Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Секреты русского языка»
Разработана
учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Рамазановой А.Р.
г. Уфа
Пояснительная записка
Программа работы с одаренными детьми по русскому создана на основе:
Подготовка к олимпиаде должна проводиться целенаправленно и систематически уже на этапе начального, когда среди школьников явно выделились имеющие склонности и способности к русскому языку. Олимпиада - это проверка не только обязательного минимума, полученного на уроках, но и показатель углубленных знаний, добытых учеником самостоятельно из специальной и справочной литературы. Но у многих ли учеников развиты когнитивные умения? Даже старшеклассникам требуется помощь учителя в отборе материала, его осмыслении и практическом применении. Чтобы в 4 классах ученик мог добиться высоких результатов на предметных олимпиадах различного уровня, работать с ним кропотливо, систематически и целенаправленно надо начинать уже сейчас, в1-2 классе:
Цель данного курса – углубить знания учащихся по русскому языку, сформировать устойчивую положительную мотивацию к овладению нормами литературного языка, обогатить речь учащихся, расширить их словарный запас.
Программа включает в себя 4раздела:
Занятия 1 раз в неделю. За год 34 занятия. Продолжительность каждого занятия 40 минут.
Цель работы :
Создание условий для развития интеллектуального потенциала, творческих способностей и личностных качеств учащихся первой ступени обучения.
Задачи:
Принципы работы :
Формы выявления одаренных детей:
Формы работы:
Дополнительные занятия с одарёнными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, дискуссии, консультации по возникшим проблемам.
Участие в школьных, городских, всероссийских и международных олимпиадах по предметам (русский язык, Использование современных средств информации (Интернет, медиатека, компьютерные игры по предметам, электронная энциклопедия).
Планируемые результаты учебного предмета
Занятия должны помочь учащимся:
Критерии оценки выполнения программы
Оценка результативности осуществляется по системе критериальных признаков, сущность которых сводится к следующему: эффективность программы определяется продуктивностью и качественным ростом каждого одаренного ребенка. Также можно отметить критерием выполнении программы будет являться успешное выполнение олимпиадной работы конце года
Место предмета в учебном плане
Данный курс рассчитан на учащихся 2 классов из расчета 1 час в неделю- 34 занятия в учебном году, реализуется за счёт часов Базисного учебного плана, выделенных на внеурочную деятельность (научно-познавательное направление) и соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, учитывает психологические и возрастные особенности детей.
Содержание разделов программы
Учебно – тематический план
Раздел, тема | Общее количество часов |
Фонетика | 2 |
Словообразование | 5 |
Лексика | 9 |
Морфология | 6 |
Пословицы и поговорки | 2 |
Игротека | 10 |
Итого: | 34 |
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика: игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика: игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмами и архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика: игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика: игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые задания на развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания, направленные на развитие познавательных способностей, отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку, на проверку знаний по русскому языку.
Календарно- тематическое планирование
2-й класс (34ч)
№ | Дата по плану | Дата по факту | Тема | |
1 | Что мы знаем о звуках и буквах. | |||
2 | Что такое лексика? | |||
3 | Однозначные и многозначные слова. | |||
4 | Однозначные и многозначные слова. | |||
5 | Многозначность и омонимия фразеологизмов. | |||
6 | Синонимия и антонимия фразеологизмов. | |||
7 | Игротека. Слова - братья. Слова – наоборот. | |||
8 | Пословица недаром молвится. | |||
9 | Игротека. Играем со словарными словами. | |||
10 | Волшебник –ударение. | |||
11 | Такие разные согласные. | |||
12 | Игротека. Секреты некоторых букв. | |||
13 | Шарады, анаграммы и мегаграммы | |||
14 | Ещё раз о синонимах и антонимах | |||
15 | Игротека. Слова, обозначающие предметы. | |||
16 | Игротека. Слова, обозначающие действия предметов. | |||
17 | Слова, обозначающие признаки предметов. | |||
18 | Игротека. | |||
19 | Хитрые вопросы по словообразованию. | |||
20 | Слова-родственники. | |||
21 | Работаем с фразеологизмами. | |||
22 | Игротека. И снова пословицы. | |||
23 | Игротека. И снова пословицы. | |||
24 | Игротека. | |||
25 | Ещё раз о фразеологизмах. | |||
26 | Ассоциативные загадки. Метафоры. Обобщение. | |||
27 | Игротека. И вновь словарные слова. | |||
28 | Игротека. Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы. | |||
29 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера. | |||
30 | Игротека. | |||
31 | Повторяем, повторяем… | |||
32 | Решение олимпиадных работ. Анализ. | |||
33 | Олимпиада. | |||
34 | Анализ олимпиады. |