Социализация.
Часто встает вопрос, что влияет на человека больше. Среда или наследственность?
Мы считаем, человек по-разному реагирует на изменения социальных условий, что зависит от характера и характеристик среды, в которой он был сформирован и в которой он существует в настоящее время
Для ребенка, воспитываемого в интернате, наиболее значимыми объектами социализации являются коллектив, сверстники, воспитатели и т. Д. Формирование представлений ребенка о той или иной социальной роли не может быть чем-то второстепенным. А наоборот, является важным моментом для его становления как личности. Но у детей-сирот эти представления в силу известных причин и обстоятельств часто искажаются. Как правило, отсутствие у сироты нормальных контактов и взаимоотношений с ближайшим окружением закономерно приводит к деформации его представлений о роли личности в обществе (в том числе о роли собственной личности).
Дети приходят в учреждение, испытав на себе нежелательное влияние самых разных ситуаций. Имея обиду, ненависть, разочарование. Есть дети, которые никогда не видели своих родителей и поэтому имеют самое отдаленное представление о роли отца и матери в жизни детей.А есть социальные сироты, которые все еще находятся под влиянием семьи, хотя и не живут в ней. Однако, дети не прекращают, так или иначе, стремиться к ним, часто ища оправдания своему антиобщественному поведению. У детей сохраняется тяга к родителям. Они подражают им.
Особую сложность представляет работа воспитателя, который сталкивается с данными проблемами.Сложность социализации - это целый комплекс трудностей, с которыми сталкивается ученик при овладении той или иной социальной ролью. Сложности в освоении социальной роли возникают у ребенка чаще всего, когда он не осведомлен о сути этой роли, либо информация об этой роли не соответствует действительности, либо у ребенка нет возможности испытать себя в этой роли.
У ребенка, воспитываемого в интернате, практически нет «личного пространства», которое дает ему возможность уединиться, побыть одному. С некоторой долей условности личным пространством можно считать прикроватную тумбочку с личными вещами, порядок и содержание которых контролирует воспитатель.
Организация жизни в нашем учреждении ставит воспитанника перед необходимостью выполнять четко определенные социальные роли (воспитанник, ученик). Долгое время, находясь в рамках этих ролей, ребенок теряет способность проявлять собственную индивидуальность и свободно выражать себя, что не позволяет ему со временем найти в себе опору.
Самым серьезным последствием сиротства является потеря доверия к взрослым, к миру. Это приводит к потере развития таких качеств как трудолюбие, доброжелательность, инициативность. Желания добиться высоких результатов в жизни. Дети неадекватно воспринимают социальные отношения. Чтобы достичь социализации воспитанников необходимо применить комплекс мер. Необходима работа многих специалистов. Школа, психологи, социальные работники, дефектологи, волонтеры. Это все влияет на успех социализации воспитанников.
Мы считаем необходимостью для успешной социализации проводить ряд мероприятий с привлечением различных структур города. Интеграция всех служб.