Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Андреева Т.А.,
социальный педагог ГБУ СО «Центр ППМС» г. Саратова
Профессиональная деятельность социального педагога, работающего с детьми с ОВЗ в ГБУ СО «Центр ППМС» г. Саратова определяется основными профессиональными функциями специалиста данного профиля и заключается в выявлении, определении и разрешении проблем ребенка с целью реализации и защиты его прав на полноценное развитие и образование.
Под социально-педагогической помощью ребенку с ОВЗ понимается «комплекс педагогических мер, направленных на развитие личности ребенка, имеющего жизненные ограничения, обусловленные инвалидизацией, способность адаптироваться в окружающую среду и эффективно с ней взаимодействовать.
Основная цель социально-педагогической помощи – ценностное развитие ребенка как личности в пределах его психофизических возможностей при помощи комплекса разнообразных педагогических средств.
Оказание ребенку-инвалиду социально-педагогической помощи выражается в снижении степени его эмоционально-психического напряжения, вызванного дефектом и его последствиями; снятии у него страха в общении со сверстниками и взрослыми, чувства ущербности; укреплении способности ребенка к произвольным действиям и волевым усилиям, придании ему уверенности в своих силах и возможностях в обучении, игровой деятельности и общении.
Цель деятельности социального педагога Центра заключается в формировании благоприятных условий для социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и обеспечение их прав на доступное и качественное образование.
К основным задачам деятельности социального педагога можно отнести:
-оказание социально-психолого-педагогической помощи родителям(законным представителям), детям с ОВЗ и детям-инвалидам ;
активное привлечение родителей (законных представителей) к включению в образовательный процесс;
формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ и детям-инвалидам с особыми образовательными потребностями;
повышение правовой, психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья;
расширение возможностей детей с ОВЗ для самореализации и эффективной социализации;
оказание помощи педагогам в развитии навыков формирования психологического комфорта при взаимодействии с родителями, воспитывающих ребёнка с инвалидностью и ОВЗ и с детьми данной категории.
Включение каждого ребенка с особыми потребностями в образовательную среду и гибкость в подходах к обучению и воспитанию – это и есть основные цели и задачи инклюзивного образования. И задача каждого педагога им следовать.
Основными принципами работы педагогов в Центре являются:
соблюдение интересов ребенка, педагог помогает решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении
проблем ребенка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса.
Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным
представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению.
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для проведения занятий с детьми с ОВЗ, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии.
Принцип интегрированности в общую образовательную среду. Принцип предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья в совместную учебную и воспитательную деятельность Центра, окружающего социума.
Принцип взаимодействия с социальными партнерами. Принцип обеспечивает возможность сотрудничества с социально-культурными учреждениями по вопросам преемственности обучения развития, социализации и здоровьесбережения детей с ОВЗ.
Принцип создания ситуации успеха. Принцип предполагает создание условий для раскрытия индивидуальных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья во внеурочной деятельности.
Принцип здоровьесбережения предусматривает учет физических и умственных возможностей ребенка с ОВЗ при проведении занятий.
Помощь Центра детям с ОВЗ и их семьям можно подразделить:
–на социально-информационную: обеспечение информацией по вопросам прав ребенка;
-социально-психологическую: создание благоприятного морально-психологического климата в семье, устранение негативных воздействий на ребенка-инвалида, помощь во взаимоотношениях с окружающими людьми;
–социально-педагогическую: просвещение членов семьи, создание необходимых условий для полноценного воспитания ребенка в семье, преодоление и предотвращение педагогических ошибок и конфликтных ситуаций, порождающих депривацию.
Диагностическое обследование социальным педагогом с детей с ОВЗ и детей-инвалидов позволило выделить определенные функции.
Рефлексивно-диагностическая функция предполагает изучение личности самого ребенка с ОВЗ, состояние его интеллектуальной, эмоциональной, волевой и других сфер, социальной среды (учебного заведения, семьи, друзей, учреждений досуга и спорта и т.д.), во взаимодействии с которой он находится. Проведенное комплексное диагностическое исследование позволяет выделить основные затруднения, которые испытывает ребенок в отношении восприятия себя и имеющегося дефекта, и на этой основе дает возможность спрогнозировать дальнейшую ситуацию личностного развития и отношений с окружающей средой.
Прогностическая функция. Социальный педагог определяет прогноз влияния социального окружения на жизнедеятельность детей с ОВЗ и детей-инвалидов и на его основе разрабатывается индивидуальная программа и маршрут коррекции, реабилитации, сопровождения.
