Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка Программа элективного курса «Основы географии туризма» для профильного обучения на старшей ступени общего образования

Элективный курс «Основы географии туризма» знакомит учащихся с важнейшими путями и методами применения географических знаний на практике, развивает интерес к географическим процессам, происходящим в мире, стране, регионе.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Методическая разработка

Программа элективного курса

«Основы географии туризма»

для профильного обучения

на старшей ступени общего образования

учителя географии

средней общеобразовательной

школы № 12 г. Рыбинска

Ярославской области

Рулёва Олега Игоревича

Рыбинск

2009

Пояснительная записка элективного курса

«Основы географии туризма»

Худший путь, какой только можно выбирать, -

Это не выбирать никакого пути.

К. Теппервайн

Данная программа элективного курса «Основы географии туризма» составлена для учащихся 10-11 общеобразовательных классов (базовый уровень) и предполагает проведение 1 часа в неделю (68 часов, по 34 часа в год). Тип курса – межпредметный, вид – практико-ориентированный или прикладной.

Программа элективного курса отражает пути реализации содержания учебного материала, конкретизирует содержание образовательных тем, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей, позволяет учесть возрастные и психофизические особенности учащихся старшего подросткового возраста.

Программа предназначена для оказания помощи старшеклассникам в формировании ориентаций, связанных с выбором дальнейшего обучения, осознанием и соотнесением своих потребностей и способностей с требованиями профильного обучения и общественными запросами, с определением личной позиции.

Элективный курс «Основы географии туризма» знакомит учащихся с важнейшими путями и методами применения географических знаний на практике, развивает интерес к географическим процессам, происходящим в мире, стране, регионе.

География туризма – отрасль социальной географии, изучающая территориальные аспекты туризма: условия и ресурсы, обеспечивающие возможности туристской деятельности, туристские учреждения.

Проблемы туризма – предмет изучения не только географии, но и других наук – экономики, медицины, социологии, психологии, истории, биологии, искусства, этнографии, обществознания, с которыми она тесно связана. Программа построена на основе межпредметной интеграции с этими науками.

Содержательный материал курса и формы работы разнообразны, что наиболее полно помогает реализовать одну из задач профильной подготовки: помочь ученику сориентироваться в выборе профессии.

Логика подачи материала в программе выстроена таким образом, что вначале учащиеся знакомятся с объектом исследования, получая «порцию» теоретических знаний, а затем на практике решают частные практические вопросы.

Теоретическая часть программы имеет опору на ранее изученные курсы: «Географию материков и океанов» (7 класс), «Экономическую и социальную географию России» (9 класс) и изучаемого параллельно курса «Экономической и социальной географии мира» (10 класс), но элективный предмет углубляет эти знания и рассматривает материал в туристском ракурсе.

В работе с содержанием возможны разнообразные формы и виды учебной деятельности учеников и учителя. Предусмотрено использование таких методов и форм обучения, которые дают представление учащимся об условиях и процессах будущей профессиональной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения, т.е. в какой-то степени моделируют их.

Особенностью данного курса является то, что некоторые направления изучаются с использованием новейших телекоммуникационных технологий. Живя в информационном обществе, дети должны иметь представление о различных информационных процессах, владеть основными элементами информационной культуры. Использование компьютерных технологий позволяет максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся: задавать темп изучения материала, адаптировать учебные знания к возможностям ученика. Так же учащиеся получают удовлетворение познавательного интереса, возникает желание познавать мир, используя информационную систему, сетевую инновационную образовательную программу страноведческого курса по географии “Как прекрасен этот мир” (автор Пяткова Л.В.) и другие Интернет-ресурсы.

Принципиальным отличием данной программы является то, что логика и технология обучения определяются потребностью учащихся в самоопределении, которая реализуется через обучение учащихся методам самооценки, самоанализа, прогнозирования. Обучающая функция заключается в большей степени в знакомстве с новыми способами деятельности.

В процессе изучения курса много внимания уделено самостоятельной деятельности ученика, решению учебных задач, проблем, построенных на содержании нового материала и жизненного опыта, создаются условия для самообразования. Учитель выступает организатором учебной деятельности, помогает определить её цель, пути достижения, даёт задания, консультирует.

Оценить успешность прохождения курса помогут критерии, разработанные и вынесенные в отдельную таблицу. Важно отметить, что в процессе подведения итогов участвует не только учитель, но и учащиеся, т.к. в групповой работе видели представление возможностей друг друга.

Для учителя важна «обратная связь» не только в виде результатов обучения, но и в виде фиксации динамики интереса к данному курсу. Для этого предлагается проведение рефлексии. Субъективным критерием может служить наполняемость группы, посещаемость, переход учащихся на другие курсы.

Так как курс является практико-ориентированным, предлагаются следующие формы отчётности ученика в ходе изучения курса:

- работа учащихся на занятии,

- выполнение и отчёты по практическим работам (индивидуальные и групповые),

- разработка и защита группового проекта по темам курса,

- тестовые задания, проверяющие знания, как наиболее приемлемое средство контроля в рамках преподавания данного элективного предмета.

Ожидаемый положительный педагогический эффект элективного курса «Основы географии туризма» связан с возможностью создания мотивационной базы для дальнейшего выбора профессии. Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей экономики, в связи с этим курс может ориентировать на дальнейший профессиональный выбор.

Данный курс обеспечен лекционными материалами (приложение 5) и тетрадью с практическими заданиями к каждому занятию (приложение 6).

