Муниципальное казенное учреждение
Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
«Уютный дом»
Программа
«Социальная адаптация несовершеннолетних к условиям пребывания в Социально-реабилитационном центре «Уютный дом»
Составитель:
Иванская Наталья Сергеевна.,
социальный педагог отделения СДиР
Новокузнецк, 2020
Пояснительная записка
В последние годы отмечается рост детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это дети, лишенные временно или постоянно родительского попечительства. Для них созданы государством социально - реабилитационные центры, детские дома. Приход ребенка в эти учреждения – новый этап в жизни, с которым связано изменение его социальной ситуации развития. Из знакомых домашних условий ребенок попадает в группу сверстников, где под руководством специалистов будет идти его дальнейшая жизнь, роль близкого взрослого для него временно будут выполнять чужие люди. Поэтому перед специалистами и социальными педагогами учреждений подобного типа встают задачи по адаптации детей.
При поступлении в муниципальное казенное учреждение Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Уютный дом» у ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, изменяется поведение в окружающей его среде: как в плане мира вещей, так и в плане межличностных отношений. При анализе процесса адаптации на первом месте находится сам ребенок, которому необходимо приспособиться к окружающей социальной среде. Если при работе с детьми младшего возраста необходимы воспитание, возмещение дефицита тепла, навыков, знаний, которые они недополучили от своего окружения (родителей, родственников), то подростков приходится перевоспитывать, устранять уже приобретенную девиантность поведения, искаженные представления о взаимоотношениях между людьми.
В социально-реабилитационном центре жизнь ребенка меняется полностью. В биологическом плане изменяются физиологические условия: от привычных продуктов питания, до организации основных режимных моментов. В социально-психологической области изменения главным образом касаются таких важных факторов развития, как стабильные эмоционально-личностные привязанности, в первую очередь привязанность к матери.
Одной из главных задач социально-реабилитационного центра является восстановление широкого спектра отношений воспитанников с миром, обучение их общению со взрослыми, сверстниками, обретению чувства семьи, своей значимости.
Реабилитационная работа начинается с адаптации воспитанников к новым условиям жизни (режим дня, правила поведения, труд по самообслуживанию, общественная жизнь центра.)
Среди воспитанников, поступающих в наше учреждение, есть дети родителей, ведущих асоциальный образ жизни, дети одиноких матерей, дети из малообеспеченных и многодетных семей. Для них характерны: низкий уровень интеллекта и коммуникативных способностей (агрессивность, конфликтность, замкнутость); неадекватность самооценки; эмоциональная неустойчивость; нарушение работоспособности. Все это снижает их способность к реализации конструктивных форм поведения и как следствие – затрудняет адаптацию.
Нестабильность экономической ситуации, бытовые неурядицы, недостаточный уровень семейного воспитания и в целом нездоровый образ жизни в социуме приводят сегодня к таким явлениям, как: массовое обнищание семей; асоциальное поведение детей и взрослых; безработица; низкий уровень этического, эстетического и нравственного воспитания; отсутствие ценностей или создание «антиценностей», приводящих к не желанию получать знания и посещать общеобразовательное учреждение, детской преступности, агрессии, наркомании, не желание посещать образовательное учреждение, получать знания. Как правило, воспитанники на момент поступления в социально-реабилитационный центр имеют низкий уровень учебной мотивации. Именно этим вызвано и плохое поведение в школе, большинство несовершеннолетних имеют значительные пробелы по учебным предметам, так как в период проживания дома прогуливали или вообще не посещали занятия, оставались на повторное обучение несколько лет подряд или вообще не обучались в школе ( как результат не усваивают общеобразовательную программу).
Цель программы:
Социальная адаптация несовершеннолетних к условиям пребывания в Социально-реабилитационном центре.
Сопровождение детей и подростков в период социальной адаптации в приюте.
Задачи:
Повышение уровня учебной мотивации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра.
