Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа села Найтоповичи
Унечского района Брянской области
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю»
на заседании МО с зам. директора по УВР приказ от «__» ____201__г. №___
протокол от «__» ___201__г. № Директор школы
Руководитель МО
__________ /Яськова О.М. ___________ /Ячменава Е.Н./ ____________ /Козырева Г.В./
«___» ______201__г.
Рабочая программа
по русскому языку
1 - 4 классы
Программа разработана:
Яськова О.М. (руководитель МО, учитель начальных классов)
Коледа Г.И. (учитель начальных классов)
Стажкова Г.В.(учитель начальных классов)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Русский язык» разработана в соответствии с
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,
-примерной основной образовательной программой начального общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля .№1\15),
-Основной образовательной программой МОУ-СОШ с. Найтоповичи,
-программой авторов В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М.Н. Дементьевой «Русский язык. 1 – 4 классы» («Школа России». Сборник рабочих программ. Москва, «Просвещение», 2011г.)
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс:
- В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык» учебники для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе в двух частях. Москва «Просвещение» 1 класс - 2011г., 2класс – 2012 г.,3 класс-2013 г., 4 класс – 2014 г.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ всего на изучение русского языка в начальной школе выделяется 658 ч, из них в 1 классе 165 ч (5 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2-3 классах по 170 ч (5ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе), в 4 классе 153 ч (5/4 ч в неделю, 34 учебные недели). Изменения в содержание материала авторской программы не внесены.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
В результате изучения курса русского языка обучающиеся при получении начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоциональноценностное отношение к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
В процессе изучения обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.
У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнера, учет различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.
Выпускник на уровне начального общего образования:
научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;
сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное;
получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка – фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объеме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.
В результате изучения курса у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующем уровне образования.
Содержательная линия «Система языка»
Раздел «Фонетика и графика»
Выпускник научится:
различать звуки и буквы;
характеризовать звуки русского языка: гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие; согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие;
пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться пользоваться русским алфавитом на основе знания последовательности букв в нем для упорядочивания слов и поиска необходимой информации в различных словарях и справочниках.
Раздел «Орфоэпия»
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);
находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощью к учителю, родителям и др.
Раздел «Состав слова (морфемика)»
Выпускник научится:
различать изменяемые и неизменяемые слова;
различать родственные (однокоренные) слова и формы слова;
находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выпускник получит возможность научиться
выполнять морфемный анализ слова в соответствии с предложенным учебником алгоритмом, оценивать правильность его выполнения;
использовать результаты выполненного морфемного анализа для решения орфографических и/или речевых задач.
Раздел «Лексика»
Выпускник научится:
выявлять слова, значение которых требует уточнения;
определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря
подбирать синонимы для устранения повторов в тексте.
Выпускник получит возможность научиться:
подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Морфология»
Выпускник научится:
распознавать грамматические признаки слов;
с учетом совокупности выявленных признаков (что называет, на какие вопросы отвечает, как изменяется) относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы).
Выпускник получит возможность научиться:
проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;
находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.
Раздел «Синтаксис»
Выпускник научится:
различать предложение, словосочетание, слово;
устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании и предложении;
классифицировать предложения по цели высказывания, находить повествовательные/побудительные/вопросительные предложения;
определять восклицательную/невосклицательную интонацию предложения;
находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;
выделять предложения с однородными членами.
Выпускник получит возможность научиться:
различать второстепенные члены предложения - определения, дополнения, обстоятельства;
выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора;
различать простые и сложные предложения.
Содержательная линия «Орфография и пунктуация»
Выпускник научится:
применять правила правописания (в объеме содержания курса);
определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
безошибочно списывать текст объемом 80 - 90 слов;
писать под диктовку тексты объемом 75 - 80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;
проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.
Выпускник получит возможность научиться:
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
подбирать примеры с определенной орфограммой;
при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее в последующих письменных работах.
Содержательная линия «Развитие речи»
Выпускник научится:
оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умение слышать, реагировать на реплики, поддерживать разговор);
выражать собственное мнение и аргументировать его;
самостоятельно озаглавливать текст;
составлять план текста;
сочинять письма, поздравительные открытки, записки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения.
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
подробно или выборочно пересказывать текст;
пересказывать текст от другого лица;
составлять устный рассказ на определенную тему с использованием разных типов речи: описание, повествование, рассуждение;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;
анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении (smsсообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.Содержание учебного предмета, курса. Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предъявляемом тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым, аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение грамоте
Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения.
Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Функция букв е, е, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.
Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски.
Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приемов и последовательности правильного списывания текста.
Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
раздельное написание слов;
обозначение гласных после шипящих (ча – ща, чу – щу, жи – ши);
прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
перенос слов по слогам без стечения согласных;
знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений.
Систематический курс
Фонетика и орфоэпия. Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости – мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости – глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный – безударный; согласный твердый – мягкий, парный – непарный; согласный звонкий – глухой, парный – непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фонетический разбор слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твердости и мягкости согласных звуков. Использование на письме разделительных ъ и ь.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова в словах типа стол, конь; в словах с йотированными гласными е, е, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца.
Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика1. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Представление об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слова. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов.
Состав слова (морфемика). Овладение понятием «родственные (однокоренные) слова». Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Представление о значении суффиксов и приставок. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.
Морфология. Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное. Значение и употребление в речи. Умение опознавать имена собственные. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?». Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода. Изменение существительных по числам. Изменение существительных по падежам. Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-му склонению. Морфологический разбор имен существительных.
Имя прилагательное. Значение и употребление в речи. Изменение прилагательных по родам, числам и падежам, кроме прилагательных на ий, ья, ов, ин. Морфологический разбор имен прилагательных.
Местоимение. Общее представление о местоимении. Личные местоимения, значение и употребление в речи. Личные местоимения 1, 2, 3го лица единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений.
Глагол. Значение и употребление в речи. Неопределенная форма глагола. Различение глаголов, отвечающих на вопросы «что сделать?» и «что делать?». Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Способы определения I и II спряжения глаголов (практическое овладение). Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам. Морфологический разбор глаголов.
