Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга
СОГЛАСОВАНО Педагогическим Советом Протокол от ________________ № ______ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий ГБДОУ детский сад № 38 Кировского района Санкт-Петербурга _________ С.Б. Тарасова |
Дополнительная
общеобразовательная программа
по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста со звуками и буквами.
Санкт – Петербург
2019 год
Введение
Проблема раннего обучения грамоте дошкольников на сегодняшний день остается актуальной. В последнее время выросло число детей, испытывающих трудности с усвоением чтения и письма. В старшей и подготовительной к школе группах детского сада все чаще встречаются дети, речевое развитие которых отличается следующими особенностями:
нарушение звукопроизношения;
не сформированность фонематического восприятия;
нарушение слоговой структуры;
бедный словарный запас;
недоразвитие грамматических категорий,
т. е нарушены все компоненты речевой системы. Такой характер нарушений соответствует третьему уровню общего недоразвития речи по психолого- педагогической классификации Р.Е. Левиной. Такие дети, приходя в школу, сталкиваются с серьезными проблемами.
Трудности формирования процессов письма и чтения являются причиной негативного отношения к обучению. Возникает боязнь получить плохие оценки, появляется страх неудачи и нежелание ходить в школу. Поэтому обучение грамоте детей с ОНР нужно начинать именно в дошкольном возрасте и проводить занятия в игровой форме, основываясь на ведущей деятельности дошкольника. На занятиях развиваются фонематические процессы, аналитико-синтетическая деятельность, формируются графо- моторные навыки, уточняется и обогащается словарь, дети овладевают навыками словообразования и словоизменения, появляется уверенность в себе и повышается уровень мотивации к обучению в школе, формируется психологическая готовность к учебной деятельности.
Российский психолог Р. Н. Немов утверждает, что обучать грамоте не только можно, но и необходимо до школы, т. к 4-5 лет – это возраст «языковой активности» и его упускать нельзя. Такого же мнения придерживался и Л. С. Выготский, считая, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой. Социальные запросы общества, семьи, школы, так же говорят о пользе такого обучения
Данная программа сочетает в себе развивающие и коррекционные компоненты, что позволяет ее использовать при обучении грамоте детей с нормальным речевым развитием и с нарушениями речи (ОНР, ФФНР).
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с грамотой «В мире звуков и букв» предназначена для работы с детьми в возрасте 5 – 6 лет (старшая группа – первый год обучения) и 6 – 7 лет (подготовительная группа – второй год обучения), учитывает потребности и возможности детей, посещающих детский сад и разработана с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей и в соответствии с законодательно – нормативными документами:
Основной общеобразовательной программы дошкольного образования Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 38 комбинированного вида Кировского района Санкт – Петербурга.
Закон РФ от 29.12.2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального образовательного стандарта дошкольного образования».
Цель программы
Создание условий для развития всех компонентов языковой системы ребенка посредством ознакомления с грамотой и раннего обучения грамоте.
Объектом работы является языковая система ребенка (звукопроизношение, фонематические процессы, грамматический строй речи, неточная артикуляция, словарный запас, связная речь).
В основе программы лежит создание оптимальных условий для коррекционно- развивающей работы и всестороннего развития детей. Учитываются принципы систематичности и взаимосвязи материала, его конкретности и доступности, научности, природосообразности, постепенности, закономерности развития речи, тем самым позволяя ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания, обеспечивая его развитие.
Общие задачи программы, решение которых позволит повысить качество и эффективность работы:
создать наиболее благоприятные условия, способствующие развитию личности и коррекции психофизических недостатков детей;
снять речевой негативизм, воспитать у детей потребность в речевом общении;
обучить правильному произношению, умению говорить внятно, выразительно;
сформировать фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза;
сформировать словарный запас, грамматический строй речи, навыки связной речи;
осуществить преемственность в работе с родителями (законными представителями) воспитанников и сотрудниками ДОУ;
осуществить всестороннюю подготовку к обучению в школе, формировать положительную мотивацию учебной деятельности у детей.
