Урок биологии в 6 классе.
Тема урока: «Свойство воды растворять некоторые твёрдые вещества»
Цели урока:
ОБОРУДОВАНИЕ: вода, спиртовка, предметное стекло, лед, уксус, спирт, стаканы, колба, тарелка, камень, кусочки кирпича, древесины, железа, сахар, сода, лимонная кислота, соль, фильтровальная бумага, воронка.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: раствор, фильтр.
I. Организационный момент
Целевая установка
Звучит классическая музыка “Времена года” (П. И. Чайковского)
В кружево будто одеты
Деревья, кусты, провода
И кажется сказкою это,
А все это просто вода.
Безбрежная ширь океана
И тихая заводь пруда,
Каскад водопада и брызги фонтана,
А в сущности это вода.
Высокие волны вздымая,
Бушует морская вода,
И топит, и губит, играя
Большие морские суда
Вот белым легли покрывалом
На землю родную снега….
А время придет – все растает,
И будет простая вода!
II. Повторение пройденного:
- по каким признакам определили воду?
- опишите физические свойства воды.
III. Объяснение нового материала:
- Свойство воды растворять некоторые твердые вещества.
Если посмотреть на глобус или карту, то становится очевидным, что большую часть земной поверхности занимают океаны, моря, озера и реки. Недаром Землю называют голубой планетой. Вода – самое распространенное на Земле вещество? Поверхности земного шара – это воды океанов, морей, озер, ледников, болот. Основное количество воды содержится в океанах (97, 7%), в виде льда (2, 14%), вода рек и озер составляет 2, 14%, атмосферная – 0, 0005%. Россия обладает огромными запасами пресной воды. Многие реки, озера входят в десятку крупнейших в мире.
Вода - самое распространенное вещество на нашей планете. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней, что считаем ее обыденным явлением, а между тем, вода удивительна и необыкновенна! Она подлинное чудо природы, единственное в своем роде.
Вода - самый удивительный минерал на Земле, удивительный потому, что она создает условия для развития и роста многообразных форм жизни. Водные массы оказывают благотворительное влияние на климат континента. Водные пото-ки формируют поверхность нашей планеты; в одних местах они разрушают горные породы, в других - создают обширные низменности. Может быть, именно наличием воды наша планета отличается от других планет Вселенной. Вода незаменима, ее можно назвать самым ценным минералом Земли. В самом деле, что может быть ценнее? Нет ни одного народа, у которого вода не считалась бы матерью всего живого; целебной и очистительной силой плодородия.
Существует пословица: Вода - кровь земли. Ученые считают, что именно в воде зародилась жизнь на Земле.
Аквариум – дом для рыб.
Акватория – водное пространство.
Акваланг – водное снаряжени.
Акварель – краска, для которой нужна вода.
Agua в переводе с латинского – вода. КАК алфавит начинается с буквы “а”, так жизнь начинается с воды. Вода содержится в каждом человеке, животном и растении и уходит из них только вместе с жизнью. Можно сказать:
« Вода – это жизнь»
Большая часть нашей планеты покрыта водной оболочкой; даже суша, словно паутиной, пронизана сотнями рек и ручьев. Космонавты, возвращаясь на Землю из космического полета, рассказывают, что они испытывают такое ощущение, будто совершают посадку не на сушу, а на планету Вода.
В самом деле, как еще именовать небесное тело, почти залитое водой; окутанное парами воды, обильно ею пропитанное?
Сегодня на уроке мы поговорим не только об уже известных всем свойствах воды, но и узнаем о ещё неизвестных.
- Назовите, твердые вещества, встречающиеся в природе.
- Что произойдет с ними, если мы их поместим в воду?
- Демонстрация опытов:
-Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.
Свойства воды Раств-мые вещества | цвет | вкус | запах |
Камень Кирпич Древесина Железо Сахар Соль Сода Лимонная кислота | - - - - - - - - | - - - - + | - - - - - - - - |
Они исчезли, соединились с водой.
Что получилось? ВОДА+ СОЛЬ= раствор, т.е. вещества растворились.
Раствор – определение зачитываем из книги и записываем в тетрадях.
-профильтровать – опыт
Фильтр – определение в книге, зачитываем и записываем в тетради.
- на фильтре ничего нет.
ВЫВОД: вещество растворилось в воде полностью.
- опыт – выпаривание соли из соленого раствора.
Опыт доказывает присутствие вещества в растворе, оно не улетучилось, а соединилось с водой. При выпаривании, вода испарилась, а вещество осталось на предметном стекле.
- при приготовлении пищи (солим суп, компот, чай, кофе пьём с сахаром)
- при консервировании овощей, фруктов;
- в медицине растворы для внутривенного введения;
- в фотоделе;
- при уборке помещений, стирке вещей.
IV. Закрепление.
Беседа по изученному материалу по следующим вопросам:
V. Сообщения учащихся по изучаемой теме: «Вода»
VI. Подведение итогов урока, оценивание работы учащихся на уроке.
VII. Д/З: стр.39-41 читать, отвечать на вопросы.