Филатова Юлия Валерьевна
Инструктор по ФК
МАДОУ «Детский сад № 350 г. Челябинска»
«Развитие пространственных представлений в группе у детей с ОВЗ с посредствам подвижных игр»
Развитие пространственных представлений играет большую роль в социальной адаптации ребенка и создает основу для успешного овладения его физической и учебной деятельностью. У детей с ограниченными возможностями здоровья формирование пространственных представлений нарушено, и имеет свои особенности, связанные с поражением головного мозга. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к проблемам: в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания.
Учащиеся путают правую и левую стороны, не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, недостаточно ориентируются в планах-схемах местности, в географической карте, в изобразительной деятельности характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа.
В ходе специальных коррекционных занятий, особое внимание уделяется формированию пространственных представлений. Большую роль в овладении пространственными отношениями играет ведущий вид деятельности - игра. Именно через игру ребенок включается в активный познавательный процесс и наиболее полно и успешно осваивает весь объем знаний, характерный определенному возрасту.
Поэтому упор на игру - это важнейший путь формирования у детей представлений о пространстве.
Цель: оздоровление ребенка, физическое воспитание и совершенствование техники движений, воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья, для полноценного физического воспитания детей;
2. Включение оздоровительных технологий в педагогический процесс;
В нашем детском саду занятия по физическому воспитанию осуществляются с детьми с ОВЗ.
Данные дети требуют особый подход в работе физической культурой, в частности одним из важных условий является индивидуальный подход. Группа воспитанников с ОВЗ весьма неоднородна, характерными особенностями таких детей являются различные нарушения в развитии: нарушение речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, на занятиях необходимо учитывать принципы организации коррекционной работы:
Физическое развитие
У детей с ЗПР в соматическом состоянии наблюдаются частые признаки задержки физического развития. Недостаточная четкость основных движений. Неловкая походка. Слабая регуляция мышечных усилий. Трудности зрительно-двигательной координации. Трудности самостоятельного выполнения двигательных упражнений.
Развитие необходимых умений и навыков
Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации):
Накопление и обогащение двигательного опыта (овладение основными движениями):
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании:
Как говорил Василий Александрович Сухомлинский:
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В. А. Сухомлинский).
Беседуя с детьми группы ЗПР, выяснили, что дети знают некоторые правила дорожного движения, но не умеют их применять. Проведение дней здоровья, досуговых мероприятий, подвижных игр, что является любимым видом деятельности детей. В них дети реализуют себя как активные участники дорожной ситуации.
В органике ребёнка уже от природы заложена игра. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД в близкие дети подвижной игре, отражающей правила безопасного дорожного движения. Ребёнок не только запомнит и усвоит ПДД, но и осознает, где и когда можно безопасно и весело играть.
В своей работе, я часто использую такие подвижные игры как: «Огни светофора», в которой дети себя почувствовали в роли пешеходов и водителей автомобилей.
В данной игре дети развивали логическое мышление и зрительное восприятие, а также пространственное представление.
Ну и конечно же детям необходимы игры и малой подвижности. Способствующие развитию памяти, сообразительности и наблюдательности, координации движений, ориентировки в пространстве и двигательных умений.
В данной игре «Повороты», дети проявили знания право, лево, вперед.
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства:
Для более эффективной работы физической культуры, присутствует постоянное взаимодействие с другими специалистами образовательного учреждения, а именно с дефектологом, логопедом, психологом, воспитателями. Это дает возможность более эффективного включения некоторых воспитанников в процесс обучения.
Формы и приемы организации образовательного процесса
по образовательной области «Физическое развитие»
Совместная образовательная деятельность педагогов и детей | Самостоятельная деятельность детей | Образовательная деятельность в семье | |
непосредственно образовательная деятельность | образовательная деятельность в режимных моментах | ||
Физкультурные занятия: Общеразвивающие упражнения: Игры с элементами спорта. Спортивные упражнения | Индивидуальная работа с детьми. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Утренняя гимнастика: -классическая, -игровая, -полоса препятствий, -музыкально-ритмическая, -аэробика, – имитационные движения. Физкультминутки. Динамические паузы. Подвижные игры. Игровые упражнения. Игровые ситуации. Проблемные ситуации. Имитационные движения. Спортивные праздники и развлечения. Гимнастика после дневного сна: -оздоровительная, -коррекционная, -полоса препятствий. Упражнения: – корригирующие -классические, – коррекционные. | Подвижные игры. Игровые упражнения. Имитационные движения. | Беседа Совместные игры. Походы. Занятия в спортивных секциях. Посещение бассейна. |
Занятия-развлечения Занятия | Объяснение Показ Дидактические игры Чтение художественных произведений Личный пример Иллюстративный материал Досуг Театрализованные игры | Сюжетно-ролевые игры Подвижные игры | Беседа Совместные игры Чтение художественных произведений |
Содержание коррекционно – развивающей работы