Наречие. Значение и употребление в речи.
Предлог. Знакомство с наиболее употребительными предлогами. Функция предлогов: образование падежных форм имен существительных и местоимений. Отличие предлогов от приставок.
Союзы и, а, но, их роль в речи. Частица не, ее значение.
Синтаксис. Различение предложения, словосочетания, слова (осознание их сходства и различий). Различение предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске (интонации): восклицательные и невосклицательные.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение главных и второстепенных членов предложения. Установление связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочетании и предложении.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Различение простых и сложных предложений.
Орфография и пунктуация. Формирование орфографической зоркости, использование разных способов выбора написания в зависимости от места орфограммы в слове. Использование орфографического словаря.
Применение правил правописания:
сочетания жи – ши2, ча – ща, чу – щу в положении под ударением;
сочетания чк – чн, чт, щн;
перенос слов;
прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
проверяемые безударные гласные в корне слова;
парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
непроизносимые согласные;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (на ограниченном перечне слов);
гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках;
разделительные ъ и ь;
мягкий знак после шипящих на конце имен существительных (ночь, нож, рожь, мышь);
безударные падежные окончания имен существительных (кроме существительных на мя, ий, ья, ье, ия, ов, ин);
безударные окончания имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
не с глаголами;
мягкий знак после шипящих на конце глаголов в форме 2го лица единственного числа (пишешь, учишь);
мягкий знак в глаголах в сочетании ться;
безударные личные окончания глаголов;
раздельное написание предлогов с другими словами;
знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;
знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит общение.
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его аргументация. Овладение основными умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п.). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при общении с помощью средств ИКТ. Особенности речевого этикета в условиях общения с людьми, плохо владеющими русским языком.
Практическое овладение устными монологическими высказываниями на определенную тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие текста.
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к данным текстам. Создание собственных текстов по предложенным планам.
Типы текстов: описание, повествование, рассуждение, их особенности.
Знакомство с жанрами письма и поздравления.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использование в текстах синонимов и антонимов.
Знакомство с основными видами изложений и сочинений (без заучивания определений):изложения подробные и выборочные, изложения с элементами сочинения;сочиненияповествования,сочиненияописания,сочинениярассуждения.
4. Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 класс (165 ч) | ||
1. | Добукварный период | 17 |
2. | Букварный период | 70 |
3. | Послебукварный период | 28 |
4. | Систематический курс Наша речь | 50 2 |
5. | Текст, предложение, диалог | 3 |
6. | Слова, слова, слова… | 4 |
7. | Слово и слог. Ударение | 6 |
8. | Звуки и буквы | 34 |
9. | Повторение | 1 |
2 класс (170 ч) | ||
1. | Наша речь | 3 |
2. | Текст | 4 |
3. | Предложение | 12 |
4. | Слова, слова, слова… | 18 |
5. | Звуки и буквы | 59 |
6. | Части речи | 58 |
7. | Повторение | 16 |
3 класс (170 ч) | ||
1. | Язык и речь | 2 |
2. | Текст. Предложение. Словосочетание | 14 |
3. | Слово в языке и речи | 19 |
4. | Состав слова | 16 |
5. | Правописание частей слова | 29 |
6. | Части речи Имя существительное | 76 30 |
7. | Имя прилагательное | 19 |
8. | Личные местоимения | 5 |
9. | Глагол | 21 |
10. | Повторение | 14 |
4 класс (153 ч) | ||
1. | Повторение | 10 |
2. | Предложение | 8 |
3. | Слово в языке и речи | 18 |
4. | Имя существительное | 39 |
5. | Имя прилагательное | 30 |
6. | Местоимение | 7 |
7. | Глагол | 27 |
8. | Повторение | 14 |
5. Календарно-тематическое планирование
Русский язык 1 класс
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Добукварный период 17 ч | |||
1. | 1. Пропись — первая учебная тетрадь | ||
2. | 2. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки | ||
3. | 3. Письмо овалов и полуовалов | ||
4. | 4. Рисование бордюров | ||
5. | 5. Письмо длинных прямых наклонных линий | ||
6. | 6. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо) | ||
7. | 7. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий | ||
8. | 8. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий | ||
9. | 9. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо | ||
10. | 10. Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу | ||
11. | 11. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов | ||
12. | 12. Строчная и заглавная буквы А, а | ||
13. | 13. Строчная и заглавная буквы О, о | ||
14. | 14. Строчная буква и | ||
15. | 15.Заглавная буква И | ||
16. | 16. Строчная буква ы | ||
17. | 17. Строчная и заглавная буквы У, у | ||
Букварный период 70 ч | |||
18. | 1. Строчная и заглавная буквы Н, н | ||
19. | 2. Строчная и заглавная буквы С, с | ||
20. | 3. Заглавная буква С | ||
21. | 4. Строчная и заглавная буквы К, к | ||
22. | 5. Строчная и заглавная буквы Т, т. | ||
23. | 6. Строчная и заглавная буквы Т, т | ||
24. | 7. Строчная и заглавная буквы Т, т | ||
25. | 8. Строчная и заглавная буквы Л, л. | ||
26. | 9.Строчная и заглавная буквы Л, л | ||
27. | 10. Повторение и закрепление изученного. | ||
28. | 11. Строчная буква р. Заглавная буква Р | ||
29. | 12. Строчная буква р. Заглавная буква Р | ||
30. | 13. Строчная и заглавная буквы В, в | ||
31. | 14. Строчная и заглавная буквы В, в | ||
32. | 15. Строчная и заглавная буквы Е, е | ||
33. | 16. Строчная и заглавная буквы Е, е | ||
34. | 17. Строчная и заглавная буквы П, п | ||
35. | 18. Строчная и заглавная буквы П, п | ||
36. | 19. Строчная и заглавная буквы П, п | ||
37. | 20. Строчная и заглавная буквы М, м | ||
38. | 21. Строчная и заглавная буквы М, м | ||
39. | 22. Строчная и заглавная буквы З, з | ||
40. | 23.Строчная и заглавная буквы З, з | ||
41. | 24. Строчная и заглавная буквы З, з | ||
42. | 25. Строчная и заглавная буквы Б, б | ||
43. | 26. Строчная и заглавная буквы Б, б | ||
44. | 27. Строчная и заглавная буквы Б, б | ||
45. | 28. Строчная и заглавная буквы Д, д. | ||
46. | 29. Строчная и заглавная буквы Д, д | ||
47. | 30. Заглавная буква Д. | ||
48. | 31. Строчная и заглавная буквы Я, я | ||
49. | 32. Строчная и заглавная буквы Я, я | ||
50. | 33. Строчная и заглавная буквы Я, я | ||
51. | 34. Строчная и заглавная буквы Я, я | ||
52. | 35. Строчная и заглавная буквы Г, г. | ||
53. | 36. Строчная и заглавная буквы Г, г | ||
54. | 37. Строчная буква ч | ||
55. | 38. Строчная буква ч | ||
56. | 39. Заглавная буква Ч | ||
57. | 40. Буква ь | ||
58. | 41. Буква ь | ||
59. | 42. Строчная и заглавная буквы Ш, ш | ||
60. | 43. Строчная и заглавная буквы Ш, ш | ||
61. | 44. Письмо слогов и слов с изученными буквами | ||
62. | 45. Строчная и заглавная буквы Ж, ж | ||
63. | 46. Строчная и заглавная буквы Ж, ж | ||
64. | 47. Строчная буква ё | ||
65. | 48. Строчная буква ё | ||
66. | 49. Заглавная буква Ё | ||
67. | 50. Строчная и заглавная буквы Й,й | ||
68. | 51. Строчная и заглавная буквы Х, х | ||
69. | 52. Строчная и заглавная буквы Х, х | ||
70. | 53. Строчная и заглавная буквы Х, х | ||
71. | 54. Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв | ||
72. | 55. Строчная и заглавная буквы Ю, ю | ||
73. | 56. Строчная и заглавная буквы Ю, ю | ||
74. | 57. Строчная и заглавная буквы Ц, ц | ||
75. | 58. Строчная и заглавная буквы Ц, ц | ||
76. | 59. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами | ||
77. | 60. Строчная и заглавная буквы Э, э | ||
78. | 61. Строчная и заглавная буквы Э, э | ||
79. | 62. Строчная буква щ | ||
80. | 63. Строчная буква щ | ||
81. | 64. Заглавная буква Щ | ||
82. | 65. Строчная и заглавная буквы Ф, ф | ||
83. | 66. Строчная и заглавная буквы Ф, ф | ||
84. | 67. Строчные буквы ь, ъ. | ||
85. | 68. Строчные буквы ь, ъ | ||
86. | 69. Рабочая тетрадь. Письмо слов и предложений под диктовку. | ||
87. | 70. Повторение и обобщение по темам букварного периода. | ||
Послебукварный период 28ч | |||
88. | 1. Оформление предложений в тексте | ||
89. | 2. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | ||
90. | 3. Слова, отвечающие на вопросы «Кто?», «Что?» | ||
91. | 4. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | ||
92. | 5. Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?», «Что сделать?» | ||
93. | 6. Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | ||
94. | 7. Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?» | ||
95. | 8. Предлоги. | ||
96. | 9.Местоимения. | ||
97. | 10. Проверочный диктант по теме «Оформление предложений» | ||
98. | 11. Безударные гласные в корне слова | ||
99. | 12. Безударные гласные в корне слова | ||
100. | 13. Звонкие и глухие согласные в конце слова | ||
101. | 14. Звонкие и глухие согласные в конце слова | ||
102. | 15. Правописание жи-ши | ||
103. | 16. Правописание жи-ши | ||
104. | 17. Правописание ча-ща | ||
105. | 18. Правописание чу-щу | ||
106. | 19. Словосочетания ЧК, ЧН, ЩН | ||
107. | 20. Заглавная буква в словах. | ||
108. | 21. Заглавная буква в словах | ||
109. | 22. Словосочетания | ||
110. | 23. Деление слов на слоги | ||
111. | 24. Деление слов на слоги | ||
112. | 25. Основа предложения | ||
113. | 26.Основа предложения | ||
114. | 27. Алфавитный порядок слов | ||
115. | 28. Контрольное списывание | ||
Систематический курс 50 ч Наша речь (2ч) | |||
116. | 1.Язык и речь, их значение в жизни людей | ||
117. | 2.Русский язык- родной язык русского народа | ||
Текст, предложение, диалог (3ч) | |||
118. | 1. Текст | ||
119. | 2. Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль | ||
120. | 3. Диалог | ||
Слова, слова, слова…(4ч.) | |||
121. | 1. Слово | ||
122. | 2. Слово. Роль слов в речи. Слова-названия предметов и явлений, слова-названия признаков предметов, слова-названия действий предметов | ||
123. | 3. Тематические группы слов | ||
124. | 4. Словари учебника: толковый, близких и противоположных по значению слов | ||
Слово и слог. Ударение (6ч) | |||
125. | 1. Слово и слог | ||
126. | 2. Деление слов на слоги | ||
127. | 3. Перенос слов | ||
128. | 4. Перенос слов | ||
129. | 5. Ударение (общее представление) | ||
130. | 6.Ударные и безударные слоги | ||
Звуки и буквы (34ч) | |||
131. | 1. Звуки и буквы | ||
132. | 2. Звуки и буквы | ||
133. | 3. Русский алфавит, или Азбука | ||
134. | 4. Русский алфавит, или Азбука | ||
135. | 5. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки | ||
136. | 6.Гласные звуки. Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове | ||
137. | 7. Гласные звуки. Слова с буквой э | ||
138. | 8. Ударные и безударные гласные звуки | ||
139. | 9. Особенности проверяемых и проверочных слов. Правило | ||
140. | 10. Правописание гласных в ударных и безударных слогах | ||
141. | 11. Написание слов с непроизносимой буквой безударного гласного звука | ||
142. | 12. Проверочный диктант по теме: «Ударные и безударные звуки» | ||
143. | 13. Согласные звуки и буквы | ||
144. | 14.Слова с удвоенными согласными | ||
145. | 15. Слова с буквами Й и И | ||
146. | 16. Твёрдые и мягкие согласные звуки | ||
147. | 17. Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. | ||
148. | 18. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь | ||
149. | 19. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука | ||
150. | 20. Обозначение мягкости согласных звуков мягким знаком. Перенос слов с мягким знаком | ||
151. | 21. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений | ||
152. | 22. Согласные звонкие и глухие | ||
153. | 23. Парные звонкие и глухие согласные | ||
154. | 24. Обозначение парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова | ||
155. | 25. Правописание парных звонких и глухих согласных звуков на конце слова | ||
156. | 26. Проверочный диктант по теме; «Согласные звонкие и глухие» | ||
157. | 27. Шипящие согласные звуки | ||
158. | 28. Проект «Скороговорки» | ||
159. | 29. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ | ||
160. | 30. Буквосочетания ЖИ—ШИ, ЧА—ЩА, ЧУ—ЩУ | ||
161. | 31. Проверочный диктант по теме «Шипящие согласные звуки» | ||
162. | 32. Заглавная буква в словах | ||
163. | 32. Заглавная буква в словах | ||
164. | 34. Проект «Сказочная страничка» | ||
Повторение (1ч) | |||
165. | 1. Повторение изученного материала. КВН «Страна словария» |
Русский язык 2 класс
№ п\п | Тема урока | Дата план | Дата факт. |
Наша речь (3 ч.) | |||
1 | Наша речь. Предложение | ||
2 | Речь устная и письменная. | ||
3 | Диалог и монолог. | ||
Текст (4 ч.) | |||
4 | Текст и предложение в нашей речи. | ||
5 | Тема и главная мысль текста | ||
6 | Построение текста: вступление, основная часть, заключение | ||
7 | Создание устных и письменных текстов | ||
Предложение (12 ч.) | |||
8 | Предложение как единица речи. Членение речи на предложения. | ||
9 | Наблюдение над значением предложений, различных по цели высказывания и интонации | ||
10 | Логическое ударение в предложении. | ||
11 | Главные и второстепенные члены предложения, их назначение. Основа предложения. | ||
12 | Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. | ||
13 | Способы определения подлежащего и сказуемого в предложении. | ||
14 | Cвязь слов в предложении. Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. | ||
15 | Упражнение в распознавании главных и второстепенных членов предложения. | ||
16 | Распространение предложений второстепенными членами. | ||
17 | Составление предложений из набора слов, по опорным словам. Сочинение по картине «Золотая осень» И.Остроухова | ||
18 | Обобщение по теме «Предложение» | ||
19 | Проверочная работа по теме «Предложение». | ||
Слова, слова, слова… (18ч.) | |||
20 | Слово- общее название многих однородных предметов. Тематические группы слов | ||
21 | Однозначные и многозначные слова | ||
22 | Однозначные и многозначные слова | ||
23 | Прямое и переносное значение слов | ||
24 | Синонимы | ||
25 | Синонимы | ||
26 | Антонимы | ||
27 | Обобщение знаний о значении слова. Изложение по вопросам | ||
28 | Родственные слова | ||
29 | Однокоренные слова. Корень слова | ||
30 | Распознавание однокоренных слов | ||
31 | Упражнение в распознавании корня слова в слове, подборе однокоренных слов | ||
32 | Слог | ||
33 | Ударение | ||
34 | Перенос слов | ||
35 | Перенос слов. Правила переноса слов. Упражнение в переносе слов | ||
36 | Сочинение по серии сюжетных рисунков и вопросам | ||
37 | Проверочная работа по теме: «Однокоренные слова» | ||
Звуки и буквы (59 ч.) | |||
38 | Звуки и буквы | ||
39 | Алфавит, его значение | ||
40 | Алфавит | ||
41 | Проверочная работа | ||
42 | Гласные звуки и буквы для обозначения гласных звуков | ||
43 | Определение роли гласных букв в слове. Слова с буквой э. | ||
44 | Обозначение буквами безударных гласных звуков в корне слова | ||
45 | Особенности проверяемого и проверочного слов. | ||
46 | Особенности проверяемого и проверочного слов. | ||
47 | Способы проверки написания гласной в безударном слоге слова. | ||
48 | Способы проверки написания гласной в безударном слоге слова. | ||
49 | Упражнение в обосновании способов проверки безударных гласных в корне слова | ||
50 | Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением | ||
51 | Упражнение в правописании слов с безударными гласными, проверяемыми ударением | ||
52 | Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. | ||
53 | Общее представление об орфограмме | ||
54 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением | ||
55 | Сочинение по репродукции картины С.Тутунова «Зима пришла» | ||
56 | Упражнение в написании слов с безударной гласной, проверяемой и непроверяемой ударением | ||
57 | Обобщение по теме :«Безударные гласные» | ||
58 | Проверочный диктант по теме «Безударные гласные» | ||
59 | Согласные звуки и буквы для обозначения согласных звуков | ||
60 | Согласный звук й и буква «и краткое» | ||
61 | Двойные согласные буквы | ||
62 | Проект «И в шутку и всерьез» | ||
63 | Твёрдые и мягкие согласные звуки , способы обозначения их на письме буквами | ||
64 | Обозначение мягкости согласного мягким знаком | ||
65 | Обозначение мягкости согласного мягким знаком | ||
66 | Правописание слов с мягким знаком | ||
67 | Проект «Пишем письмо» | ||
68 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,НЩ, произношение и написание с ними | ||
69 | Подробное изложение по коллективно составленному плану | ||
70 | Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЧ,НЩ, произношение и написание с ними | ||
71 | Проект «Рифма» | ||
72 | Шипящие согласные звуки, обозначение шипящих звуков буквами | ||
73 | Правописание слов с буквосочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу | ||
74 | Проверочный диктант | ||
75 | Работа над ошибками | ||
76 | Звонкие и глухие согласные звуки . | ||
77 | Правописание слов с парным по глухости-звонкости согласным на конце слова и перед согласным | ||
78 | Обозначение буквами парных по глухости-звонкости согласных звуков в конце слова | ||
79 | Особенности проверяемого и проверочного слов. | ||
80 | Способы проверки написания глухих и звонких согласных в конце слова и в корне слова | ||
81 | Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | ||
82 | Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | ||
83 | Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | ||
84 | Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | ||
85 | Упражнение в написании слов с парным по глухости-звонкости согласным в корне слова | ||
86 | Сопоставление правил обозначения буквами безударных гласных и парных согласных в корне | ||
87 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | ||
88 | Изложение текста по вопросам | ||
89 | Упражнение в правописании гласных и согласных в корне однокоренных слов и форм одного и того же слова | ||
