Критериальное самооценивание и взаимооценивание
в начальной школе
Наша группа работала над темой " Современные средства оценивания результатов обучающихся".
Ставила перед собой цель: изучить содержания и методы контроля и оценки учебных достижений учащихся в соответствии ФГОС.
Задачи:
Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые требования. Обучающиеся школы учатся оценивать себя, свои успехи в учёбе, анализируют новую информацию, оценивают не только свои результаты учёбы, но и работу одноклассников.
«Оценивание» означает в переводе с латинского языка «сидеть рядом» потому что один внимательно наблюдает за тем, что делает и говорит другой. А если это самооценивание, то о своих собственных знаниях, понимании или поведении размышляет сам ученик.
Самооценивание начинается в 1 классе с того, что ребёнок сам участвует в выработке критериев оценки, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Традиционная отметка как инструмент оценивания не может решить задачу формирования адекватной самооценки. Если ученик не участвует в выработке критериев, то самостоятельно объективно оценивать себя не сможет.
А чтобы научить этому, в практике своей работы мы используем критериальное оценивание.
На наш взгляд, технология критериального оценивания
Для того, чтобы критериальное оценивание приносило свои результаты необходимо, чтобы оно было:
Основной смысл критериального самооценивания, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности, но и процесс работы, приводящей к этому результату.
В практике своей работы для формирования самооценки используем следующие приёмы оценивания.
На этапе рефлексии:
У детей для этого есть две карточки (смайлики) - грустный и веселый. Ответив на вопрос учителя или выполнив задание, дети оценивают свои возможности и поднимают т карточку, сообщая о том, насколько им по силам предложенная задача.
Используем такие карточки и на разных этапах урока, чтобы увидеть, готов ли класс продолжить работать, понял ли предложенный материал, достигнуты ли ожидаемые результаты, реализованы ли цели урока.
Я узнал, что …
Я запомнил …
Я смог …
Я знаю …
Мне было трудно…
Мне было интересно…
Могу себя похвалить за …
Для оценки самостоятельных работ:
Вид задания | Словарная работа | Составление предложения | Разбор предложения |
Ученик | |||
Учитель | |||
Итоговый вывод |
Это позволяет оценить уровень объективности самооценки обучающихся и спланировать дальнейшую с ними индивидуальную работу.
Цель оценивание не в определении, кто лучше, а кто хуже, а в создании условий для достижения учащимися наивысших результатов.
Критериальное оценивание– это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Поэтому вместе с детьми разработываем критерии к разным видам деятельности. Например, при списывании текста:
В своей работе используем критериальное самооценивание и взаимооценивание. Например, используем на уроках парное взаимооценивание, когда обучающиеся обмениваются работами и оценивают работу друг друга с использованием вышеперечисленных условных знаков. В ходе такой работы используются так же оценочные листы, которые разрабатываем сами или прибегаем к помощи интернета.
Примеры оценочных листов.
Урок технологии
Что делаем | Кто делает | Отметка о выполнении (+ или –) |
Лист оценивания на уроке технологии
Название группы ______________________________
Фамилия и имя ___________________________________
Оцени работу своей группы. Отметь вариант ответа, с которым ты согласен (согласна).
А. Да, все работали одинаково.
Б. Нет, работал только один.
В. Кто-то работал больше, а кто-то меньше.
А. Работали дружно, ссор не было.
Б. Работали дружно, спорили, но не ссорились.
В. Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.
А. Да, все получилось хорошо.
Б. Нравится, но можно было бы сделать лучше.
В. Нет, не нравится.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Лист оценивания работы на уроке литературного чтения
Урок ____________________________________________
Название группы _______________________________________________
Что делаем на уроке | Кто выполнял (пара или один человек) | Отметка о выполнении: «!» - всё верно, «+» - есть ошибки, « –» - не справились. | Дополнение к оценке группы |
- один человек | |||
- вся группа | |||
6. Общий итог по уроку. |
Следующий лист оценивания использую на разных этапах урока по математике. На листе указаны задания, которые взяты под контроль. Первые два задания использую на этапе актуализации знаний, третье задание - на этапе изучения нового материала и последнее задания - на этапе рефлексии.
Лист оценивания работы обучающегося на уроке математики
Тема урока «Страничка для любознательных»
Урок ______________________________________________________________
Ф.И. обучающегося____________________________________ Класс_________
Задание | критерии | Оценка о выполнении (!, +, –) | ||||
акктуратность | правильность | внимательность | быстрота | |||
Игра «Самый внимательный» | ||||||
«Послушай и запиши» | ||||||
«Реши задачу» | Кр. запись | Решение | Ответ | Схема | ||
«Подумай и сравни» | ||||||
Итоговая оценка за работу |
Оцени свою работу. Отметь нужное место на линейке знаком x.
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
\
Лист оценивания работы
Урок ____________________________________________
Ф.И. | ||||
Задание по русскому языку | ||||
Проверяемое | Проверочное | |||
ед.ч. или мн. ч. | уменьш. – ласкательное | Другое однокоренное | ||
Ст…ной | ||||
Л..сичка | ||||
Л…сной | ||||
Тр…ва | ||||
Сл…ва | ||||
Оценка работы обучающегося | «!» - всё правильно «+» - есть ошибки, но сам исправил «-» - не выполнил задание | Оценка учителя |
Лист оценивания учащегося Ф.И. ____________________ Корондаш, ручьки, пинал и тетратки у меня в порядке. Оцени свою работу и нарисуй смайлик. |
На наш взгляд, именно сформированная самооценка и взаимооценка позволяет обучающимся правильно понять степень своего знания и незнания, умения и неумения, а потому стать одним из главных способов формирования внутренних мотивов познавательной деятельности. Мы считаем, что критериальное оценивание помогает обучающимся увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности.
К современным средствам относятся мониторинг, рейтинговая система оценивания, педагогические тесты, учебное портфолио.
Используемая литература:
Интернет ресурсы: