искусстве».
- Ребята, загадаю я загадку
Сможете вы отгадать?
Кто на свете всех нежнее
Надо вам узнать!
Кто накормит вкусной кашкой
Рано поутру?
Кто дурачится с тобою
И дудит в трубу?
Кто штаны тебе подтянет
Или вытрет нос?
Кто гулять с тобою выйдет
В дождь или в мороз?
Кто тебя обнимет нежно
И к груди прижмет?
Кто надежный и хороший-
Самый лучший друг?
-Конечно, это мама.
Ведь в мире нет её роднее, Справедливей и добрее
Ребята, а вы знаете какой праздник будет в это воскресенье?Поэтому сегодня мы с вами поговорим о мамах, нежных, добрых, ласковых и самых любимых. Закройте на минутку все глаза и вспомните свою маму. А теперь ласково произнесите слово «мама».
- Почувствовали, как стало теплее? Как вы думаете, почему? (Ответы детей)
Давайте сейчас поиграем в игру «Какая мама? » и скажем о маме все самые хорошие слова. Каждый назовёт по одному слову, не повторяя уже сказанные слова. (Играем стоя с мячом).
А как вы думаете, у великих писателей, композиторов, художников были мамы? А как они о них рассказывали? Как писатели рассказывали о своих мамах? (писали стихи). Как композиторы? (сочиняли музыкальные произведения). Как художники? (писали картины). Конечно, вы всё правильно назвали!
Для каждого человека мама – самый добрый, самый заботливый, и вообще, самый главный человек в жизни! Поэтому женщин – матерей всегда прославляли во все времена художники, поэты и композиторы.
- Посмотрите на картину замечательного русского художника Алексея Гавриловича Венецианова, написанную очень давно. Она называется «На пашне. Весна».
(Дети рассматривают картину, звучит мелодия Дж. Ласта «Одинокий пастух»)
- Ребята, какое время года изображено на картине? (Ответы детей)
Правильно, выдался чудесный весенний теплый день. По ясному небу плывут облака. Крестьяне вышли в поле на работу.
- Кого художник изобразил в центре картины? (Ответы детей)
В центре картины мы видим молодую женщину – крестьянку, которая ведёт лошадей.
- А кто ещё изображён на картине? (Ответы детей)
Мы видим малыша, который сидит невдалеке от мамы на краю поля и играет с васильками. Крестьянка ведет лошадей и нежно и ласково присматривает за своим ребенком.
- Ребята, посмотрите, во что одета изображённая художником женщина? (Ответы детей)
Эта молодая крестьянка одета в простую белую рубашку и цветной сарафан. На голове невысокий кокошник, ноги её босы. Так одевались женщины раньше. Но обратите внимание, как красива эта молодая женщина в простой русской одежде, как легко и плавно она движется, словно парит босыми ногами над рыхлой, еще сырой землёй. А ведь выполняет она очень тяжёлую работу.
- Как вы думаете, что она делает? (Ответы детей)
По широкому полю крестьянка ведёт лошадей, которые тянут за собой тяжёлую борону. - А для чего она это делает? (Ответы детей)
Правильно, чтобы взрыхлить землю и посеять семена ржи, пшеницы. Взойдут упавшие в землю зерна, заколосятся поля и будет хороший урожай. А значит, будет хлеб, которым можно накормить всю свою семью, а главное – детей!
- Ребята, как вы думаете, почему ребёнок находится здесь же, на поле? (Ответы детей)
Любящие и заботливые мамы никогда не оставляют своих детей одних, оберегая их от опасностей. Это сейчас ваши мамы уходят на работу и спокойно оставляют вас в детском садике, зная, что под присмотром воспитателей с вами ничего не случится. А раньше детских садиков не было и женщинам приходилось всегда брать детей с собой, где бы они ни были. Поэтому эта молодая мама взяла своего малыша в поле. Заняв его игрой с цветами, она выполняет тяжёлую работу, но ни на минуту не оставляет сына без внимания, наблюдая за ним.
