Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Чему хотел научить нас Лев Николаевич Толстой, написав рассказ «Косточка»

Цель формирование представлений о цели жизни личности, как о борьбе с пороками. Задача Осмыслить духовно-нравственные критерии «искушение», «порок».

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Классный час: «Чему хотел научить нас Лев Николаевич Толстой, написав рассказ «Косточка»?

Цель: формирование представлений о цели жизни личности, как о борьбе с пороками.

Задача:

Осмыслить духовно-нравственные критерии «искушение», «порок».

Многие из вас, наверное, знают, что Лев Николаевич Толстой был не только писателем, но и педагогом, учителем. В своем имении Ясная Поляна он велел построить школу для детей и сам иногда занимался с ними. Для своих учеников Лев Николаевич написал “Русскую азбуку” и другие книги. Сегодня я предлагаю ещё раз прочитать рассказ «Косточка», но прочитать его по-новому прилагая к чтению труд души, попытаться увидеть христианские смыслы в рассказе.


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сейчас мы будем читать рассказ, но попробуем увидеть всё, что происходит глазами души.

Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда.

Что нам объясняет слово «купила»?

У них не было своего сада.

Может не было своего дома.

Наверное, они снимали квартиру.

Что нам объясняет «после обеда»?

Что мы можем предположить о семье, прочитав это предложение?

Это было особое угощение.

Наверное, такие угощения были редкостью.

Семья была небогата.

Они еще лежали на тарелке.

Какие наши предположения подтверждает это предложение?

Угощение сливами было редкостью.

Наверно, сливы стоили дорого.

Мать поставила, чтобы все любовались сливами.

Она хотела порадовать детей тем, что на обед будет особое лакомство.

Она не знала, когда в следующий раз сможет купить их.

Ваня никогда не ел слив и все нюхал их.

Что мы можем предположить о Ване, прочитав это предложение?

Какие наши предположения оказались верными?

Дети, представьте себе маленького Ваню, опишите, какие чувства охватили его при виде слив.

Ваня маленький – за годы его жизни он ни разу не видел слив.

Семья не богата.

Угощения редкость.

Он очень удивился, увидев на обеденном столе новый продукт.

Они были красивы. Источали прекрасный аромат.

Это аромат, напоминал Ване, что-то вкусное сладкое, например, конфеты.

И очень они ему нравились.

Дети, мы уже поняли, какое впечатление произвели сливы на маленького Ваню. Зачем Лев Николаевич включает это предложение в рассказ?

Он хочет усилить притягательность слив.

Он хочет показать, что очарование усилилось.

Он хочет показать, что сливы занимают все внимание Вани, он забыл обо всём.

Они как магнит притягивают Ваню.

Очень хотелось съесть.

Дети, в этой семье были правила приёма пищи? Знал о них Ваня? Можно предположить, что в семье соблюдалось православное правило молитвы перед вкушение пищи? Можно предположить, что трапеза была всегда общей.

Какое воздействие оказали сливы на Ваню?

О чём он начал помышлять?

Как в басне И.Крылова «Лисица видит сыр, лисицу сыр пленил»

Да, в этой семье строгие порядки.

Ваня о них знает, но сливы вызывают у него очень сильное чувство.

У него появляется соблазн, нарушить правила.

Ваня стал пленником слив.

Он все ходил мимо слив.

О чём здесь нам хочет рассказать Толстой?

Желания берут верх над правилами нравственности. Он решил воплотить задуманное. Он уже не сопротивляется желаниям.

Учитель:

Дети, давайте сделаем остановку в анализе текста и подумаем над тем состоянием в которое попал Ваня?

Как назвать такое состояние?

Вспомогательный вопрос:

Кто знает молитву «Отче наш»? Если нет знающих, учитель читает сам.

Он обращает внимание на слово «искушение» в молитве. Он поясняет детям, что искушение – это  внешний повод или вызов (соблазн) согрешить — нарушить данную заповедь, отступить от усвоенных убеждений и принципов;

Учитель уточняет, что такое состояние Вани называется «искушение».

Учитель может спросить, а случалось вам испытывать сильное искушение? Кто хочет поделиться своим опытом?(Нужно здесь или позже?)Учитель может начать разговор о столовой, где дети вместо того, чтобы есть кашу по- детскому меню покупают себе пиццу или котлеты по – киевски.(Нужно?)

Учитель предлагает анализировать текст далее. Итак, Ваней овладело сильное искушение. Сможет ли он устоять перед грехом? Сможет ли он побороть искушение?

Дети называют :

Сильное желание.

Соблазн.

Знающие дети могут прочитать молитву.

Или дети сами назовут это слово.

Дети желающие могут озвучить свой опыт.

Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.

Учитель:

Что удерживало Ваню от проступка?

Да, дети, авторитет старших или родителей, уважение к ним удерживало Ваню от греха. Их присутствие укрепляло его волю, но когда в горнице никого не было сам Ваня не смог противостоять искушению. Какой вывод можно сделать о важности родителей, учителей в воспитании детей?

Какую заповедь мы здесь вспомним?

Хорошо Ваня распробовал вкус сливы?

Получил ли Ваня ожидаемое удовольствие от вкушения сливы? Докажите.

Дети:

Присутствие старших.

Они помогают удерживаться от соблазнов и искушений, которые есть в жизни.

«Почитай отца и мать твою и продлятся дни на земле, которую тебе дал Господь твой»

Нет.