При организации учебной деятельности воспитанников МКУ СРЦН «Уютный дом» ничто так сильно не интересует и не заботит опытного педагога, как учебная мотивация школьников, так как по справедливому наблюдению А.С. Мясищева, результаты деятельности ребенка лишь на 20-30% зависит от интеллекта, и на 70-80% - от мотивов. Даже если у детей интеллектуальные, социально-психологические и эмоционально-волевые компоненты обучения в школе на высоком уровне, без мотивационной готовности к учебной деятельности эти компоненты не могут иметь большого значения.
Как же сформировать у учащихся положительные мотивы к обучению и познанию? В настоящее время проблема формирования устойчивых положительных мотивов у школьников актуальна как в педагогике, психологии, так и практике учреждений социальной защиты. Работая в единой системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, каждое учреждение вносит свою посильную лепту в организацию обучения: образовательные учреждения принимают на себя обучающую функцию, а в компетенцию специалистов социально-реабилитационных центров в рамках содействия в получении образования входит повышение уровня учебной мотивации.
Практика показывает, что наиболее плодотворна и актуальна эта работа с воспитанниками младшего школьного возраста. Причин этому несколько:
- общее положительное отношение ребенка этого возраста к школе, широта его интересов, любознательность. Любознательность является формой проявления высокой умственной активности младших школьников. Непосредственность, открытость, доверчивость младших школьников, их вера в непререкаемый авторитет учителя и готовность выполнять любые его задания являются благоприятными условиями для развития в этом возрасте широких социальных мотивов долга, ответственности, понимания необходимости учиться;
- отмечается значительный рост числа детей, имеющих или приобретающих «мотивационный вакуум» к моменту окончания начальной школы;
- современные высокие требования в системе образования, осложненные переходом в среднее звено, способствуют появлению многочисленных стрессовых ситуаций у воспитанников.
Для диагностических исследований учебной мотивации воспитанников 7-10 лет используются анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой и методика «Изучение школьной мотивации обучения у младших школьников» М.Р. Гинзбурга.
Исходя из анализа результатов первичной диагностики воспитанников младшего школьного возраста, поступающих в МКУ СРЦН «Уютный дом», зачастую снижение либо отсутствие учебной мотивации вызвано:
Мотивация есть процесс изменения состояний и отношений личности, который основывается на конкретных побуждениях, причинах, заставляющих личность действовать и совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы можно определить и как отношение школьника к предмету деятельности, направленность на эту деятельность. Поэтому оправдан поиск новых подходов к дальнейшему совершенствованию содержания, форм и методов работы в целях положительного влияния на мотивацию обучаемых.
Теоретические разработки учёных-психологов в области формирования мотивации учения В.С. Ильина, А.К.Марковой, Г.И.Щукиной доказывают, что модель формирования учебной мотивации младших школьников должна включать в себя три основных компонента:
- организация учебной деятельности;
- организация внеурочной деятельности;
- организация работы с родителями воспитанников.
Если первое направление целиком является прерогативой школы, то второе и третье успешно осваиваются на базе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Уютный дом».
Это в первую очередь работа логопеда по устранению речевых нарушений. Анализируя данные последних 5 лет, можно утверждать, что в среднем 35% воспитанников начальной школы имеют нарушения устной речи (фонетическое либо фонетико-фонематическое нарушение, системное недоразвитие речи), 28% - письменной речи (дисграфия, дислексия) и у 18% присутствуют одновременно оба этих нарушения.
Логопедическая коррекция проходит в форме индивидуальных занятий параллельно с изучением программного материала по русскому языку и литературе.
Своевременное устранение логопедических нарушений способствует развитию коммуникативной функции речи, профилактике трудностей в обучении, социальной адаптации.
Несомненно, эффективными являются дополнительные занятия по учебным предметам. Использование наглядного материала, как самостоятельно изготовленного, так и мультимедийных презентаций облегчает ликвидацию пробелов в знаниях, а возможность индивидуального подхода обеспечивает успешность обучения. Можно порекомендовать несколько педагогических приемов, позволяющих в условиях социально-реабилитационного центра повысить качество школьной успеваемости и уровень учебной мотивации:
Нельзя недооценивать значимость психологической помощи и коррекции. Индивидуальные и групповые занятия позволяют снизить уровень ситуативной тревожности, нормализовать количество страхов, повысить уровень самооценки школьника. При этом особенно эффективны занятия в комнате психологической разгрузки, когда за счет уменьшения мышечного напряжения и достижения состояния покоя усиливается эффект психологического воздействия.