3.2. Цели и задачи изучения элективного курса

Элективный курс имеет следующие цели:

формирование у школьников представления о разных видах ресурсов и условий, в первую очередь способных влиять на развитие туристической отрасли;

вооружение учеников методами комплексного анализа туристско-ресурсного потенциала территории;

моделирование на примере своего региона с помощью комплексного анализа современных направлений дальнейшего развития туристской отрасли;

ознакомление учащихся с состоянием и особенностями туризма в России, странах СНГ, зарубежных регионах;

ориентирование на выбор учебного заведения.

Задачи курса:

Сформировать у обучающихся высокий уровень компетенции в области рекреационного ресурсоведения, позволяющий им:

обладать пространственным, географическим видением, предполагающим умение понимать причины пространственных различий, явлений, процессов в связи с их региональными и локальными природно-экологическими, историко-культурными и социально-экономическими особенностями;

анализировать проблемы современного состояния туризма в регионе и прогнозировать под воздействием различных факторов возможное развитие;

самостоятельно изучать при помощи различных методов туристскую специализацию территории, разрабатывать стратегию развития туристской отрасли в конкретном регионе в зависимости от наличия комплекса ресурсов и условий.

3.3. Принципы отбора содержания курса

В основу отбора и структурирования содержания элективного курса заложены следующие принципы и критерии, из них вытекающие:

принцип научности (истинности) – соответствие основных суждений и понятий современному состоянию науки;

принцип логичности – соответствие определенной последовательности содержания образования внутренней логике научного знания;

принцип целостности предполагает соблюдение при отборе содержания целостного отражения в нем всей имеющейся научной, культурной и общественно-политической информации, которая касается рекреационной и связанных с ней проблем России в целом и её отдельных регионов; данный принцип обуславливает единство естественнонаучного и социоэкономического подходов, рассматривающих ресурсы и условия, которые влияют на развитие туризма;

принцип необходимости и достаточности отражает требование к содержанию образования, чтобы оно было достаточно и необходимо после рассмотрения общетеоретического блока для регионального анализа состояния, как отдельных видов рекреации, так и их сочетаний на определенном пространстве;

принцип дополнительной функциональности обусловливает использование при рассмотрении общих вопросов как региональных, так и локальных примеров, что дает дополнительный функциональный эффект;

критерий общезначимости обусловлен широтой содержания – вопросы, затрагиваемые им, должны быть значимыми для большого количества людей, а не быть узко специализированными;

принцип фундаментальности содержания образования определяет необходимость преобладания в содержании не эмпирических, а фундаментальных аналитических знаний, закономерностей, обобщений, опирающихся на основные положения и идеи современного ресурсоведения, а также ряда социальных, медицинских и других наук;

принцип гуманизации реализуется в курсе через раскрытие гуманной сущности предлагаемой стратегии гармонизации взаимоотношений человека и окружающей среды в рамках процессов использования условий и потребления ресурсов;

аксиологический критерий обуславливает особые требования к эмоционально- ценностной направленности учебного материала через отбор содержания, способствующего воспитанию таких важных качеств личности, как патриотизм, ответственность и др.;

краеведческий принцип предполагает обязательный учет местной рекреационно-ресурсной обстановки и исторического опыта природопользования;

критерий пространственной конкретности учебного материала обусловливает желательность пространственной привязки любого рассматриваемого рекреационного процесса или явления; эмпирические данные должны носить конкретно- пространственный, а не абстрактно- пространственный характер.

3.4. Формы и методы обучения

Формы и методы обучения определены требованиями профильной подготовки, учёта индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности, осознанному поиску места человека в современном динамичном мире. В связи с этим основные приоритеты отданы:

междисциплинарной интеграции, содействующей становлению целостного мировоззрения;

обучению через опыт и сотрудничество;

учёту индивидуальных особенностей и потребностей учащихся;

активным формам (работа в малых группах, деловая игра, дебаты, метод проектов);

личностно–деятельностному и субъективному подходу (равноправное взаимодействие учителя и ученика).

Специфика программы предусматривает использование традиционных методов и форм работы.

Формы:

фронтальная (лекция с элементами беседы, дискуссия, демонстрация фрагментов);

индивидуальная (работа с компьютером, выполнение индивидуального задания);

коллективная (деловая игра, работа в парах, групповая работа, работа с компьютером).

Методы:

Словесные;

Наглядные;

Практические

Методы, связанные с познавательной деятельностью:

Частично – поисковый (деловые игры);

Исследовательский (работа в творческих мастерских);

Объяснительно - иллюстративный (использование компьютерных технологий).

3.5. Знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в результате изучения курса

В ходе изучения курса школьники узнают структуру туристского ресурсоведения, методику проведения региональных исследований, природно-экологические, экономические, историко-этнографические, искусствоведческие условия и ресурсы туристско-рекреационных зон, районов, курортов России.

После изучения элективного курса «Основы географии туризма» обучающиеся должны знать:

- основные понятия туризма;

- виды туризма;

- факторы, определяющие потребности в туризме;

- уровень развития туризма в регионах мира и России;

- особенности туризма в регионах мира и России;

- основные районы и центры туризма, главные туристические маршруты;

- историко-культурные ценности разных стран;

- традиции и обычаи населения стран мира;

- различные виды достопримечательностей.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать карты, путеводители для изучения условий и возможностей развития туризма в своём регионе;

- давать на основе различных источников характеристику туристского региона, центра и маршрута;

- оценивать современное состояние региона (района) с точки зрения туристско – рекреационного развития;

- анализировать факторы, влияющие на это развитие, определять наиболее эффективные пути его оптимизации (на уровне школьника);

- составлять элементарный маркетинговый план;

- разрабатывать элементарный туристский маршрут.

Знания и навыки, полученные при изучении курса «Основы географии туризма», необходимы специалисту в области сервиса и туризма для решения профессиональных задач по организации рекреационной деятельности.

Программа предусматривает практическую подготовку учащихся, применение теоретических знаний для решения задач в любом туристском регионе. Предусмотрены задания для самостоятельной работы по сбору ресурсоведческого материала, по методике его обработки и оформления.

Обучающиеся будут иметь опыт:

сотрудничества, взаимопомощи;

общения в процессе учебной деятельности;

профессии гидов, экскурсоводов и других специальностей данной области.

3.6. Учебный план элективного курса

п/п

Название разделов и тем

Количество часов всего

Из них (часов)

теоретическая

часть

практическая часть

1

Раздел 1. История туризма.

5

4

1

2

Раздел 2. Теоретические основы географии туризма.

15

10

5

3

Раздел 3. Маркетинг в туризме.

5

2

3

4

Раздел 4. Туристское районирование территории.

43

17

26

4.1

Тема 1. Туристские регионы России.

20

11

9

4.2

Тема 2. Туристские регионы стран СНГ.

11

1

10

4.3

Тема 3. Зарубежные туристские регионы.

12

5

7

Всего

68

33

35

УМК элективного курса «Основы географии туризма»

1. География туризма: Учебник /И.Г. Филиппова, В.Л. Погодина, Е.А. Лукьянов /под ред. Профессора, засл. Работника высшей школы РФ Е.И. Богданова. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2007.

2. История туризма и гостеприимства: Учебное пособие. /Л.П. Воронкова. – М.: ФАИР – ПРЕСС, 2004.

3. Маркетинг в туризме: Пер. со 2-го англ. изд. – К.: Знания-Пресс, 2005.

4. Рабочая тетрадь для учащихся 10-11 классов.

5. Материалы для учителя.

Для обучающихся:

Атлас Ярославской области.

География Ярославской области: Учебное пособие для учащихся основной общеобразовательной школы.- Ярославль, Рыбинск: Изд-во ОАО «Рыбинский Дом печати», 2008.

Древо познания, универсальный иллюстрированный справочник для всей семьи. - Еженедельное изд. Водоснабжение, №20, 2003.

Холина В.М. География человеческой деятельности: экономика, культура, политика: Учеб. Для 10-11 кл. шк. с углубл. изучением гуманит. Предметов. – 2-е изд. перераб. -М.: Просвещение, 2001.

Энциклопедия для детей. Т.3. География.- 3 изд.,испр./ Глав.ред. М.Д.Аксёнова.- М.: Аванта+, 2003.

Рабочая тетрадь для учащихся 10-11 классов.

Контурные карты и атласы по географии (8, 9, 10-11 классов).

3.7. Учебно-тематический план

№ п/п

№ занятия в теме

Разделы, темы и занятия

Практическая деятельность учащихся

Раздел 1. История туризма (5 часов)

1

1

Знакомство с программой элективного предмета.

«Человек путешествующий»: мифы и легенды прошлого.

География древних и средневековых путешествий

П. р. №1 География странствий мифологических, былинных и сказочных героев

2

2

Эпоха великих географических открытий

П. р. №2 Изучение по карте некоторых древних и средневековых маршрутов путешествий

3

3

История туризма

4

4

Становление индустрии туризма. Социально-экономические условия и причины становления массового туризма

5

5

Развитие туризма в России

Раздел 2. Теоретические основы географии туризма (15 часов)

6

1

Теоретические основы рекреационной географии

7

2

Территориально-рекреационные системы

П. р. №3 Изучение типов территориально-рекреационных систем России

8

3

Теоретические основы географии туризма

9

4

Виды туризма

П. р. №4 Классификация основных видов туризма

10

5

География туристского спроса

11

6

Специфика и состав туристской отрасли

П. р. №5 География лечебно-оздоровительного туризма на примере своей области

12

7

Основы рекреационного ресурсоведения

13

8-9

Свойства туристских ресурсов

П. р. №6 Составление таблицы «Свойства туристических ресурсов»

14

П. р. №7 Свойства туристских ресурсов Ярославской области или города Рыбинска

15

10

Природные туристские ресурсы и условия. Географическое положение как условие развития туризма

16

11

Транспортно-географическое положение территории как условие развития туризма

П. р. №8 Характеристика состояния и роли железнодорожного, автомобильного, водного авиационного видов транспорта Ярославской области для развития туризма

17

12

Историко-культурные ресурсы и условия. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

18

13

П. р. № 9 Создание компьютерных презентаций, демонстрирующих объекты Всемирного культурного и природного наследия.

19

14

Современное хозяйство как фактор развития туризма. Состояние туристской отрасли

20

15

Контрольный урок «Теоретические основы географии туризма»

Раздел 3. Маркетинг в туризме (5 часов)

21

1

Что такое маркетинг? Маркетинговый план

22

2

Работа по проектированию и созданию маркетингового плана

П. р. №10 Анализ прайс-листов туристических агентств г. Рыбинска

23

3

П. р. №11 Составление маркетингового плана на примере экскурсии по своему городу

24

4

Представление маркетингового плана.

25

5

Создание рекламного туристского буклета

П. р. №12 Творческая работа: Создание рекламного туристского буклета

Раздел 4. Туристское районирование территории (43 часа)

Тема 1. Туристские регионы России (20 часов)

26

1

Как районируют территорию России? Районообразующие факторы

27

2

Северо-Европейский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

28

3

Центрально-Европейский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

29

4

Южно-Европейский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

30

5

Волжский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

31

6

Ярославская область как уникальный туристский регион

П. р. №14 Разработка программы тура по определённой территории (на примере Ярославской области)

32

7

Составление схемы туристско-рекреационных зон Ярославской области.

П. р.№15 Составление схемы туристско-рекреационных зон Ярославской области.