Структура программы
Ознакомление детей с грамотой проходит на специальных занятиях (1 раз в неделю). На начальном этапе формируются предпосылки к усвоению элементов грамоты. Вводятся понятия «звук», «речевой звук», «неречевой звук», «гласный звук». Детей знакомят с гласными фонемами посредством их пения, объясняя, что воздух, выходя из ротовой полости не встречает преград, произносят звуки шёпотом и громко, длительно и коротко. В результате таких упражнений у детей происходит развитие общих речевых навыков. Гласные звуки обозначают красными фишками.
Для предупреждения специфических ошибок обучение грамоте ведется только на правильно произносимых звуках.
Порядок прохождения звуков и букв соответствует последовательности изучения в группе компенсирующей направленности, учитывая принцип онтогенеза (от легкого к трудному). В первую очередь изучаются те звуки и буквы, которые по своей артикуляции представляют наименьшую трудность и произносятся правильно. Параллельно на занятиях по коррекции звукопроизношения исправляются труднопроизносимые звуки и включаются в работу.
Темп прохождения звуков и букв на занятиях по обучению грамоте более растянут, чем в массовой школе. Весь период подготовки продолжается два года. Если дети попадают в компенсирующую группу на один год, то используя эту программу, необходимо корректировать сроки обучения. В таком случае работу по дифференциации звуков можно включать как часть занятий по развитию речи.
Ознакомление с грамотой на специальных занятиях положительно влияет на развитие звукопроизношения у детей. Дети зрительно видят букву, могут прочитать слоги с ней, им становится доступным чтение слов и предложений. Родители очень довольны результатами, т.к это вызывает у детей интерес к звуку, происходит автоматизация, дифференциация гласных и согласных фонем, твердости- мягкости, звонкости-глухости, установление ударения в слове, развивается фонематическая сторона речи.
В основу занятий положен аналитико-синтетический способ обучения. Дети учатся ориентироваться в звуко-буквенном составе слова, что является той минимальной основой, без которой не может быть усвоена грамота, а также правила грамматики. С детьми проводится систематическая работа по выделению заданного звука из ряда звуков, слогов, слов (игры «Поймай звук», «Выбери нужное слово» и др.).
Почти все дети усваивают наглядный материал лучше вербального. Поэтому целесообразно использовать прием наглядного моделирования. Он позволяет ребенку зрительно представить абстрактные понятия - «звук, слог, слово, предложение». Параллельно дается понятие «буква» как графический образ звука. Для закрепления материала используются разнообразные упражнения в тетрадях: прописывают элементы буквы, обводят по точкам, дописывают недостающие элементы буквы, самостоятельно пишут буквы, раскрашивают картинки, в названиях которых есть изучаемая буква. Вся эта работа не только способствует развитию зрительного восприятия, но и мелкой моторики. Помимо этого дети учатся выкладывать буквы из палочек, веревочек, лепят из пластилина, пишут по манной крупе, на участке собственного тела, рисуют в воздухе и т.д. Все эти виды работ помогают детям запомнить букву и уметь ориентироваться на листе бумаги при ее написании.
На занятиях развивается и связная речь детей. Они учатся отвечать на вопросы логопеда полными предложениями, оформленными грамматически верно, составляют предложение по исходной схеме, анализируют его.
Для закрепления материала воспитатели и родители продолжают работу в группе и дома. В конце занятия детям объясняют, какие задания нужно выполнить.
Разнообразные виды работ на занятиях по ознакомлению и подготовке к обучению грамоте очень нравятся детям и способствуют положительному отношению к обучению.
Форма работы с детьми
В реализации программы участвуют дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Особенности организации образовательного процесса: группы формируются по возрасту и делятся на подгруппы:
– первый год обучения 5-6 лет;
– второй год – 6-7 лет.
Наполняемость группы 4-5 человек.
Сроки реализации: программа рассчитана на два года обучения, на одну группу отводится:
- первый год обучения (старшая группа) – 1 раз в неделю по 25 минут
(за год 11 часов 25 минут);
- второй год (подготовительная к школе группа) – 1 раз в неделю по 30 минут
(за год 13 часов 30 минут).
Структура занятий:
Повторение пройденного материала.
Знакомство со звуком.
Объяснение правильной артикуляции.
Развитие фонематических функций.
Знакомство с буквой.
Игры с буквой.
Печатание буквы.
Чтение слогов и слов с изучаемой буквой.
Звуковой анализ слогов и слов.
Физкультминутка.
Итог занятия.
Материал для домашнего закрепления.
Ожидаемые результаты
Различает понятия: «звук и буквы»; «гласные и согласные»;
Дифференцирует твердые и мягкие согласные;
Дифференцирует звонкие и глухие согласные;
Знает все пройденные буквы;
Придумывает слова, отбирает картинки с заданным звуком;
Владеет слоговым анализом;
Владеет звукобуквенным анализом односложных и двусложных слов;
Составляет слова из отдельно названных звуков;
Определяет место звука в слове (начало-середина-конец);
Составляет звуковые схемы к односложным словам;
Составляет слова из звуков в нарушенной последовательности;
Владеет навыком печатания;
Определяет неправильно написанные буквы;
Может дописать «сломанные буквы».
Формы подведения итого реализации программы:
В конце каждого учебного года поводится контрольный срез знаний (приложение № 3).
Литература
В. Л. Рыбкина «Веселые встречи со звуками», СПб: издательство Лань, 2000.
Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать. Обучение дошкольников чтению: Программа конспект», СПб: «Детство – Прогресс» 2002.
Н.В. Нищева «Мой букварь. Книга для обучения дошкольников чтению», СПб: Детство – Прогресс, 2007.
Р.А.Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе. Рабочая тетрадь», СПб: Каро, 2002.
Н.Н Созонова, Е.В. Куцина, Н.Г. Хрушкова «Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет) Тетрадь. Части 1», Екатеринбург: Летур – Опт., 2013.
Т. Деревянко «Что спрятано на картинке. Книжки – раскраски для малышей от 3 до 5 лет», 2013.
Т.Ю. Бардышева, Е.Н. Моносова «Тетрадь логопедических занятий. Подготовка к школе», Группа М. Изд. Скрипторий, 2003.
Т.А.Ткаченко «Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет. Пособие для воспитателей логопедов и родителей», Изд. ГНОМ и Д., 2001.
Р.В Кирьянова «Год до школы. Система игр и упражнений для подготовки детей к школе», Методическое пособие, СПб: КАРО, 2002.
Н.В. Нищева «Программа коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи», СПб: Детство Пресс, 2006.
Н.В.Нищева «Комплект рабочих тетрадей для средней, старшей и подготовительной к школе логопедических групп», Детство – пресс, 2013.
Т.Б. Филичева, Г.В Чиркина «Основы логопедической работы с детьми», М: Аркти, Просвещение, 2003.