Особого внимания заслуживает работа «Школы юного психолога», где воспитанников обучают доступным приемам эмоциональной саморегуляции и способам «экстренной психологической помощи» одноклассникам.
Психологические тренинги и консультации, проводимые индивидуально с ребенком, в группе сверстников либо совместно с родителями позволяют восстановить ситуацию личной успешности, нормализировать эмоциональный фон, обучить техникам эффективного взаимодействия с одноклассниками. Восстановленный социальный статус в школьном коллективе зачастую служит мощным толчком для повышения уровня учебной мотивации.
Развитие умений и навыков, сходных с требованиями школьных дисциплин, способствуют повышению учебных компетенций и уровня качественной успеваемости.
Так музыкальные занятия на кружке «Вокал» позволяют изучать и анализировать классические и современные произведения, расширять музыкальный кругозор. Спортивные занятия на территории и в актовом зале Центра улучшают успеваемость по физической культуре, способствуют успешной сдаче школьниками норм ГТЗО. Установке на ситуацию успеха и повышению успеваемости по технологии способствуют занятия в кружках ручного творчества «Фантазия», «Юная швея», «Вязальщица». Изучаемые на кружке «Палитра» основы живописи и графики становятся незаменимым помощником на уроках ИЗО.
Для удовлетворения социальных мотивов обучения, выражающихся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет, уделяется особое внимание одежде воспитанников школьного возраста и их обеспеченности необходимыми учебниками и канцелярскими товарами. Одежда должна соответствовать размеру, времени года и требованиям образовательной организации. Быть современной и удобной. Обеспечение канцелярией и учебниками – 100%.
Благодаря совокупности проводимых мероприятий на основе данных итоговой диагностики удается достигнуть следующих результатов:
- повысить уровень учебной мотивации младших школьников до среднего у 21% воспитанников;
- скорректировать уровень учебной мотивации младших школьников до высокого - у 13%.
Основная сложность в работе специалистов - временное пребывание несовершеннолетних в учреждении ( в среднем 3-6 месяцев), а для достижения и закрепления результатов необходим достаточно длительный период. Поэтому важна преемственность педагогической деятельности, обеспечить которую по возвращению ребенка в семью могут только родители.
Сроки реализации программы: программа разработана для работы с воспитанниками, вновь поступившими в социально-реабилитационный центр с 7-17лет. Срок реализации программы - 3 месяца, одно занятие один раз в неделю, общее количество занятий 12. В случае усложненной адаптации сроки достижения уровня общей успеваемости воспитанника увеличиваются до 4 и более месяцев.
Программа ориентирована на групповую работу с несовершеннолетними и индивидуальную с учетом их способностей усвоения материала, для включения в другие формы деятельности, успешную адаптацию в учреждении и достижению общей успеваемости в образовательном учреждении.
1 этап- ознакомительный
Знакомство с воспитанником, заполнение адаптационных карт, анкетирование.
2 этап- диагностический
Проведение первичных диагностик, заполнение адаптационных карт, педагогическое наблюдение, проведение адаптационных занятий.
3 этап – заключительный
Повторное проведение диагностик, анкетирование, анализ уровня адаптации, вывод о достигнутом уровне полученных знаний (при необходимости продление адаптационно-коррекционных мероприятий)
Формы и методы реализации программы.
Структура занятий.
Каждое занятие начинается ритуалом приветствия, выполняющим функцию установления эмоционально – позитивного контакта между участниками занятий и завершается ритуалом прощания. Эти процедуры сплачивают детей и педагога, создают атмосферу группового и индивидуального доверия.
Разминка включает упражнения, которые помогают детям настроиться на работу, повышает уровень их активности и способствует формированию групповой сплоченности.
