Занятие в старшей группе по теме
«Компас. Исследование магнита»
Цель:
Способствовать развитию у детей познавательной активности, развивать любознательность, мыслительные операции.
Задачи:
• систематизировать знания детей о магните и его свойствах; выявить материалы, которые могут стать магнетическими;
• стимулировать самостоятельность и активность детей;
• способствовать обогащению словаря.
Словарная работа: магнетизм, полюса, магнетит, ученые, глобус, компас, магнитное поле.
Раздаточный материал: магнит без обозначенных полюсов и два магнита с обозначенными полюсами; скрепки, предметы из разных материалов:дерево,пластмасса, резина,картон.
Демонстрационный стол воспитателя: всё то же самое, что и на одного ребёнка,глобус, компас.
Ход занятия
Воспитатель: Мы начинаем изучать новую тему «Магнит и его свойства». Отгадайте загадку-
На ладонь он ляжет весь.
Не часы, но стрелка есть,
Он в дороге пригодится,
С ним нигде не заблудиться.
(Компас)
Дети, а что такое компас? И для чего он нужен?
(Дети отвечают).
Воспитатель: Да, верно, компас-это прибор, который помогает нам ориентироваться в пространстве. А что мы хотим о нем узнать?
Дети: как он работает?
Пройдемте к карте. Я хочу рассказать вам одну историю. Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил однажды, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к чёрному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом», по названию местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). (Воспитатель показывает фотографию камня).
Ученые стали изучать свойства этого камня и были очень удивлены. Сегодня я предлагаю вам узнать о свойствах этого удивительного камня. Пройдемте за столы.
Далее дети проводят опыты с магнитом.
Опыт№ 1. Действие магнита.
Воспитатель:Перед вами лежат на тарелочке разные предметы. Из каких материалов они сделаны?
(дерево, пластмасса, резина,железо)
Возьмём магнит и поднесем его к каждому предмету.
Ребята, расскажите, что у вас получилось? Какие предметы притянул магнит? (ключик, скрепка). Почему? Из чего они сделаны? (железа). Предметы какие? (железные).
Какой сделаем вывод? Предметы из какого материала притягивает магнит?
Дети:Магнит притягивает только железные предметы.
Опыт №2. Действие магнита через разные материалы.
Воспитатель: Как вы думаете, сможет ли магнит притянуть предметы через картон? (рассуждения детей). Я вам предлагаю, положить на железные предметы лист картона и поднести к нему магнит. Что произошло?
Дети: Железные предметы магнитятся через картон.
Воспитатель: А еще ребята, давайте с вами попробуем вытащить скрепку из стаканчика с водой не намочив рук. Что произошло?
Дети: Железные предметы магнитятся через картон, воду и пластик.
Опыт№ 3. Разные полюса.
Воспитатель: Возьмем два кусочка магнита и поднести их друг к другу. Что происходит? (одним концом притягиваются, а другим – отталкиваются). Один конец называется южным полюсом магнита. Другой конец - северный полюс магнита Магниты притягиваются друг к другу разноименными полюсами, а отталкиваются одноименными.
Ребята, а где ещё мы встречаем южный и северный полюса?
Дети: Наша планета имеет южный и северный полюса, это части света. А еще есть запад и восток.
Опыт№ 4. Сила магнита.
Воспитатель: Магнит поднесите к скрепке, к скрепке еще скрепку и так несколько – они притягиваются друг к другу.
Ребята, как вы думаете, почему скрепки держатся? Правильно, их держит магнит. Сейчас мы магнит уберем – что происходит?
Дети: они держатся одна за другую, и без магнита.
Воспитатель: Когда скрепки держались за магнит, они намагнитились и стали маленькими магнитиками. Мы наблюдаем магнетизм.
Воспитатель: А какой формы наша планета Земля?
Дети: Круглой
Воспитатель: Правильно. Наша планета как большой магнит притягивает к себе все что на ней находится.
Ученые Китая, изучая магнит,заметили, что намагниченный стержень всегда указывает в одном направлении. Именно в Китае был изобретен первый компас, которым в наше время пользуются все страны мира.
Ну вот мы с вами и узнали секрет работы компаса.