90 | Обобщение по теме «Парные согласные» | ||
91 | Обобщение знаний об изученных правилах письма | ||
92 | Проверочный диктант по теме: «Парные согласные» | ||
93 | Разделительный мягкий знак | ||
94 | Использование на письме разделительного мягкого знака | ||
95 | Правило написания разделительного мягкого знака в словах. | ||
96 | Проверочная работа по теме «Разделительный мягкий знак» | ||
Части речи (58 ч.) | |||
97 | Части речи | ||
98 | Общее представление о частях речи | ||
99 | Имя существительное Понятие об имени существительном | ||
100 | Имя существительное как часть речи | ||
101 | Имя существительное как часть речи | ||
102 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | ||
103 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | ||
104 | Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых существительных | ||
105 | Упражнение в распознавании одушевлённых и неодушевлённых существительных | ||
106 | Собственные и нарицательные имена существительные | ||
107 | Заглавная буква в именах собственных | ||
108 | Правописание собственных имён существительных | ||
109 | Правописание собственных имён существительных | ||
110 | Составление рассказа поличным наблюдениям и вопросам. | ||
111 | Число имён существительных | ||
112 | Изменение имён существительных по числам | ||
113 | Обобщение по теме «Имя существительное» | ||
114 | Обобщение по теме «Имя существительное» | ||
115 | Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами | ||
116 | Совершенствование навыка правописания имён существительных с изученными орфограммами | ||
117 | Проверочная работа по теме: «Имя существительное» | ||
118 | Глагол. Глагол как часть речи. Общее понятие о глаголе | ||
119 | Упражнение в распознавании глаголов (их признаков) | ||
120 | Упражнение в правильном употреблении глаголов в речи. Сочинение по картине «Грачи прилетели» Cаврасова | ||
121 | Синтаксическая функция глагола в предложении | ||
122 | Число глаголов | ||
123 | Изменение глаголов по числам | ||
124 | Правописание глаголов с частицей НЕ | ||
125 | Обобщение знаний о глаголе | ||
126 | Правописание глаголов с изученными орфограммами | ||
127 | Текст-повествование и роль текста-повествования . | ||
128 | Подробное изложение повествовательного текста по вопросам | ||
129 | Проверочная работа по теме «Глагол» | ||
130 | Имя прилагательное как часть речи. Общее представление об имени прилагательном. | ||
131 | Роль имён прилагательных в речи. | ||
132 | Связь имени прилагательного с именем существительным в предложении и в словосочетании. | ||
133 | Употребление в речи имён прилагательных, противоположных по значению | ||
134 | Упражнение в распознавании имён прилагательных | ||
135 | Синтаксическая функция имени прилагательного в предложении | ||
136 | Единственное и множественное число имён прилагательных | ||
137 | Изменение имён прилагательных по числам | ||
138 | Обобщение знаний об имени прилагательном . | ||
139 | Правописание имён прилагательных с изученными орфограммами Проверочная работа по теме: «Имя прилагательное» | ||
140 | Текс-описание и роль в нем прилагательных | ||
141 | Наблюдение над ролью имён прилагательных в описательном тексте | ||
142 | Обучение составлению описательного текста (животного) | ||
143 | Местоимение. Местоимение как часть речи. Понятие о о местоимении | ||
144 | Упражнение в распознавании местоимений и правильном употреблении их в речи | ||
145 | Текст-рассуждение (общее представление) | ||
146 | Проверочная работа по теме: «Местоимение» | ||
147 | Предлоги. Роль предлогов в речи | ||
148 | Раздельное написание предлогов с именами существительными | ||
149 | Раздельное написание предлогов с с именами существительными | ||
150 | Упражнение в распознавании предлогов, в правильном употреблении предлогов с именами существительными. | ||
151 | Правописание предлогов с именами существительными | ||
152 | Проверочная работа по теме: «Предлоги» | ||
153 | Проект «В словари – за частями речи» | ||
154 | Контрольный диктант | ||
Повторение (16 ч.) | |||
155 | Речь устная и письменная | ||
156 | Текст. Предложение | ||
157 | Главные и второстепенные члены предложения | ||
158 | Части речи | ||
159 | Звуки и буквы. Алфавит | ||
160 | Способы обозначения буквами гласных и согласных звуков в слове | ||
161 | Правописание слов с изученными орфограммами. | ||
162 | Речевой этикет: типовые ситуации | ||
163 | Лексическое значение слова | ||
164 | Синонимы. Антонимы. | ||
165 | Однозначные и многозначные слова | ||
166 | Прямое и переносное значение слов | ||
167 | Контрольное списывание | ||
168 | Смысловой, звуковой, звуко-буквенный анализ слов | ||
169 | Раздельное написание предлогов | ||
170 | Речевой этикет |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 3 класс
№ | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Язык и речь (2 ч.) | |||
1 | 1.Наша речь | ||
2 | 2.Наш язык | ||
Текст. Предложение. Словосочетание (14 ч) | |||
3 | 1.Текст как единица языка и речи. | ||
4 | 2.Типы текстов. | ||
5 | 3.Предложение Повторение и уточнение представлений о предложении и диалоге. | ||
6 | 4.Виды предложений по цели высказывания | ||
7 | 5.Коллективное составление рассказа по репродукции картины. К.Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы» | ||
8 | 6.Виды предложений по интонации | ||
9 | 7.Предложения с обращением | ||
10 | 8.Главные и второстепенные члены предложения. | ||
11 | 9.Главные и второстепенные члены предложения. Разбор предложения по членам. | ||
12 | 10.Простое и сложное предложения | ||
13 | 11.Простое и сложное предложения | ||
14 | 12.Словосочетание | ||
15 | 13.Предложение и словосочетание. Коллективное составление рассказа по репродукции картины В.Д. Поленова «Золотая осень). | ||
16 | 14.Контрольный диктант №1 по теме «Предложение» | ||
Слово в языке и речи (19 ч) | |||
17 | 1.Слово и его лексическое значение. Однозначные и многозначные слова | ||
18 | 2.Синонимы и антонимы | ||
19 | 3.Омонимы | ||
20 | 4.Слово и словосочетание. | ||
21 | 5.Фразеологизмы | ||
22 | 6.Подробное изложение с языковым анализом текста. | ||
23 | 7.Части речи. Обобщение и уточнение представлений | ||
24 | 8.Имя существительное. Местоимение | ||
25 | 9.Имя прилагательное. Глагол | ||
26 | 10.Имя числительное | ||
27 | 11.Однокоренные слова | ||
28 | 12.Слово и слог. Гласные звуки и буквы для их обозначения. | ||
29 | 13.Согласные звуки и буквы для их обозначения. | ||
30 | 14.Мягкий разделительный знак ь | ||
31 | 15.Обучающее изложение | ||
32 | 16.Обобщение и закрепление знаний о слове | ||
33 | 17.Проверочная работа | ||
34 | 18.Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Рассказ о слове» | ||
35 | 19.Контрольный диктант по теме «Слово в языке и речи» | ||
Состав слова (16 ч) | |||
36 | 1.Корень слова. Однокоренные слова. | ||
37 | 2.Правописание корня. Чередование согласных в корне. | ||
38 | 3.Сложные слова. | ||
39 | 4.Формы слова. Окончание. | ||
40 | 5.Формы слова. Окончание. | ||
41 | 6.Приставка как значимая часть слова. | ||
42 | 7.Образование слов с помощью приставки | ||
43 | 8.Суффикс как значимая часть слова. | ||
44 | 9.Образование слов с помощью суффикса. | ||
45 | 10.Сочинение по репродукции картины А.А. Рылова « В голубом просторе» | ||
46 | 11.Основа слова. | ||
47 | 12.Обобщение знаний о составе слова. Разбор слова по составу. | ||
48 | 13.Контрольный диктант по теме «Состав слова». | ||
49 | 14.Анализ диктанта. Изменяемые и неизменяемые слова, их употребление в речи. | ||
50 | 15.Обучающее изложение | ||
51 | 16.Проверочная работа. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Семья слов». | ||
Правописание частей слова (29 ч) | |||
52 | 1.Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова | ||
53 | 2.Правописание слов с безударными гласными в корне | ||
54 | 3.Правописание слов с безударными гласными в корне | ||
55 | 4.Правописание слов с безударными гласными в корне | ||
56 | 5.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | ||
57 | 6.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | ||
58 | 7.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | ||
59 | 8.Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными на конце слов и перед согласным в корне | ||
60 | 9.Обучающее изложение | ||
61 | 10.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
62 | 11.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
63 | 12.Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне. | ||
64 | 13.Правописание слов с удвоенными согласными. | ||
65 | 14.Правописание слов с удвоенными согласными. | ||
66 | 15.Сочинение по картине В.М. Васнецова «Снегурочка». | ||
67 | 16.Контрольный диктант по теме «Правописание корней слова». | ||
68 | 17.Правописание суффиксов и приставок | ||
69 | 18.Правописание суффиксов и приставок | ||
70 | 19.Правописание суффиксов и приставок | ||
71 | 20.Правописание суффиксов и приставок | ||
72 | 21.Правописание приставок и предлогов | ||
73 | 22.Правописание приставок и предлогов | ||
74 | 23.Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком. | ||
75 | 24.Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком. | ||
76 | 25.Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком. | ||
77 | 26.Правописание слов с разделительным (ъ) твёрдым знаком. | ||
78 | 27.Обучающее изложение | ||
79 | 28.Контрольный диктант по теме «Правописание частей слова» | ||
80 | 29.Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Составляем орфографический словарь». | ||
Части речи (76 ч) | |||
81 | 1.Части речи | ||
Имя существительное (30 ч) | |||
82 | 1.Имя существительное и его роль в речи. | ||
83 | 2.Имя существительное и его роль в речи. | ||
84 | 3.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||
85 | 4.Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | ||
86 | 5.Обучающее изложение | ||
87 | 6.Собственные и нарицательные имена существительные | ||
88 | 7.Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Тайна имени». | ||
89 | 8.Число имён существительных, | ||
90 | 9.Число имён существительных, | ||
91 | 10.Род имён существительных | ||
92 | 11.Имена существительные общего рода. | ||
93 | 12.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | ||
94 | 13.Мягкий знак (ь) после шипящих на конце имён существительных женского рода | ||
95 | 14.Обучающее изложение | ||
96 | 15.Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
97 | 16.Склонение имён существительных | ||
98 | 17.Падеж имён существительных | ||
99 | 18.Падеж имён существительных | ||
100 | 19.Сочинение по картине И.Я. Билибина «Иван-царевич и лягушка-квакушка». | ||
101 | 20.Именительный падеж | ||
102 | 21.Родительный падеж | ||
103 | 22.Дательный падеж | ||
104 | 23.Винительный падеж | ||
105 | 24.Творительный падеж | ||
106 | 25.Предложный падеж | ||
107 | 26.Обучающее изложение | ||
108 | 27.Все падежи. Обобщение знаний. | ||
109 | 28.Сочинение по картине К.Ф. Юона «Конец зимы. Полдень» | ||
110 | 29.Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
111 | 30.Работа над ошибками. Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Зимняя страничка». | ||
Имя прилагательное (19 ч) | |||
112 | 1.Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном | ||
113 | 2.Повторение и уточнение представлений об имени прилагательном | ||
114 | 3.Связь имени прилагательного с именем существительным. | ||
115 | 4.Текст-описание | ||
116 | 5.Отзыв по картине М. Врубеля «Царевна-Лебедь» | ||
117 | 6.Изменение имён прилагательных по родам (в единственном числе). | ||
118 | 7.Правописание родовых окончаний имён прилагательных | ||
119 | 8.Правописание родовых окончаний имён прилагательных | ||
120 | 9.Правописание родовых окончаний имён прилагательных | ||
121 | 10.Число имён прилагательных | ||
122 | 11.Число имён прилагательных | ||
123 | 12.Падеж имён прилагательных (общее представление) | ||
124 | 13.Начальная форма имени прилагательного. | ||
125 | 14.Обобщение знаний об имени прилагательном | ||
126 | 15.Обобщение знаний об имени прилагательном | ||
127 | 16.Сочинение-отзыв по картине А.А. Серова «Девочка с персиками» | ||