33

8

«Золотое кольцо России» - уникальный туристский маршрут

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

34

9

Кавказский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

35

10

Уральский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

36

11

Сибирский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

37

12

Саяно-Алтайский туристский регион

П. р.№13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

38

13

Байкальский туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

39

14

Дальневосточный туристский регион

П. р. №13 Работа с таблицей туристского районирования территории России

40

15

Метод бальной оценки природно-ресурсного потенциала

П. р. №16 Использование метода бальной оценки в определении природно – ресурсного потенциала районов

41

16

Туристские условия и ресурсы территории

П. р. №17 Составление характеристики туристских условий и ресурсов одного из регионов России по плану

42

17

Защита работы

43

18

Туристско-рекреационный потенциал территории

П. р. №18 Оценка туристско-рекреационного потенциала территории одного из субъектов РФ по плану

44

19

Что такое программа тура?

П. р. №14 Разработка программы тура по территории одного из рассмотренных районов

45

20

Защита работы

Тема 2. Туристские регионы стран СНГ. Проектная деятельность (11 часов)

46

1

Туристско-рекреационная характеристика территорий стран СНГ

47

2

Что такое проект?

Организационный этап

Выбор тем проектов

48

3

Поисковый этап

Определение тематического поля и формулирование темы проекта

Поиск и анализ проблемы

- Постановка цели проекта

49

4

Аналитический этап

Анализ имеющейся информации

Поиск информации

Сбор и изучение информации

Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности

Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ

- Анализ ресурсов

50

5

Практический этап

Выполнение запланированных технологических операций

Текущий контроль качества

- Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию

51

6

Практический этап (продолжение)

52

7

Практический этап (продолжение)

53

8

Презентационный этап

Подготовка презентационных материалов

Презентация проекта

- Изучение возможностей использования результатов проекта

54

9

Презентационный этап (продолжение)

55

10

Презентационный этап (продолжение)

56

11

Контрольный этап

Анализ результатов выполнения проекта

- Оценка качества выполнения проекта

Тема 3. Зарубежные туристские регионы (12 часов).

57

1

Туристские макрорегионы: Европейский

58

2

П. р. №19 Составление комплексной характеристики одной из европейских столиц

59

3

Туристские макрорегионы: Ближневосточный

60

4

П. р. №16 Использование метода бальной оценки в определении природно – ресурсного потенциала районов (Европейский и Ближневосточный)

61

5

П. р. №14 Разработка программы тура (по известным культовым местам Азии)

62

6

Туристские макрорегионы: Южно-Азиатский и Азиатско-Тихоокеанский

63

7

П. р. №17 Составление характеристики туристских условий и ресурсов одного из туристских регионов мира по плану

64

8

Туристские макрорегионы: Африканский

65

9

П. р. №18 Оценка туристско-рекреационного потенциала территории одного из туристских регионов мира по плану

66

10

Туристские макрорегионы: Американский

67

11

П. р. №14 Разработка программы тура по территории одного из рассмотренных районов (по выбору обучающихся)

68

12

Экскурсия в городской краеведческий музей

П. р. № 20 Экскурсия в городской краеведческий музей и отчёт о ней

3.8. Содержание программы

Раздел 1. История туризма (5 часов).

Задачи изучения истории туризма. Основные понятия и методы. Периодизация истории туризма. Путешествия как форма межкультурных коммуникаций. Межпредметная связь: география путешествий в различные исторические эпохи. Туризм как индустрия, её становление и развитие в мире и в России.

Учебная деятельность. Составление картограммы странствий мифологических героев.

Анализ географических карт с целью изучения древних и средневековых маршрутов путешествий. В ходе лекций заполнение обобщающих таблиц: «Этапы развития туризма», «История развития туризма в России».

Раздел 2. Теоретические основы географии туризма (15 часов).

Теоретические основы рекреационной географии и географии туризма. География туристского спроса. Специфика и состав туристской отрасли. Свойства туристских ресурсов. Природные туристские ресурсы и условия. Географическое положение как условие развития туризма. Историко-культурные ресурсы и условия. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО. Современное хозяйство как фактор развития туризма. Состояние туристской отрасли.

Учебная деятельность. Изучение типов территориально-рекреационных систем России. Классификация основных типов и видов туризма. География лечебно-оздоровительного туризма на примере своей области. Свойства туристских ресурсов Ярославской области или города Рыбинска. Характеристика природного комплекса России с позиции соответствия требованиям рекреации. Разработка системы критериев оценки для включения в список Всемирного наследия культурных и природных объектов.

Раздел 3. Маркетинг в туризме (5 часов).

Что такое маркетинг? Межпредметные связи маркетинга и географии туризма. Современные маркетинговые исследования в области туризма. Необходимость маркетинговых исследований. Маркетинговый план.

Учебная деятельность. Анализ прайс-листов туристических агентств г. Рыбинска Составление маркетингового плана на примере экскурсии по своему городу. Творческая работа: «Создание рекламного туристского проспекта».

Раздел 4. Туристское районирование территории (43 часа).

Туристское районирование территории как важная задача. Научные принципы туристского районирования. Районообразующие факторы. Территориальная рекреационная система. Курорт, его ранги. Рассматриваются туристские регионы мира по темам.

Тема 1. Туристские регионы России (20 часов).

Особенности туристского районирования России с точки зрения внутреннего и международного туризма. Рассматриваются крупные рекреационные районы России. Уровни развития туристской инфраструктуры районов. Туристская специализация. Города и районы, рекомендуемые для развития туризма. Ярославская область как туристский район страны.

Учебная деятельность. Работа с таблицей туристского районирования территории России.