Приложение № 1
Учебно - тематический план
1 год обучения
Период работы | Недели | Тема занятия | Количество занятий |
октябрь | 1 | Знакомство со звуками (введение) | 1 |
2 | Звук [а] и буква « а » | 1 | |
3 | Звук [о] и буква « о » | 1 | |
4 | Звук [у] и буква « у » | 1 | |
ноябрь | 1 | Звук [и] и буква и | 1 |
2 | Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам | 1 | |
3 | Звуки [т], [ть] и буква « т » | 1 | |
4 | Закрепление пройденной буквы (т) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 | |
декабрь | 1 | Звуки [п],[пь] и буква « п » | 1 |
2 | Закрепление пройденной буквы (п) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 | |
3 | Звуки[н], [нь] и буква « н » | 1 | |
4 | Закрепление пройденной буквы (н) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 | |
январь | 1; 2 | выходные | |
3 | Звуки [м], [мь] и буква м | 1 | |
4 | Закрепление пройденной буквы (м) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 | |
февраль | 1 | Звуки [к], [кь] и буква « к » | 1 |
2 | Закрепление пройденной буквы (к) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 | |
3 | Итоговое занятие по пройденным звукам и буквам. | 1 | |
4 | Звуки [б], [бь] и буква « б » | 1 | |
март | 1 | Закрепление пройденной буквы (б) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 |
2 | Дифференциация звуков [б-п],букв б и « п » | 1 | |
3 | Звуки [д],[дь] и буква « д » | 1 | |
4 | Закрепление пройденной буквы (д) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | 1 | |
апрель | 1 | Дифференциация звуков [д-т], букв « д » и « т » | 1 |
2 | Звуки [г],[гь] и буква « г » | 1 | |
3 | Закрепление пройденной буквы (г) на подгрупповых и индивидуальных занятиях | ||
4 | Дифференциация звуков [г-к], букв г и « к » | 1 | |
май | 1; 2 | выходные | |
3 | Итоговые занятия по пройденным звукам и буквам. | 1 | |
4 | Закрепление пройденного материала | 1 |
Приложение № 2
Учебно - тематический план
2 год обучения
Период работы | Недели | Тема занятия | Количество занятий |
октябрь | 1 | Повторение пройденных гласных и согласных звуков и букв, работа с ними | 1 |
2 | Звуки [ф],[фь] и буква « ф » | 1 | |
3 | Звуки [в],[вь] и буква « в » | 1 | |
4 | Дифференциация звуков [ф-в], букв «в» и «ф» | 1 | |
ноябрь | 1 | Звуки [х],[хь] и буква « х » | 1 |
2 | Звуки [ы] и буква « ы » | 1 | |
3 | Звуки [с],[сь] и буква « с » | 1 | |
4 | Звуки [з],[зь] и буква « з » | 1 | |
декабрь | 1 | Дифференциация звуков [с-з], букв « с » и « з » | 1 |
2 | Звук [ш] и буква « ш » | 1 | |
3 | Звук [ж] и буква « ж » | 1 | |
4 | Дифференциация звуков [ш-ж], букв « ш » и « ж » | 1 | |
январь | 1; 2 | Выходные | |
3 | Звук [э] и буква « э » | 1 | |
4 | Итоговое занятие по всем пройденным звукам и буквам | 1 | |
февраль | 1 | Звук [й] и буква « й » | 1 |
2 | Звуки [J], [э] и буква « е » | 1 | |
3 | Звуки [J] ,[о] и буква « ё » | 1 | |
4 | Звуки [J], [у] и буква « ю » | 1 | |
март | 1 | Звуки [J], [а] и буква « я » | 1 |
2 | Звук [ц] и буква « ц » | 1 | |
3 | Звук [ч] и буква « ч » | 1 | |
4 | Звук [щ] и буква « щ » | 1 | |
апрель | 1 | Звуки [л], [ль] и буква « л » | 1 |
2 | Закрепление знаний о букве « Л » | 1 | |
3 | Звуки [р] ,[рь] и буква « р » | 1 | |
4 | Закрепление знаний о букве « Р » | 1 | |
май | 1; 2 | Выходные | |
3 | Итоговые занятия по всем пройденным звукам и буквам | 2 | |
4 |
Приложение № 3
Оценка результативности
Таблица 1
ФИО ребёнка | Задания | ||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |
О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | О | |
Таблица 2
Май | ||
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Первый год обучения (5-6 лет)
Высокий уровень:
О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.
Средний уровень:
О – использует подсказку логопеда, допускает ошибки.
Низкий уровень:
О – не может выполнить задание, допускает множественные ошибки.
Второй год обучений (6-7 лет)
Высокий уровень:
О – задания выполняет самостоятельно, не допускает ошибок или сам себя исправляет.
Средний уровень:
О – использует подсказку логопеда, допускает ошибки.
Низкий уровень:
О – не может выполнить задание, допускает множественные ошибки.