128 | 17.Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное». | ||
129 | 18.Анализ диктанта Работа над ошибками. | ||
130 | 19.Рекомендации к осуществлению проектной деятельности «Имена прилагательные в загадках». | ||
Личные местоимения(5 ч.) | |||
131 | 1.Личные местоимения 1, 2, 3-го лица | ||
132 | 2.Род местоимений 3-го лица единственного числа. | ||
133 | 3.Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных. | ||
134 | 4.Проверочная работа : «Личные местоимения 1, 2, 3-го лица» | ||
135 | 5.Составление письма другу. | ||
Глагол (21ч) | |||
136 | 1.Значение и употребление в речи глагола. | ||
137 | 2.Значение и употребление в речи глагола. | ||
138 | 3.Значение и употребление в речи глагола. | ||
139 | 4.Неопределённая форма глагола | ||
140 | 5.Неопределённая форма глагола | ||
141 | 6.Число глаголов | ||
142 | 7.Число глаголов | ||
143 | 8.Времена глагола | ||
144 | 9.Написание окончаний –ешь,-ишь в глаголах. Суффикса –л в глаголах прошедшего времени. | ||
145 | 10.Изменение глаголов по временам | ||
146 | 11.Изменение глаголов по временам | ||
147 | 12.Обучающее изложение | ||
148 | 13.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе) | ||
149 | 14.Изменение глаголов в прошедшем времени по родам (в единственном числе) | ||
150 | 15.Правописание частицыне с глаголами | ||
151 | 16.Правописание частицыне с глаголами | ||
152 | 17.Правописание частицыне с глаголами | ||
153 | 18.Обобщение знаний о глаголе | ||
154 | 19.Проверочная работа. | ||
155 | 20.Контрольный диктант по теме «Глагол». | ||
156 | 21.Анализ диктанта Работа над ошибками. Обобщение знаний о глаголе. | ||
Повторение (14 ч) | |||
157 | 1.Части речи | ||
158 | 2.Части речи | ||
159 | 3.Обучающее изложение | ||
160 | 4.Обобщение изученного о слове, предложении | ||
161 | 5.Правописание окончаний имён прилагательных | ||
162 | 6.Правописание приставок и предлогов | ||
163 | 7.Правописание безударных гласных | ||
164 | 8.Правописание значимых частей слова | ||
165 | 9.Итоговый контрольный диктант | ||
166 | 10.Анализ диктанта. Однокоренные слова. | ||
167 | 11.Обучающее изложение | ||
168 | 12.Текст | ||
169 | 13.Сочинение на тему «Почему я жду летних каникул». | ||
170 | 14.КВН «Знатоки русского языка» |
Календарно-тематическое планирование
Русский язык 4 класс
№ п/п | Тема урока | Дата по плану | Дата по факту |
Повторение 10 ч | |||
1. | 1. Знакомство с учебником «Русский язык». Наша речь и наш язык | ||
2. | 2. Язык и речь. Формулы вежливости. | ||
3. | 3. Текст и его план | ||
4. | 4. Обучающее изложение | ||
5. | 5. Анализ изложения. Типы текстов. | ||
6. | 6. Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. | ||
7. | 7. Диалог. Обращение | ||
8. | 8. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. | ||
9. | 9. Контрольный диктант по теме «Повторение» | ||
10. | 10. Анализ диктанта. Словосочетание. | ||
Предложение 8 ч | |||
11. | 1. Однородные члены предложения (общее понятие) | ||
12. | 2. Связь однородных членов предложения. | ||
13. | 3. Знаки препинания в предложениях с однородными членами | ||
14. | 4. Сочинение по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | ||
15. | 5. Наши проекты | ||
16. | 6. Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. | ||
17. | 7. Обучающее изложение. Сложное предложение и предложение с однородными членами | ||
18. | 8. Проверочная работа по теме «Предложение» | ||
Слово в языке и речи 18 ч | |||
19. | 1. Слово и его лексическое значение | ||
20. | 2. Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова | ||
21. | 3. Синонимы, антонимы, омонимы | ||
22. | 4. Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах | ||
23-24. | 5-6. Состав слова. Распознавание значимых частей слова. | ||
25. | 7. Правописание гласных и согласных в корнях слов | ||
26. | 8. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах | ||
27. | 9. Правописание приставок и суффиксов | ||
28. | 10. Разделительный твердый и мягкий знаки | ||
29. | 11. Обучающее изложение | ||
30. | 12. Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. | ||
31. | 13. Имя существительное. Имя прилагательное | ||
32. | 14. Имя числительное. Глагол. | ||
33. | 15. Наречие как часть речи | ||
34. | 16. Правописание наречий | ||
35. | 17. Сочинение-отзыв по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван-Царевич на Сером волке». | ||
36. | 18. Контрольный диктант по теме «Части речи» | ||
Имя существительное 39 ч. | |||
37. | 1. Распознавание падежей имен существительных | ||
38. | 2. Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных | ||
39. | 3. Упражнение в распознавании одушевленных имен существительных в родительном, винительном и дательном падежах | ||
40. | 4. Упражнение в распознавании имен существительных в творительном и предложном падежах | ||
41. | 5. Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные | ||
42. | 6. Три склонения имен существительных (общее представление). 1склонение имен существительных | ||
43. | 7. Упражнение в распознавании имен существительных 1 склонения | ||
44. | 8. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» | ||
45. | 9. 2 склонение имен существительных | ||
46. | 10. Упражнение в распознавании имен существительных 2 склонения | ||
47. | 11. 3 склонение имен существительных | ||
48. | 12. Упражнение в распознавании имен существительных 3 склонения | ||
49. | 13. Три склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного | ||
50. | 14. Обучающее изложение | ||
51. | 15. Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных 1,2 и 3 склонения единственного числа. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных | ||
52. | 16. Именительный и винительный падежи имён существительных | ||
53. | 17. Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже | ||
54. | 18. Именительный, родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных | ||
55. | 19. Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже | ||
56. | 20. Упражнение в правописании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах | ||
57. | 21. Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже | ||