Составление историко-культурной характеристики Ярославской области. Использование метода бальной оценки в определении природное – ресурсного потенциала районов. Составление характеристики туристских условий и ресурсов одного из регионов России по плану. Разработка программы тура по территории одного из рассмотренных районов.

Тема 2. Туристские регионы стран СНГ (11 часов).

Туристско-рекреационная характеристика бывших республик СССР (соседей РФ первого и второго порядка). Природные уникумы, исторические места, знаменитые города, туристические маршруты. Малоизвестные туристические маршруты.

Учебная деятельность. Данная тема отводится на проектную деятельность обучающихся. Темы проектов предлагаются учителем или разрабатываются обучающимися.

Тема 3. Зарубежные туристские регионы (12 часов).

Зарубежные туристские регионы с точки зрения международного туризма. Наиболее посещаемые туристские регионы россиянами. Природные уникумы, исторические места, знаменитые города, туристические маршруты.

Учебная деятельность. Составление комплексной характеристики одной из европейских столиц. Использование метода бальной оценки в определении природно – ресурсного потенциала районов (Европейский и Ближневосточный). Разработка программы тура по известным культовым местам Азии. Составление характеристики туристских условий и ресурсов одного из туристских регионов мира по плану. Разработка программы тура по территории одного из рассмотренных районов.

3.9. Методические рекомендации к проведению

некоторых занятий элективного курса

В процессе выбора элективных курсов для старшеклассников уместно в качестве рекламы дать аннотацию курса. Она может находиться как на общем стенде, посвящённом элективным курсам, так и может быть выдана в виде буклета желающим.

Аннотация элективного курса «Основы географии туризма»

Туризм является одной из крупнейших высокодоходных и наиболее динамичных отраслей экономики. В сфере туризма заняты свыше 250 млн человек, т.е. каждый десятый работник в мире. На его длю приходится треть мировой торговли услугами. По прогнозам специалистов, 21 век станет веком туризма. Работа в сфере туризма становится одной из престижных. В связи с вышеизложенными фактами, предлагается изучение элективного курса «Основы географии туризма». Курс поможет сориентироваться в особенностях будущей профессиональной деятельности, совершить «профессиональную пробу», совершенствовать организационную деятельность; дополнит и углубит знания по географии; компенсирует отсутствие профильных предметов в школе по данному направлению.

Занятие №1.

Тема: Знакомство с программой элективного предмета. «Человек путешествующий»: Мифы и легенды прошлого. География древних и средневековых путешествий. Эпоха великих географических открытий

Вопросы для изучения:

Цели занятия.

Для учителя: Познакомить учащихся с программой курса. Мотивация учащихся на изучение курса.

Для учащихся: Познакомиться с программой курса. Осознать важность изучения «Основ географии туризма». Стать активными участниками лекции. Выполнить в группах практическую работу.

Формы и методы проведения: лекция с элементами беседы, практическая работа.

Опорный комплекс понятий: Боги древней Греции, Аполлон, Гера, Афина,

Понятия, изучаемые на занятии: бог Пушан, Алпамыш, Синдбад–мореход, святой Николай, путешествие, путешественник.

Технологическая карта занятия

Смысловые блоки

Учебно – наглядный комплекс

Организация учебной деятельности учащихся

Формы организации

1

Введение в курс

Слайд – шоу с видами разных стран

Фронтальная

2

Постановка учебной задачи урока: опираясь на социокультурный опыт учащихся дать определение «человека путешествующего», вспомнить героев древних мифов, связанных с путешествиями

На экране или доске имена мифологических героев и богов и святых, покровительствующих путешественникам

Учащимся предлагается самостоятельно дать определение «человека путешествующего», вспомнить героев древних мифов, связанных с путешествиями

Индивидуальная

3

Лекция

Тезис на доске.

- Образ «пути-дороги» является метафорическим выражением трудностей жизненного пути, всех тех испытаний, которые предстояли человеку.

-Лекция сопровождается компьютерной презентацией

Записывают в тетради тезис лекции, имена мифологических героев, святых, героев эпосов

Индивидуальная

4

Практическая работа

Контурная карта мира

Обозначают на контурной карте маршруты героев мифов

Работа в группах.

5

Обобщение.

Социализация и рефлексия.

Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Какие открытия вы сделали на уроке?»

Индивидуальная.

Материал для учителя

Мифы и легенды древних народов, повествующие о первоначалах мира, рождении богов и появлении человека, наполнены образами странствующих персонажей. Это может быть божество или «культурный герой», или даже простой смертный отправившийся в дальний путь по мифологическому пространству с целью обустроить мир или найти счастье.

Преодолевая замкнутость своего мира, человек отправлялся в дальние края, бороздил водную гладь, строил дороги, способствуя тем самым распространению культуры, торговли и, к сожалению, войны. Образ «пути-дороги» недаром является метафорическим выражением трудностей жизненного пути, всех тех испытаний, которые предстояли человеку. Только пройдя через эти испытания, выдержав их, человек мог достичь заветной цели. Вся человеческая жизнь представлялась долгим и заветным путешествием.

Мифологические герои.

В мифологии можно встретить образы основателей городов и цивилизаций, «пришедших из-за моря». Здесь уместно вспомнить:

древнеегипетский Осирис – передал знания по ведению с/х и ирригации, строительству, искусству, врачеванию. Прометей «просветительская» деятельность.

Боги – покровители путешественников.

Индийская мифология: бог Пушан (спаситель от ложных путей).

Древнегреческие: верховный бог Зевс покровительствует гостеприимству, Бог Солнца Апполон – охранитель дорог, мореходов, путешественников. Гера и Афина помогали в дальних странствиях аргонавтам в поисках «Золотого руна». Гермес (у римлян Меркурий) сын Зевса также покровительствует путешественникам, странникам (золотые сандалии и жезл), провожает души умерших в Аид (царство мёртвых).

География станствий мифологических героев.

Орфей опускается в царство Аида, чтобы вернуть Евридику.

Гильгамеш (герой вавилонского эпоса) в подземелье занят поисками человеческого бессмертия. В былине Добрыня Никитич, его жена и Алёша Попович», в гомеровской «Одиссее» и Узбекской поэме об Алпамыше повествование складывается вокруг странствий мужа. В данном случае интересно совпадение сюжетов. Это доказывает, что между народами существовали культурные контакты с древнейших времён (взаимопроникновение культур).

Одиссей, царь Итаки 10 лет скитался по морям. География его странствий фантастична. Он совершил путешествия по Средиземному морю, странствуя по реальному и вымышленному мирам. Оказавшись на африканском побережье Чудесный лотос, отведав который люди всё забыли и отказались возвращаться на родину, циклопы – одноглазые существа, остров Эя, где жила волшебница Цирцея, превратившая некоторых спутников Одиссея в свиней, спускался в подземное царство Аида. Проплыв мимо острова Сирен, оказался в узком проливе, где жили чудовища Сцилла и Харибда. Преодолев множество препятствий он вышел в Атлантику через Гибралтарский пролив, побывав в поселении на Иберийском полуострове (сейчас Лиссабон).

Былинные герои русского фольклора.

Цели их путешествий чаще всего ратные подвиги и торговые дела. В киевских былинах – борьба с врагами богатырей. Илью Муромца исцеляют «калики перехожие» и предсказывают героическую судьбу. В новгородских былинах о Садко и Василии Буслаеве. Если бы мы начертили карту путешествий былинных героев, то она не совпала бы с реальной географической картой. В этих повествованиях далёкая Индия оказывается где-то рядом.

Герои восточного фольклора.

Сказки «тысяча и одна ночь» о багдадском купце Синдбаде - мореходе. Он знакомится с обитателями далёких стран, наблюдает их жизнь, узнаёт обычаи. Присматривается к удивительным животным и экзотическим растениям – сандаловому дереву, плантациям перца, корицы, алоэ, которые составляют предмет торговли мусульманского купца с заморскими странами. В сказках много вымысла, но учёные подсчитали, что в них 70 раз упоминаются 17 реальных объектов, расположенных главным образом в Юго-Восточной Азии, прежде всего на Аравийском полуострове, что свидетельствует о знании этого ректона путешественниками того времени.

Покровители путешественников в мировых религиях.

В христианстве – святой Николай (покровитель путешественников, мореплавателей и школяров). Родился в г. Патархе в Ликии (Малая Азия). Называют Николаем Чудотворцем или Угодником. Послужил прообразом современного рождественского Санта Клауса (от голландского Сите Клаас, в переводе святой Николай). Умер 352 году, в г. Миры. Через 700 лет его мощи были перевезены в г. Барии (Италия). Он включён в программу религиозных туров. Его почитают и в России.

Литература: [2 из УМК].

К предложенному занятию прилагаются мультимедийная презентация учителя. (приложение 7)

Занятия №16.

Комбинированное занятие с применением ИКТ.

Технологическая карта конструирования занятия

Предмет,

класс

Элективный предмет «Основы географии туризма»

10

Тема урока,

№ урока по теме

Раздел 2. Теоретические основы географии туризма

Историко-культурные ресурсы и условия. Объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО

12

Актуальность использования средств ИКТ

Для визуализации знаний и интенсификации учебного процесса

Цели урока

обучающие

развивающие

воспитательные

Ознакомление обучающихся:

- историко-культурными ресурсами и условиями, некоторыми объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО за рубежом и в России

- со списком российских объектов-кандидатов;

- с новыми понятиями: историко-культурные ресурсы и условия, объект и список Всемирного наследия ЮНЕСКО, национальное достояние

В рамках учебной игры привлечь обучающихся к работе с критериями по включению объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

- мотивация на необходимость изучение данного вопроса, т.к. знание истории и культуры народов и стран – неотъемлемая часть работы в туристическом бизнесе;

- воспитание уважительного отношения к истории и культуре народов и стран;

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ОЭР на CD, ресурсы Интернет)

универсальные, ОЭР на CD

Необходимое аппаратное и программное обеспечение (локальная сеть, выход в Интернет, мультимедийный компьютер, программные средства)

компьютер

Организационная структура урока

Этап 1 Организация деятельности

Задачи

Организовать учащихся для проведения занятия: отметить отсутствующих, заранее разбить на группы по 3 человека, мотивировать на новую тему

Длительность этапа

3 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ мультимедийной презентации учителя. Слайд 1.

Форма организации деятельности учащихся

фронтальная

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Мотивирующая. Рассказ, беседа

Промежуточный контроль

Выявление в ходе беседы ранее полученных знаний или констатация обучающимися собственного социокультурного опыта

Этап 2 Получение и осмысление новой информации

Задачи

1) получение новой информации;

2) соотнесение новой информации со знаниями школьников;

3) поддержка активности, интереса к предложенной теме

Длительность этапа

7 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Продолжение показа мультимедийной презентации. Слайды 2- 37

Форма организации деятельности учащихся

Фронтальная

Индивидуальная - осмысление информации, соотнесение новой информации с собственными знаниями

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Рассказ. Поддерживает интерес учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией (с мультимедийной презентацией)

Промежуточный контроль

Контроль учителя с целью первичной проверки усвоения новых понятий: историко-культурные ресурсы и условия, объект и список Всемирного наследия ЮНЕСКО, национальное достояние

Этап 3 Учебная игра

Задачи

1) познакомить обучающихся с критериями включения объектов в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

2) в процессе учебной игры «включить» объекты-претенденты в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Длительность этапа

22 минуты

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Продолжение показа мультимедийной презентации. Слайд 38

Форма организации деятельности учащихся

Групповая. Выступают в роли «экспертов» ЮНЕСКО.