Основная часть занятия включают в себя задания, направленные на развитие слуховой, двигательной, словесно-логической памяти, мышления, внимания, профилактике агрессивного поведения, снятия эмоционального напряжения, на формирование профориентации и др.
Обсуждение итогов занятия является обязательным этапом и предполагает эмоциональную и смысловую оценку содержания занятия в ходе заключительного обсуждения.
Занятия могут проводиться как в групповой, так и в индивидуальной форме.
СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА:
Участники программы:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
несовершеннолетние 7-12 лет
Занятие 1.
Игровое занятие по профориентации «Я б в строители пошел».
На примере кукол и игрушек будет раскрыта суть базовых профессий (строитель, доктор, продавец).
Занятие 2.
несовершеннолетние 7-12 лет
Занятие состоит из двух частей:
1.Анкетирование (определение уровня сформированности профориентации).
2.Тестирование («человек-человек», человек-природа»- моя зона профессионального комфорта) .
Занятие 3.
несовершеннолетние 12-17 лет
Занятие по профессиональной ориентации. Обзор средне-специальных и высших учебных заведений г. Новокузнецка Кемеровской области - Кузбасс и условия поступления в них «Учиться-всегда пригодиться».
Занятие 4.
Адаптационное «Вводное занятие с днем рождения группа. Шаг за шагом»
Цель:создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, психологической безопасности.
Занятие 5.
«Развитие памяти и внимания у детей 7-12лет»
Проверить уровень зрительной и слуховой памяти, внимания.
Начать работу по развитию произвольной памяти и внимания у детей младшего школьного возраста.
Занятие 6.
«Развитие памяти и внимания у детей 12-17лет»
- ознакомление с основными процессами и видами памяти
- мотивирование подростка на работу
- выявление особенностей развития памяти
Занятие № 7.
Несовершеннолетние 12-17 лет «Список дел»
-Знакомство с удобными способами запоминания.
-Закрепление способов запоминания на практическом материале.
Занятие № 8.
Несовершеннолетние 12-17 лет «Круговерть»
-обогащение словарного запаса
- тренировка зрительной памяти
- увеличение объёма памяти
Занятие № 9.
Несовершеннолетние 12-17 лет «Переговори меня»
-развитие долговременной памяти
- увеличение объёма памяти
– развитие слуховой памяти
Занятие 10.
Несовершеннолетние 12-17 лет «Переговори меня»
-роль представлений в решении мыслительных задач «Кнопки мозга»
-развитие логического понятийного мышления, умения находить связи между понятиями.
Занятие 11.
Несовершеннолетние 12-17 лет «Что я знаю про свою школу»
Цель: создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания, сплочённости.
Занятие 12.
Итоговое адаптационное мероприятие.
Обобщение результатов адаптации несовершеннолетних к учреждению, подведение итогов полученных знаний.
Составление рекомендаций, планирование дальнейшей реабилитационной работы.
Анкетирование.
Ожидаемые результаты реализации программы:
-успешная социальная адаптация вновь поступивших несовершеннолетних;
-развитие памяти, внимания, мышления;
-достижение общей успеваемости воспитанников;
-осознание значимости обучения, своих возможностей.
-наличие уверенности в своих силах.
-повышение мотивации к обучению
-контроль за развитием несовершеннолетних, за повышением качества образования;
-создание системы по формированию творческих и интеллектуальных возможностей несовершеннолетних.
Описание личных качеств воспитанников в результате реализации программы:
исполнительный;
образованный;
усидчивый;
порядочный;
само дисциплинированный;
уверенный;
терпимый (толерантный);
самостоятельный;
ответственный;
целеустремленный (особенно к знаниям);
внимательный к учителям, одноклассникам, воспитателям;
аккуратный;
уважительный;
любящий;
интеллектуальный;
общительный;
любознательный;
воспитанный;
активный;
коммуникабельный.
Список литературы
14.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. – М., 2008.
15.Сидорова, Л. К. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей [Текст] / Л.К. Сидорова. - М, 2004.