- А давайте представим, что ребёнок заплакал. Как вы думаете, почему это может произойти и что тогда сделает мама? (Ответы детей)
* Например, он может проголодаться и тогда мама тут же бросит свою работу и покормит его.
* Или он может чего – то испугаться или просто соскучится, и тогда мама подойдет и обнимет его так нежно и ласково, что все страхи обязательно уйдут прочь.
- Вам понравилась эта картина? Какую маму показал в ней художник? (Ответы детей)
Правильно, в ней художник показал нам простую русскую женщину – крестьянку, молодую маму, трудолюбивую, ответственную за своего ребенка, заботливую и внимательную.
- А сейчас я вам хочу показать еще одну картину. Перед вами «Мадонна» великого итальянского художника Рафаэля.
(Дети рассматривают картину, звучит «Аве Мария»)
- Расскажите, кто изображен на картине? (Ответы детей)
Мы видим милую светловолосую молодую женщину, маму, которая держит на руках своего ребёнка.
- Ребята, внимательно всмотритесь в лицо женщины, какое оно? Как она смотрит на своего малыша? (Ответы детей)
Мама смотрит на своего ребёнка ласково и с большой любовью. Такое впечатление, что она что – то напевает ему или шепчет какие – то нежные слова.
- А теперь обратите внимание на руки женщины. Как они держат малыша? (Ответы детей)
Мама нежно обняла своего ребёнка и прижалась к нему. Как уютно малышу в этих тёплых и надёжных маминых руках.
- Можно ли сказать, что малыш и его мама счастливы?
Конечно, они кажутся нам самыми счастливыми на свете.
- Ребята, а как вы думаете, а когда малыш спать захочет, как мама его успокоит?
(Ответы детей)
Она его покачает и споёт колыбельную песню, которая поможет ему заснуть. Может быть, вот такую.
- Эта мамина песня полна любви и заботы о своём ребёнке. Ребята, а вам ваши мамы пели колыбельные, когда вы были маленькими? А может кому-то и сейчас еще поют? Сможете напеть мамину песню, какие слова были в ней? (Ответы детей)
- Ребята, а эта картина вам понравилась? Какую маму показал в ней художник?
Правильно, нежную, добрую, ласковую. А ещё он показал, как счастлива мама, когда у неё есть малыш. Вот так же счастливы и ваши мамы, потому что у них есть вы. И всю свою огромную любовь они отдают только вам.
Ребята присаживаетесь на свои места. Я предлагаю поиграть в игру «Я начну, а вы продолжите». Я начну говорить пословицы о маме, а вы продолжите её.
• При солнышке тепло, при матери - добро.
• Нет милее дружка, чем родная матушка.
• Мать - всякому делу голова.
• Материнская ласка конца не знает.
• Родных много, а мать роднее всего.
Педагог: А скажите мне, пожалуйста, пословицы - это что такое? (Устное народное творчество). Так про мам говорил народ.
Педагог: А теперь, ребята, послушайте как великий поэт Алексей Плещеев написал о свей любви к свое маме в стихотворении «Кто вас, детки, крепко любит?
Кто вас, детки, крепко любит?
Кто вас нежно так голубит,
Не смыкая ночи глаз,
Кто заботится о вас? - Мама дорогая!
Колыбель кто вам качает,
Кто вас песней забавляет
Или сказку говорит,
Кто игрушки дарит? - Мама золотая!
Какими словами автор описал маму? (золотая, дорогая). А вы знаете стихи про мам? (Дети читают стихи про мам). Молодцы, спасибо, красивые стихи прочитали.
Педагог: Ребята, а как можно поздравить мам? (Что-то сделать своими руками и подарить). Молодцы, правильно.
И, может быть, когда вы подрастёте, кто-нибудь из вас тоже расскажет всем о своей маме: кто-то станет знаменитым поэтом и сочинит замечательное стихотворение, или будет великим художником и напишет мамин портрет, а может кто-то станет известным композитором и придумает красивую мелодию, полную нежности и любви. А пока, ребята, почаще радуйте своих мам успехами, не обижайте их, во всём помогайте и делайте подарки не только в праздники, но и в обычные дни.