Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Активные методы презентации результатов практической работы, релаксации и активизации, подведения итогов учебно-воспитательного мероприятия в организация среднего профессионального образования

Материал посвящен обзору моего личного педагогического опыта применения активных методов презентации результатов практической работы студентов Колледжа в качестве заключительного этапа занятия

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Активные методы презентации результатов практической работы, релаксации и активизации, подведения итогов учебно-воспитательного мероприятия в организация среднего профессионального образования

Юдина Наталья Игоревна, преподаватель

Московская государственная академия водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г.Москва

В своей профессиональной деятельности я часто использую активные методы презентации результатов практической работы, релаксации и активизации, подведения итогов учебно-воспитательного мероприятия.

Активные методы презентации результатов практической работы

Презентация этих результатов, на мой взгляд, является самым главным, интересным и ответственным этапом для учащихся. Один ребёнок или группа детей, объединённых для решения учебной задачи, не могут просто положить результат проделанной ими работы на стол преподавателю: получается, что всё делалось только ради оценки. А как же представить свой личный «шедевр» на обозрение окружающим, похвастаться, узнать мнения других учащихся, оценить их результаты? На мой взгляд, каждый преподаватель в качестве заключительного этапа должен использовать активные методы презентации результатов практической работы.

Эти методы способствуют реализации следующих целей:

- рассмотрение важнейших результатов работы малых групп;

- представить результаты обсуждения;

- обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах;

- найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений;

- научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах;

Приведу примеры из личного педагогического опыта.

Метод «Групповой обмен впечатлениями»

Цель: обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах.

Группы: малые группы.

Численность: без ограничений.

Время: 30-60 мин.

Проведение:

Для подведения итогов участники собираются по одному от каждой группы (всего четыре в каждой вновь образуемой группе). В этих «сборных» представлена информация всех прежних рабочих групп. Члены «сборных» рассказывают о результатах работы своей группы. Подведение итогов завершается выражением благодарности всем присутствующим за активное сотрудничество. После этого общее обсуждение прекращается.

Примечания: Каждый участник активен. В малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем обсуждении. Вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются непосредственно и сразу же.

Хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, времени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.

Метод «Автобусная остановка»

Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.

Группы: 5-7 человек

Численность: вся группа (класс)

Время: 20-25 мин.

Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.

Проведение: педагог определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.

В моей практике метод Автобусная остановка не прижился. Причина, на мой взгляд, такова: группа на первой остановке всегда максимально полно прорабатывала тему. Жаловались на ограничение по времени, хотелось работу сделать качественно. Терялся смысл метода: другим группам на остановке мало что приходилось делать.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ

Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, необходимо сделать паузу. Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из группы (аудитории).

Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагается остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.

Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.

Метод «Кидаем мячик!»

Цель: «проснуться» перед началом семинара, сконцентрировать внимание.

Численность: неограниченное количество человек, лучше не менее 10.

Время: 10 минут.

Проведение:

Участники сидят в кругу. Ведущий также находится среди участников. Ведущий кидает мячик одному из участников, называя при этом его имя. Задача следующего участника за 1 секунду поймать мячик и кинуть следующему человеку, также назвав его имя. Мячик должен побывать у каждого в руках. Кидать мячик второй раз одному участнику можно только в том случае, если он побывал уже у всех.

Метод «Давайте споем!»

Цель: «проснуться» перед началом семинара, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды.

Численность: неограниченное количество человек.

Время:10 – 15 минут.

Проведение: Если в аудитории не очень много места для спортивных упражнений, или по какой-то другой причине проведение активных движений может вызвать дискомфорт у участников, можно предложить всем месте спеть какую-нибудь веселую, известную песенку. Участники сами могут предложить песенку. Главное, чтобы ее знали все!

Метод «Задуй свечу»

Делаем глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.

Вытянув губы трубочкой, медленно выдыхаем, как бы дуя на свечу, при этом длительно произнося звук «у-у-у».

Повторяем упражнение 5-6 раз.

Метод «Стряхиваем воду с пальцев»

Исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

Быстрым и непрерывным движением предплечья трясем кистями, как тряпочками (5-10 секунд).

Перед упражнениями полезно учащимся крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.

Метод «Ленивая кошечка»

• Учащиеся поднимают руки вверх, затем вытягивают вперед, потягиваются, как кошечка.

• Затем резко опускают руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Это упражнение необходимо повторять несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.

Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление.

Эти упражнения можно выполнять вместе с учащимися на любом учебно-воспитательном мероприятии во время физкультминутки. Особенно подходят упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом, студенты и курсанты могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.

Метод «Лимон»

Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.

Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.

Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.

Выполните это же упражнение левой рукой.

Метод «Физкультминутка»

Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.

Численность: неограниченное количество человек.

Время: 15 минут.

Проведение:

Звучит веселая, динамичная музыка. Участники становятся в круг. В руках у ведущего – стопка карточек с изображением животных. Ведущий подходит к любому участнику, тот сначала называет имя следующего участника, а затем вытягивает карточку с изображением животного. Участник, имя которого назвали, выходит в круг и показывает какое-либо движение, характерное для этого животного. Вся группа повторяет это движение. Затем тот же человек, который был в кругу, называет имя следующего участника и вытягивает другую карточку. Следующий участник выходит в круг… И так далее.

Каждый участник должен оказаться в круге как минимум 1 раз.

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «ХИМС», «Игра в прилагательные», «Подарок модератору», «Светофор», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги учебно-воспитательного мероприятия и завершить работу. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что учащиеся усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем учебно-воспитательном мероприятии. Кроме того, обратная связь от учащихся позволяет педагогу скорректировать учебно-воспитательное мероприятие на будущее.

Метод «ХИМС»

Цель: Выяснить впечатления участников от прошедшего семинара.

Время: 15 минут

Численность: Все участники

Материал: блокнот флип-чарта, фломастер

Проведение: Этот метод позволяет ведущему быстро выяснить впечатления участников семинара по следующим вопросам, начальные буквы которых

– Хорошо…

– Интересно…

– Мешало…

– Возьму с Собой

Каждый участник должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на семинаре.

Метод «Комплименты»

Цель: Это упражнение дает участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее.

Время: 10 минут

Численность: Все участники

Материал: не требуется

Проведение:

Инструкция для ведущего: Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Для того, чтобы все участники получили сейчас свою долю признания, я предлагаю следующее… пусть каждый по кругу даст своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты для того, чтобы подумать и вспомнить, что вам действительно понравилось в действиях соседа слева…

Сейчас я сам начну эту процедуру…

После того, как все выскажутся, предложите сделать следующее. Пусть то, что вы услышали, продолжает звучать внутри вас… Посмотрите молча на людей, вместе с которыми вы работали… Уясните для себя, что вы чувствуете в этот момент… (2 минуты)

На прощанье давайте скажем друг другу «до свидания».

Метод «Игра в прилагательные»

Цель: Выяснить впечатления участников от прошедшего семинара.

Время: 1 мин. на объяснение; 1 мин. каждому участнику.

Численность: Все участники

Проведение: Участники сидят в кругу. По очереди каждый участник называет прилагательное, которое, как он полагает, характеризует данный семинар, ведущий записывает их на листе. Прилагательные не должны повторяться. В этой игре, можно использовать мячик или другой предмет, который будет передаваться от участника к участнику.

Метод «Подарок модератору»

Цель: выяснить, насколько оправдались ожидания и опасения участников.

Время: 20 минут

Материалы: цветные стикеры, фломастеры.

Проведение: Участники семинара возвращаются к ожиданиям и опасениям, записанным в начале семинара и вычеркивают из того, что было ранее написано, то, что удалось реализовать из ожиданий и что не оправдалось из опасений. Затем каждому участнику семинара предлагается написать на разноцветных стикерах по одному, наиболее важному реализованному и нереализованному ожиданию и оправдавшемуся и не оправдавшемуся опасению. Модератору в это время необходимо подготовить на доске (флип-чарте) 4 окружности (которые впоследствии будут служить сердцевиной цветков, а лепестками будут – стикеры участников):

 Я рад, что

 Меня расстроило, что

 Жаль, что это произошло

 Хорошо, что не случилось

После того, как все выполнят это задание, каждый из участников прилепляет свой стикер к соответствующей сердцевине цветка и озвучивает (высказывает вслух) свою точку зрения.

Метод «Светофор»

Цель: участники дают оценку работе на семинаре.

Время: 10-15 минут.

Численность: все участники семинара.

Материал: карточки из цветной бумаги красного, желтого и зеленого цветов на каждого участника, лист ватмана.

Проведение: Участники семинара выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке семинара. Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый участник приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку семинара участниками.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 09.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области