Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 12 «Ромашка» г. Калуги
Конспект
образовательной деятельности
по развитию речи на тему: «Зимующие птицы»
для детей средней группы
Подготовила воспитатель Янковая О.В.
2019 г.
Конспект занятия
Цель: Формирование представлений о зимующих птицах.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Программные задачи:
Образовательные:
-Познакомить детей с зимующими птицами: синица, сорока, воробей, снегирь, ворона, расширить знания о роли птиц в природе и жизни человека
- Формировать предпосылки умения соотносить народные приметы, связанные с повадками птиц.
-Раскрыть понятия «зимующие птицы»;
- Способствовать развитию у детей умения составлять рассказ о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида.
Развивающие:
-Развивать мышление, наблюдательность, зрительную и словесно-логическую память,
способствовать обогащению и углублению представлений о птицах (местах обитания, их потребностях)
Воспитательные:
Воспитывать бережное и заботливое отношение к птицам, желание помочь пернатым в трудное для них зимнее время.
Предварительная работа:
Беседа и чтение книг о птицах, рассматривание иллюстраций, наблюдение в природе.
Словарная работа:
Корм, кормушка, холодно, голодно;
Средства и способы: загадки, беседа, игра «Разрезанные картинки», «Волшебные мешочки с разным кормом внутри», словарная работа.
Материал и оборудование:
Карточки – загадки с картинками птиц;
разрезные картинки птиц;
волшебные мешочки, внутри которых разный корм для птиц (семяна);
кормушка.
Ход занятия
1 часть. Организационный момент
Настал новый день. Нам будет сегодня интересно.
Сделаем вдох через нос – втянули животики
Забудем всё плохое. И выдохнем через рот - тепло, улыбку, добрый взгляд. Посмотрите друг на друга. Улыбкой пожелаем друг другу хорошего дня (дети друг другу улыбаются и садятся на ковер).
2. Основная часть занятия
Воспитатель:
Ребята, я сегодня очень рано пришла и проверила почту нашего детского сада, я обнаружила там письмо и посылку.. На конверте написан номер нашего детского сада и наша средняя группа, а прислал нам письмо Лесовичок.
Сейчас мы с вами прочитаем.
«Здравствуйте, ребята, пишет вам Старичок- Лесовичок. Хоть я и старенький, но слежу за порядком в лесу.
С наступлением холодов в лесу становится все тише и тише, жучки и паучки все попрятались, одни птицы, ,улетели в теплые края, а другим которые остались нечем питаться.
И я хотел бы обратиться к вам с просьбой, но…об этом чуть позже… Сначала я хотел бы с вами поиграть и чтобы вы выполнили мои задания…» ребята а как называют птиц которые улетели в теплые края, а которые остались,?
Ребята, давайте посмотрим, что же в посылке?
Карточки - загадки про птиц:
Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков,
В теплый край я не летаю.
Здесь, под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый (Воробей)
(Подменить карточку. на др. птицу (сороку)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это. (Снегири)
Окраской - сероватая,
Повадкой - вороватая,
Крикунья хрипловатая -
Известная персона.
Кто она?. (ворона)
Кто летает, кто стрекочет?
Рассказать всем новость хочет? (Сорока)
Воспитатель:Правильно, ребята отгадали загадки,.
Ну что снова посмотрим в посылку, Старичок –Лесовичок предлагает нам собрать разрезные картинки.
Игра «Собери разрезанную картинку и расскажи про птичку».
-У меня есть 3 конверта с изображением птиц.
-Давайте разделимся на 3 групп.
Ваша задача: собрать разрезанную картинку в целую, отгадать, что это за птица и рассказать про неё.
Дети (1 подгруппа): Это птица синица.
- Грудка у синицы жёлтая, а посредине чёрный галстук, на голове черная шапочка и т. д. Синица произносит звуки: синь-синь-синь. Синицы приносят очень большую пользу лесам, паркам и садам.
Воспитатель: Как много и интересно вы мне рассказали.
-А знаете ли вы, что синица, весной начинают петь одни из первых, поэтому говорят, что песня синицы приносит с собой весну.
Дети (2 подгруппа): Это птица воробей.
Воспитатель: А, что про него вы можете рассказать?
Дети: У него серо- коричневое оперение, короткий хвостик, тонкие лапки, он маленький, но шустренький. Он чирикает: «Чик – чирик- чик-чирик».
Воспитатель: Ребята, а знаете ли вы, что воробей в течение своей жизни места жительства не меняет, он остается на одном месте. Всю жизнь воробей свое гнездо ремонтирует, утепляет и держит его в чистоте. Что можно еще сказать про воробья . Какой он,?