Толстой пишет –«он схватил», скорее запихал, быстро проглотил, чтобы вошедшие не увидели.

Толстой пишет «съел», он не чувствовал даже особый вкус сливы.

Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет.

Почему мать сочла(пересчитала) сливы?

Она по опыту знала, что маленькие могут не удержаться.

Она заметила состояние Вани, когда хлопотала по дому.

Она не хотела никого огорчить за столом. Вдруг кому-то не достанется.

Она сказала отцу. 

Почему мать сказала отцу?

Какая была мама? Какие заповеди она соблюдала? Учитель может зачитать поучение Святого Иоана Златоуста: «Если есть между мужем и женой единодушие, и мир, и союз любви, то к ним стекаются все блага мира …»

Что вызвало их тревогу?

Они жили в согласии. Они советовались друг с другом.

Она соблюдала заповедь: возлюби ближнего как самого себя. И как жена – христианка слушалась мужа.

Ваня не может противостоять искушениям, это может привести его к беде.

За обедом отец и говорит: 
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? 
Все сказали: 
– Нет. 
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: 
– Нет, я не ел. 

Как вы думаете, догадались ли отец с матерью, кто съел сливу?

Почему отец решил спросить?

Огорчил ответ Вани отца? Заметил ли он, что Ваня покраснел, как рак? Что это означало?

Давайте разберём, что такое совесть.

Со – весть. Совесть – это глас Божий в человеке. Совесть – это умение отличать добро то зла. Совесть - это вложенная Богом любовь к добру.

Почему Ваня покраснел ка рак?

Да.

Он хотел, дать возможность Ване самому сознаться, проявить волю.

Да. Он узнал, что Ваня слабовольный.

Один грех ведёт за собой другой.

Он тайно взял, а теперь врёт, что бы не раскрыть первый проступок.

Он увидел, что Ване стало стыдно.

Это означало, что проснулась совесть.

Он стал осознавать свой поступок. Он очнулся от соблазна и уже мог анализировать, что случилось.

Тогда отец сказал: 
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. 

Зачем отец придумывает страшную историю с косточкой? Да, дети. На первый взгляд, может показаться, что отец перегибает палку. Но тот, кто не сможет противостоять соблазнам мира и начнёт грешить грозит и гибель души, и физическая смерть, например от алкоголя, наркотиков и т.п. Этого и боится отец. Давайте подумаем, отец в этой семье главный? Докажите. Значит, его слова не просто шутка.

Значит, его слова в этом рассказе несут главный смысл:

Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. 

Давайте расшифруем, что же они могли означать, что хотел донести до нас и до своих детей отец. Что он подразумевал под сливами? Что он подразумевал под косточками? Что будет с теми, кто «проглотит пороки», даст им укорениться?

Он пугает смертью, чтобы Ваня признал свой грех.

Да отец - главный. С ним советуется мать.

Все его слушают.

Сливы – это соблазны, искушения.

Они красивы на вид, источают прекрасный аромат, чтобы завлечь неопытные души.

В сливах - соблазнах есть косточки – это пороки.

Он умрет как личность, подчинится одному пороку, а там уже и другие укореняться.

Ваня побледнел и сказал: 
– Нет, я косточку бросил за окошко. 

О чем нам говорит эта часть рассказа? Понял Ваня послание отца? Что помог отец понять Ване?

Ваня понял, что хотел сказать ему отец, говоря про косточки – пороки. Их надо «выбрасывать за окошко». То есть искоренять.

И все засмеялись, а Ваня заплакал. 

Почему Ваня заплакал?

Что особенно горько было для Вани?

О чём нам говорит противопоставление «все засмеялись, а Ваня заплакал»?

К нему пришло осознание его проступка.

Раскаяние.

Особенно горьким для Вани было понимание того, что порок, отдалил его от отца и матери, от сестёр и братьев.

Дети, какие искушения вы испытали в своей жизни? Как вам удалось или не удалось «выбросить косточки порока в окошко»

Желающие дети могут озвучить свой опыт.

Дети, какую библейскую историю вам напоминает рассказ «Косточка». Где вы узнали об этой истории? Как вы думаете Лев Толстой знал историю Адама и Евы? Зачем он написал рассказ «Косточка» Какая главная мысль рассказа?

Кто хотел бы прочитать истории содержащиеся в Библии?

Историю Адама и Евы – изгнание из Рая.

В Библии.

Учитель предлагает детям дерево со сливами –искушениями. Дети в сливах пишут каким искушениям они подвергались.

Внутри сливы нарисовать косточку – порок. Какие пороки укореняет это искушение? Дети пишут в косточках.

Дети, как же нам бороться с искушениями, чтобы не дать порокам пустить корни в наших душах? Какие советы вы бы взяли из рассказа «Косточка»? Ване дал совет отец, а кто является Отцом всех людей, кого мы называем Отче? Какие советы он нам даёт? Где об этом можно узнать? Учитель обобщает ответы детей и вывешивает правила, которые вывели дети. (Вариант: дети сами по группам пишут правила)

Приложение

КОСТОЧКА 
(быль) 
Купила мать слив и хотела дать их детям после обеда.

Они еще лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит – одной нет. Она сказала отцу. 
За обедом отец и говорит: 
– А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу? 
Все сказали: 
– Нет. 
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже: 
– Нет, я не ел. 
Тогда отец сказал: 
– Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. 
Ваня побледнел и сказал: 
– Нет, я косточку бросил за окошко. 
И все засмеялись, а Ваня заплакал. 



Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области