Работа с критериями и фотографиями объектов на ПК

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Организационная, вспомогательная

В зависимости от условий: оставляет слайд с критериями отбора объектов на экране и выдаёт фотографии объектов претендентов в список наследия ЮНЕСКО

или обучающиеся работают с критериями и фотографиями, заранее переданными преподавателем на ПК группы

Промежуточный контроль

Контроль времени, дисциплины, организации работы в группах , готовности к отчёту

Этап 4 Отчёт групп. Закрепление изученного материала.

Задачи

Получить первые представления о полученных знаниях обучающимися по результатам отчётов

Длительность этапа

13 минут

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Показ слайда c фотографией объекта-претендента, с которым работала группа

Форма организации деятельности учащихся

Устный отчёт групп. Для плана отчёта используются критерии включения объектов культурного и природного наследия в список ЮНЕСКО

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Корректирование

Промежуточный контроль

Подведение итогов

Рефлексия

Домашнее задание

Подготовить материалы в компьютерном варианте для практической работы №9 (см. рабочую тетрадь)

Литература: [1 из УМК].

К предложенному занятию прилагаются мультимедийная презентация учителя, текстовое сопровождение к ней, критерии включения объектов в список ЮНЕСКО для учащихся, фотографии объектов-кандидатов в список ЮНЕСКО (приложение 7).

Занятие 22.

Занятие с элементами технологии мастерских. Тема занятия, которая указывается ниже, может быть реализована и через практическую работу, предложенную в рабочей тетради для учащихся, но можно использовать и заявленную технологию.

Тема: Маркетинг в туризме. Анализ прайс-листов туристических агентств города.

Цели занятия.

Для учителя: создание условий для самореализации обучающихся.

Для учащихся:

осознание потребительской позиции и позиции производителя на рынке туристских услуг;

осознание необходимости беречь свои финансовые средства и психофизическое здоровье как потребитель;

осознание необходимости беречь имидж производителя туристской услуги.

Формы и методы проведения: мастерская

Размещение: по группам

Опорный комплекс понятий: прайс-лист

Понятия, изучаемые на занятии: социализация, конвенция, этика, мораль

Оборудование: (в зависимости от условий) ПК в группах, экран, мультимедийный проектор или бумага, маркеры, скотч.

Алгоритм:

Индивидуально: Выберите в предложенных прайс-листах экскурсии для своей группы (семьи), для себя и для других людей.

В группе: Посмотрите, совпали ли ваши мнения. Разделите все экскурсии на группы (классифицируйте).

Социализация: Каковы принципы деления (классификации)?

Индивидуально: Дополните фразу: «Если я подозреваю, что эта экскурсия некачественная, то я…»

Социализация позиций сначала в группе, потом между группами.

В группе: Выработайте конвенцию производителей туристических услуг с точки зрения этики и морали.

Социализация: межгрупповая.

В группе: Рассмотрите прайс-листы как эксперты. Найдите недостатки и отметьте положительные стороны, запишите свои вопросы.

Социализация: записи каким-либо образом (плакат, слайд, мелом на доске) представить на обозрение всех.

В группе: Сделайте новый выбор: отберите предложения, которыми вы бы никогда не воспользовались.

Социализация: межгрупповая. Поясните свой выбор.

Фронтально: назовите свойства рекламы, благодаря которым человек поневоле становится покупателем некачественной услуги.

В группе: Сделайте новый выбор: отберите одно из турагентств для антирекламы. Похвалите одно из агентств.

Социализация: межгрупповая.

Индивидуально, а затем в группе: Выразите зависимость между позицией потребителя и позицией производителя услуги с помощью формулировки:

Чем потребитель…,

тем производитель…

Рефлексия: Что изменилось, что произошло в моих взглядах как потребителя и как производителя услуги?

Литература: [2 из списка литературы для учителя]

Занятия № 46 – 56.

Практикум. Работа над проектом.

Методические рекомендации по осуществлению учебного проекта.

Тема проекта: Туристские регионы стран СНГ

Творческое название: (примеры названий, предложенные в ходе реализации проекта) «Знакомые незнакомцы», «Непознанное – рядом», «Свои среди чужих, чужие среди своих».

Основополагающий вопрос: Могут ли ближайшие соседи заменить отдых россиянам в дальнем зарубежье?

Проблемные вопросы: (примеры)

Может ли соответствовать туристская инфраструктура Узбекистана мировым стандартам?

Могут ли страны Закавказья заменить Турцию?

Почему Украина не хуже Болгарии?

Типология проекта: Ознакомительно-ориентированный (информационный) проект

Категория учащихся: 11 класс

Предметная область: межпредметный (география туризма, география, экология, история)

Аннотация. Выполнение проекта направлено на изучение в увлекательной форме некоторых вопросов, непредусмотренных программой профильного предмета «Основы географии туризма», а так же может быть легко интегрирован в рамках учебного процесса: на уроках географии по темам «Всемирные экономические отношения (международный туризм)» - 10 -11 классы (в зависимости от программы), на уроках обществознания.

Важной особенностью проекта является проблемность и актуальность изучаемых вопросов. Данный проект легко модифицируется и реализуется в рамках проблемного, разноуровневого обучения.