Дети (3 подгруппа): Это птица снегирь.
Воспитатель: Расскажите, чем эта птица отличается от других?
Дети: У снегиря грудка красная, спинка серая, на голове шапочка, крылышки и хвостик чёрные.
Воспитатель: Хорошо вы справились с заданием.
С наступлением весны снегири исчезают из городов, но они не улетают на север, а поселяются в хвойных лесах,
Воспитатель: Молодцы, ребята, давайте поиграем
Физминутка. Скачет шустрая синица
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.) Ей на месте не сидится, (повернуться.) Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на двух ногах.) Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.) Вот присела на минутку, (Присели.) Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.) И с дорожки — на плетень, (Прыжки в одну и другую сторону.) Тири-тири, (тарелочки.) Тень-тень-тень! (хлопки.) (А. Барто) дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете легко ли птицам зимой?
Почему? (ответы детей)
Дети: Нет, нелегко им холодно и голодно, снег укрыл землю, и они не могут найти себе корм.
Воспитатель: Правильно, им очень тяжело приходится зимой, на улице очень холодно и корма зимой мало. Кто же приходит к ним на помощь?
Дети: люди.
Воспитатель: А как называют этих птиц, которые не улетают, а остаются с нами зимовать?
Дети: зимующие.
Воспитатель: Правильно. Что произойдет, если все птицы погибнут от холода и голода?
Дети: Погибнут птицы – некому будет уничтожать вредных насекомых, заболеют и погибнут деревья, кусты, травы. Животным нечего будет есть и они покинут лес. Без птиц, без животных, без леса человеку не прожить. Поэтому птиц надо беречь, помогать им. Они приносят огромную пользу.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы с вами вернемся к письму и посмотрим, какую же просьбу просит исполнить Старичок- Лесовичок.
«Ребята, вы уже знаете, что снег зимой укрывает весь корм для птиц и им нечем питаться, так вот у меня большая просьба к вам и вашим родителям,изготовьте кормушки для птиц. Но самое главное, не забывайте класть регулярно в неё корм. Заранее вам всем спасибо! До свидания, ваш Старичок –Лесовичок.»
Показ слайдов «Чем питаются птицы».
Ну, что ж, ребята, надо постараться исполнить просьбу Старичка-Лесовичка. А знаете ли вы, чем питаются птицы зимой? (ответы детей)
Хорошо, а я для вас еще подобрала картинки чем питаются птицы.
Показ слайдов «Чем питаются птицы».
Воспитатель: 1. Питается синица семенами подсолнечника, тыквы, А вы знаете, чем еще питается синица? Задайте мне вопрос? Олеся Викторовна, а что еще любит синица? несолёное сало. На зиму эти птички не улетают в тёплые страны, но в поисках корма стайки перелетают с места на место. Там, где корма много, синицы задерживаются. Подкармливая, их можно удержать в своём саду.
2. Воробей питается хлебными крошками, семенами подсолнечника.
3. Снегирь питается почками и семенами деревьев и кустарников, ягодами, из которых он выбирает семена, а мякоть выбрасывает. Толстым клювом он разгрызает семена ягод или небольшие орешки. Отведав рябины, снегирь чистит клюв: к нему прилипают семена рябины. Во время чистки клюва они попадают на землю, а весной прорастают.
4. Сорока и ворона- всеядны. Зимой питается остатками человеческой пищи. Любят разные зерна, подсолнечника, арбуза, дыни, семена различных растений
-Ребята, ну что снова заглянем в посылку (воспитатель достаёт мешочки, внутри которых корм для птиц).
Посмотрите, у меня волшебные мешочки. Наверное всем хочется узнать, а что же там внутри. Давайте на ощупь отгадаем что же там спрятал Старичок-Лесовичок.
Дети на ощупь определяют корм птиц. (В мешочках насыпаны: семечки, семя тыквы, пшено, хлеб, семена растений). Ух, какой хитрый Лесовичок!
Воспитатель: Молодцы ребята, вы уже знаете какая птичка, чем питается.
Давайте положим корм, а когда пойдем на прогулку, то возьмем корм для птиц.
3. Заключительная часть занятия:
Воспитатель:
Ребята, у нас сегодня были разные задания и игры.
Мы много с вами узнали ?
Ребята, о ком мы сегодня разговаривали?
Где живут птицы?
Как они называются?
Как им помочь?
Дети: О зимующих птицах, о том, как им трудно зимовать и что без помощи человека, птицы могут погибнуть, а мы знаем, что птицы приносят пользу, поэтому птиц надо подкармливать круглый год.