Коррекционно-реабилитационная функция предусматривает осуществление процесса социально-педагогической помощи, предполагает коррекцию травмирующих воздействий на ребенка и нейтрализацию факторов, вызывающих психологические последствия дефекта. Коррекция тесно взаимосвязана с реабилитацией детей с ОВЗ. Программа реабилитации – это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов, состоящей из врача, социального педагога, психолога и родителей.
Развивающая функция деятельности социального педагога ориентирует специалиста на разностороннее развитие ребенка- инвалида с учетом его индивидуальных особенностей и последствий, обусловленных дефектом, а также на эффективное формирование личного опыта, начиная с самых ранних стадий развития. Важной особенностью развивающей, как и коррекционно-реабилитационной работы с детьми с ОВЗ, является составление индивидуальных программ личностного развития.
Образовательно-адаптационная функция. Задача социального педагога заключается в оказании помощи в адаптации ребенка с ОВЗ к учреждению.
Посредническую функцию социальный педагог осуществляет между ребенком-инвалидом, нуждающимся в каком-либо виде помощи, его семьей и другими специалистами, учреждениями и обществом в целом, т.е. координатором всех услуг (социальных, финансовых, юридических, медицинских, психологических и пр.), необходимых ребенку или его семье, обеспечивающим согласованность усилий специалистов различного профиля (психологов, медиков, социальных работников, учителей).
Защитно-правовая функция социального педагога заключается в том, что он использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей с ОВЗ.
Информационно-консультационная функция. Социальный педагог, осуществляя индивидуальное и групповое консультирование, организует и проводит консультации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятия стресса, специфики воспитания детей-инвалидов в семье, прав и обязанностей, льгот и пособий, предлагает возможные варианты решения проблем участников образовательного процесса, обеспечивает социальную помощь и поддержку, используя всю совокупность правовых возможностей и средств.
Социально-терапевтическая функция положительного эмоционального состояния детей-инвалидов, оказанной им и родителям помощи в разрешении межличностных конфликтов, снятии депрессивного состояния, содействии в создании ситуаций успеха.
Предупредительно-профилактическая функция предусматривает разработку мер по предупреждению развития и преодоления негативных явлений, способных нарушить или затруднить ход позитивного процесса развития личности ребенка с ОВЗ, социальной изолированности детей с ОВЗ и их семей, по профилактике их правонарушений, а также противоправных действий по отношению к детям-инвалидам и их семьям со стороны социального окружения.
Благодаря комплексу мероприятий, индивидуальному подходу в работе с детьми ОВЗ и детьми –инвалидами, а так же включенности семьи в психолого-педагогический процесс, педагогами достигнуты цели и задачи, результатом является восстановление у детей-инвалидов способностей, достижение результатов в значимой для детей с ОВЗ деятельности.
Используемая литература
1.Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л. В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л. В. Мардахаева, Е. А. Орловой. – М: Издательство
Юрайт, 2017 – C.7.
2. Ромашина Е. В. Функции социального педагога, работающего с детьми-инвалидами // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006 №S16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/funktsii-sotsialnogo- pedagoga-rabotayuschego-s-detmi-invalidami (дата обращения: 16.09.2019).
3.Ромашина Е. В. Функции социального педагога, работающего с детьми-инвалидами // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Естественные науки. 2006 №S16.
4.Дуброва Т.И. Памятки по работе с детьми с ОВЗ. Коррекционная работа психолога. – Режимдоступа:https://kopilkaurokov.ru/psihologu/meropriyatia/pamiatki_po_rabotie_s_diet_mi_ovz_korriektsionnaia_rabota_psikhologha (дата обращения 5.09.2019).
5.Стругова В.Г., Колесникова О. Б. Социально-педагогическое сопровождение семьи ребенка с возможностями здоровья в условиях реабилитационного центра // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2017 №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-pedagogicheskoe- soprovozhdenie-semi-rebenka-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya-v-usloviyah-reabilitatsionnogo обращения: 16.09.2019).
6.Моцовкина Е.В., Вишневский В.А. Направления социально-педагогической работы с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями // Психолого-педагогические науки.
https://cyberleninka.ru/article/n/napravleniya-sotsialno-pedagogicheskoy-raboty-s-semyami-vospityvayuschimi-detey-s-
ogranichennymi-vozmozhnostyami (дата обращения: 16.09.2019).
7.Голоухова Г.Н. Методика и технология работы социального педагога: учебное пособие.