Выполнение исследовательской работы происходит через решение проблемных вопросов в привлекательной для школьников форме. Ученики разбиваются на группы по различным направлениям, в которых осуществляют поиск и анализ материалов о настоящих и будущих туристских возможностях стран СНГ, предлагают различные варианты улучшения туристской инфраструктуры этих стран, знакомятся уникальными культурными и природными достопримечательностями, разрабатывают маршруты путешествий и экскурсий.

По итогам проекта каждая группа подготавливает отчет в виде докладов, рефератов, плакатов, мультимедийных презентаций, буклетов, что потом даст возможность создать сайт как информационный ресурс и разместить при желании в Интернете. В рамках проекта проводится «круглый стол», участники которого анализируют и обобщают представленный материал. В результате выполнения проекта школьники должны сделать выводы о значимости стран ближнего зарубежья в мировом туристическом бизнесе.

Образовательные задачи:

Увеличить объема знаний по общественным и естественным наукам

Систематизировать новые знания

Формировать естественно – научное мировоззрение

Развивающие задачи:

Совершенствовать навыки поиска и анализа информации

Формировать умения прогнозирования по полученным данным

Создать условия для саморазвития и самообразования

Воспитательные задачи:

Прививать навыки работы в команде

Воспитывать личности, готовые к пропаганде экологических идей

Темы исследований учащихся:

Закавказье (Грузия и Армения)

Каспийский прибрежный район (Азербайджан)

Крымский район Украины

Одесский район Украины

Западный район (Белоруссия)

Днепровско-Днестровский район (Украинские Карпаты, Молдавия)

Среднеазиатский район (Казахстан, Туркмения, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан)

Этапы проведения проекта

Подготовительный этап

Формулировка темы проекта и определение целей работы.

Ознакомление учащихся с темой проекта, основополагающим вопросом, проблемными вопросами.

Формирование исследовательских групп в соответствие с научными направлениями.

Обсудить с учащимися формы представления результатов учебной деятельности.

Ознакомить учащихся с критериями оценивания исследовательских работ.

Основной этап

Открытие сайта проекта.

Самостоятельная работа учащихся с информационными источниками

Предварительно просмотр учителями собранного учащимися материала с консультациями по дальнейшей работе.

Разработка презентаций, публикаций, буклетов, наглядного материала по теме исследования.

Заключительный этап

Выступление исследовательских групп.

Анализ выводов и предложений.

Разработка плана дальнейшей работы на основе проведенного анализа, учета накопленного опыта.

Публикация материалов (сайт, выпуск газеты, выступление на школьной научной конференции).

Литература: [7,8,11 из списка литературы для учителя].

Критерии оценивания работ учащихся в группах (для учителя).

Максимум 30 баллов.

30 – 25 баллов – «5»

24 – 20 балла – «4»

19 – 13 балла – «3»

12 – 0 балла – «2»

«2»

«3»

«4»

«5»

Исследование

Неполные сведения

об изучаемых объектах

Используемые данные дают ограниченное представление о проведённом исследовании

Полные данные о проделанной работе за исключением некоторых ошибок

Полные данные о проделанной работе, не содержащие ошибок

Наличие ресурсов, подтверждающих данные

Аргументация

Необоснованные выводы исследовательских групп.

Не все выводы исследовательских групп обоснованы

Выводы аргументированы и обоснованы в рамках школьной программы

Творческий подход к доказательству правоты своих выводов

Обсуждение будущего использования

Нет обсуждений

Формальный подход к заданию

Краткое обсуждение результатов работы группы, с рекомендацией применения

Всесторонние обсуждения предложенных проектов с учетом на перспективу

Элементы дизайна

Отсутствие авторской индивидуальности в дизайне

Некоторые элементы дизайна

Хорошее оформление работы.

Текст хорошо читается и подтвержден иллюстрациями

Использованы мультимедийные возможности. Представление в электронном варианте

Элементы творчества и оригинальность

Стандартная работа, не содержит авторской индивидуальности

В работе присутствуют авторские находки

В работе присутствует достаточное количество авторских находок

Уникальная работа

Содержится большое число оригинальных, изобретательных примеров

Работа в группе

Нет слаженной работы в группе.

Каждый работает сам за себя или не работал вообще

Большинство членов группы участвовала в работе, однако нагрузка между ними была распределена неравномерно

Большинство членов группы внесли свой вклад в общую работу

Хорошая коллективная работа. Работала вся группа, каждый её член в равной мере осуществлял свою работу

Также очень важно выявить появление трудностей на первых этапах обучения. Поэтому после изучения первого раздела учащимся предлагается ответить на вопросы анкеты:

Какие занятия стали для вас самыми запоминающимися?

Какие трудности вы испытали?

Какие качества личности помогают справиться с трудностями?

Какие формы работы стали для вас наиболее интересными и эффективными?

С какими чувствами вы закончили изучение первого раздела?

Ваши пожелания автору курса.

В результате анкетирования и анализа полученных данных удалось установить, что

1. Самым интересным чаще всего называли занятие:

«Человек путешествующий»: мифы и легенды прошлого.

2. Затруднение вызвало:

Большой объём информации

Выполнение домашнего задания

3. Среди качеств, которые помогают справиться с трудностями, учащиеся отмечают следующие:

Аналитические

Коммуникативные

4. Среди видов деятельности учащиеся отмечают как самые интересные и эффективные:

Групповая работа

5. Большинство учащихся отмечают, что испытывают чувства:

Ответственности

Сопричастности

6. Пожелания, высказанные учащимися:

Продолжить начатую работу.

Результаты тестирования и анкетирования учащихся, итоги выполнения практических работ позволяют судить о том, что заинтересованность в обучении элективному предмету не ослабевает, на успешность указывает преобладающее наличие оценок «хорошо» и «отлично», выявлены возникшие трудности и намечены пути их преодоления.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области