58. | 22. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в творительном падеже | ||
59. | 23. Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже | ||
60. | 24. Упражнение в правописании окончаний имен существительных в предложном падеже | ||
61. | 25. Правописание окончаний имен существительных во всех падежах | ||
62. | 26. Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных | ||
63. | 27. Сочинение по картине В.А. Тропинина «Кружевница» | ||
64. | 28. Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» | ||
65. | 29. Анализ диктанта. Работа над ошибками | ||
66. | 30. Склонение имен существительных во множественном числе | ||
67. | 31. Именительный падеж имен существительных множественного числа | ||
68. | 32. Родительный падеж имен существительных множественного числа | ||
69. | 33. Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительном и винительном падежах | ||
70. | 34. Дательный, творительный, предложный падежи имен существительных множественного числа | ||
71. | 35. Обучающее изложение | ||
72. | 36. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числах | ||
73. | 37. Контрольный диктант по теме «Имя существительное» | ||
74. | 38. Анализ контрольного диктанта. Проверочная работа | ||
75. | 39. Наши проекты | ||
Имя прилагательное 30 ч. | |||
76. | 1. Имя прилагательное как часть речи | ||
77. | 2. Род и число имен прилагательных | ||
78. | 3. Р.р. Описание игрушки | ||
79. | 4. Склонение имен прилагательных | ||
80. | 5. Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В.А. Серова «Мика Морозов» | ||
81. | 6. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе | ||
82. | 7. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже | ||
83. | 8. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже | ||
84. | 9. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже | ||
85. | 10. Именительный, винительный, родительный падежи | ||
86. | 11. Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах | ||
87. | 12. Упражнение в правописании окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | ||
88. | 13. Выборочное изложение описательного текста. Наши проекты | ||
89. | 14. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода | ||
90. | 15. Склонение имен прилагательных женского рода | ||
91. | 16. Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода | ||
92. | 17. Родительный, дательный, творительный падежи имен прилагательных женского рода | ||
93. | 18. Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода | ||
94. | 19. Изложение описательного текста. Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных | ||
95. | 20. Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных | ||
96. | 21. Склонение имен прилагательных во множественном числе | ||
97. | 22. Сочинение-отзыв по картине Н.К. Рериха «Заморские гости» | ||
98. | 23. Именительный и винительный падежи имен прилагательных множественного числа | ||
99. | 24. Родительный и предложный падежи имен прилагательных множественного числа | ||
100. | 25. Дательный и творительный падежи имен прилагательных множественного числа | ||
101. | 26. Обобщение по теме «Имя прилагательное» | ||
102. | 27. Сочинение-отзыв по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» | ||
103. | 28. Обобщение по теме «Имя прилагательное». | ||
104. | 29. Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» | ||
105. | 30. Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками | ||
Местоимение 7 ч. | |||
106. | 1. Местоимение как часть речи. Личные местоимения | ||
107. | 2. Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам | ||
108. | 3. Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам | ||
109. | 4. Изменение личных местоимений по падежам | ||
110. | 5. Изложение повествовательного текста с элементами описания | ||
111. | 6. Контрольный диктант по теме «Местоимение» | ||
112. | 7. Обобщение по теме «Местоимение» | ||
Глагол 27 ч. | |||
113. | 1.Роль глаголов в языке | ||
114. | 2. Изменение глаголов по временам | ||
115. | 3. Неопределенная форма глагола | ||
116. | 4. Изменение глаголов по временам | ||
117. | 5. Изложение повествовательного текста по цитатному плану | ||
118. | 6. Анализ изложения. Спряжение глаголов | ||
119. | 7. Спряжение глаголов | ||
120. | 8. 2 лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе | ||
121. | 9. Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая весна» | ||
122. | 10. I и II спряжение глаголов настоящего времени | ||
123. | 11. I и II спряжение глаголов будущего времени | ||
124. | 12. Наши проекты | ||
125. 126. | 13-14. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | ||
127. | 15. Возвратные глаголы | ||
128. 129. | 16-17. Правописание – тся и – ться в возвратных глаголах | ||
130. | 18. Закрепление изученного по теме «Глагол». Составление рассказа по серии картинок | ||
131. | 19. Правописание глаголов в прошедшем времени | ||
132. | 20. Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени | ||
133. | 21. Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени | ||
134. | 22. Обобщение по теме «Глагол» | ||
135. | 23. Контрольный диктант по теме «Глагол» | ||
136. | 24. Анализ Контрольного диктанта. Повторение | ||
137. | 25. Изложение повествовательного текста | ||
138. | 26. Тест по теме «Глагол» | ||
139. | 27. Анализ изложения, тестовой работы. Повторение | ||
Повторение 14 ч. | |||
140. | 1. Язык. Речь. Текст. | ||
141- 142. | 2-3. Предложение и словосочетание | ||
143. | 4. Лексическое значение слова | ||
144. | 5. Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И.И. Шишкина «Рожь» | ||
145- 146. | 6-7. Состав слова | ||
147. | 8. Части речи | ||
148. | 9. Итоговый контрольный диктант | ||
149. | 10. Анализ контрольного диктанта. Повторение | ||
150. | 11. Изложение повествовательного текста по цитатному плану | ||
151. | 12. Анализ изложения. Части речи | ||
152. | 13. Звуки и буквы | ||
153. | 14. Игра «По галактике Частей речи» |
Изучается во всех разделах курса.
Для предупреждения ошибок при письме целесообразно предусмотреть случаи типа “желток”, “железный”.