Художественное исполнение произведения как особый метод приобщения ребёнка к музыкальному искусству.
Приобщение ребёнка к музыкальному искусству совершается самой музыкой. Но музыку надо услышать, и это возможно только благодаря исполнителю, а на занятиях с детьми – педагогу - исполнителю. К нему и предъявляются высокие требования исполнительства. Очень важно, чтобы первое общение ребёнка с музыкой в дни раннего и дошкольного детства окрасилось для него светлой радостью, вызвало положительные эмоции, потребность повторной встречи с прекрасным. Позднее, когда дети становятся старше, общение с музыкой принимает новые, более сложные формы: более глубокого сопереживания художественным образам, понимание идеи и содержания произведений, выделения любимых произведений, осмысления художественной музыкальной формы. Происходит постепенный переход от первого радостного восприятия музыки к радости простейшего исполнения, а в более старшем возрасте, в соответствии с развитием музыкальности, к исполнительской и творческой музыкальной деятельности. Этот важный процесс обусловливается с самого начала мастерством исполнения музыкальных произведений педагогом – музыкантом, его высокой профессиональностью, собственным эмоциональным отношением к музыкальному произведению, проникновением в его идею, образы, которые покоряют маленьких слушателей. В хорошем исполнении педагогом музыка правдиво отражает окружающий мир ребёнка. Произведения содержат многообразную гамму разных оттенков, вызывающих у детей созвучное им настроение: бодрость, лиричность, грусть, тревогу, веселье, юмор, светлую радость. Разнообразие музыкальных образов, смена их эмоционального колорита оказывает воспитательное влияние на детей, даёт возможность пережить яркие эмоции, обогащающие внутренний мир ребёнка. Хочется вспомнить слова К. И. Чуковского: « Вся наша задача заключается в том, чтобы пробудить в восприимчивой детской душе эту драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться, без которой человек – не человек». Во время слушания « Детского альбома» П. И. Чайковского, дети так радовались красивой кукле и очень переживали, когда она заболела, некоторые дети плакали, так прониклись, когда пришёл доктор и ставил ей уколы. Дети сами придумывали рассказы после прослушивания разнохарактерной музыки. Музыкальное произведение всегда будет своеобразно в зависимости от личности исполнителя, его вдохновения. Выдающийся пианист Г.Г. Нейгауз говорил о том, что надо « играть так, чтобы музыка нравилась слушателю, чтобы она трогала, чтобы она доставляла радость, чтобы она заставляла сильнее любить жизнь, сильнее чувствовать, сильнее желать, глубже понимать…». Чтобы достигнуть такого высокого уровня артистичности исполнения музыкального произведения для детей, от педагога требуется понимание сущности музыкально – эстетического воспитания, ответственности за стоящую перед ним задачу и ежедневная кропотливая, добросовестная, увлекающая его работа по совершенствованию своего исполнительского мастерства. Для того, чтобы сохранить необходимый контакт со своими маленькими слушателями, следить за динамикой восприятия ими музыки, желательно быть свободным от нот и играть наизусть, почти не глядя на руки, чаще обращаясь к детям. Слушая музыку, они должны видеть лицо педагога, его глаза, улыбку – чувствовать с ним эмоциональное общение. Для этого педагог заранее готовится к музыкальным занятиям, разучивает нотный текст, музыкальные пьесы, танцы, музыкальные игры. Твёрдо выучив нотный текст, он сыграет произведение уверенно, свободно, с настроением. Такое исполнение вызывает у детей ответную радостную реакцию, восхищение, любовь к музыке и музыкальным занятиям. Таким образом, художественное исполнение педагогом музыкальных произведений, репертуар которых определяется « Программой воспитания в детском саду», следует считать ведущим, решающим методом приобщения ребёнка к музыке. Показ приёмов занимает одно из основных мест в методике педагога. Таким наглядно – выразительным показом может быть исполнение для детей как музыкального произведения в целом, так и его отдельных фрагментов. Например, чтобы ознакомить детей с новой песней, которую они будут разучивать, педагог исполняет её в целом. Своим пением он стремится привлечь внимание детей к художественному образу музыкального произведения, дать им возможность воспринять его целостно, вызвать эмоциональный отклик, сопереживание образа, вовлечь в общую эмоциональную настроенность песни, дать пример эмоционального наглядно – выразительного исполнения как пример на будущее её исполнение самими детьми. Следовательно, выразительность детского исполнения находится в зависимости от исполнения взрослого, сумевшего верно передать эмоциональный характер песни. Не менее важным методическим приёмом является наглядно - выразительное исполнение фрагментов песни в рамках отдельных музыкальных фраз, предложений, частей. Это необходимо в целях показа правильности интонации, дыхания, характера звучания, эмоциональной выразительности исполнения. Наглядно – выразительный показ приёмов исполнения применяется при детализации музыкальных заданий: показать смену темпа – ускорение, замедление, точное начало песни после вступления, уточнить мелодическую интонацию музыкальной фразы. Метод наглядно – выразительного показа приёмов исполнения важен и для музыкально – ритмической деятельности детей – музыкальных игр, танцев, хороводов, упражнений. Прежде всего важна согласованность движений с музыкой. Это требует от педагога безукоризненного владения соответствующими навыками. Очень важен показ танца в целом, когда он построен на движении в парах или его можно показать в небольшом кругу. Прекрасной формой проявления творчества у старших дошкольников являются переплясы – импровизации двух и более детей, а также двух подгрупп. К самостоятельному творчеству дети подводятся постепенно, в порядке последовательности от простых к более сложным. Наглядно – выразительный показ приёмов исполнения важен и при обучении детей на различных музыкальных инструментах. Ребёнка надо учить играть какую – либо знакомую ему мелодию народной или детской песни, необходимо выработать правильный навык обращения с каждым инструментом, приём извлечения звука ( молоточком на металлофоне, извлечение звука на триоле). Музыкальный инструмент помогает ребёнку в развитии слуха, сосредоточивает восприятие, придаёт свободу творческим действиям и облегчает его музыкальную деятельность. У ребёнка свой мир чувств, ощущений, восприятий, но в силу возрастных особенностей слишком мал жизненный опыт, вот почему педагог, учитывая разнообразие тематики и содержания музыкальных произведений, предвидит взаимосвязь обучения и воспитания.