Активные методы презентации результатов практической работы, релаксации и активизации, подведения итогов учебно-воспитательного мероприятия в организация среднего профессионального образования
Юдина Наталья Игоревна, преподаватель
Московская государственная академия водного транспорта – филиал ФГБОУ ВО «ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова», г.Москва
В своей профессиональной деятельности я часто использую активные методы презентации результатов практической работы, релаксации и активизации, подведения итогов учебно-воспитательного мероприятия.
Активные методы презентации результатов практической работы
Презентация этих результатов, на мой взгляд, является самым главным, интересным и ответственным этапом для учащихся. Один ребёнок или группа детей, объединённых для решения учебной задачи, не могут просто положить результат проделанной ими работы на стол преподавателю: получается, что всё делалось только ради оценки. А как же представить свой личный «шедевр» на обозрение окружающим, похвастаться, узнать мнения других учащихся, оценить их результаты? На мой взгляд, каждый преподаватель в качестве заключительного этапа должен использовать активные методы презентации результатов практической работы.
Эти методы способствуют реализации следующих целей:
- рассмотрение важнейших результатов работы малых групп;
- представить результаты обсуждения;
- обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах;
- найти ответ на чётко поставленный вопрос путём обмена мнений;
- научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах;
Приведу примеры из личного педагогического опыта.
Метод «Групповой обмен впечатлениями»
Цель: обмен впечатлениями в активизирующих и личных формах.
Группы: малые группы.
Численность: без ограничений.
Время: 30-60 мин.
Проведение:
Для подведения итогов участники собираются по одному от каждой группы (всего четыре в каждой вновь образуемой группе). В этих «сборных» представлена информация всех прежних рабочих групп. Члены «сборных» рассказывают о результатах работы своей группы. Подведение итогов завершается выражением благодарности всем присутствующим за активное сотрудничество. После этого общее обсуждение прекращается.
Примечания: Каждый участник активен. В малочисленных группах слушать гораздо легче, чем на общем обсуждении. Вопросы задаются непосредственно, ответы на них также даются непосредственно и сразу же.
Хотя данный метод и отличается высокой интенсивностью работы, времени он требует не больше, чем обычное общее обсуждение.
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Численность: вся группа (класс)
Время: 20-25 мин.
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчарта), фломастеры.
Проведение: педагог определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой). Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Педагог ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде педагога группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
В моей практике метод Автобусная остановка не прижился. Причина, на мой взгляд, такова: группа на первой остановке всегда максимально полно прорабатывала тему. Жаловались на ограничение по времени, хотелось работу сделать качественно. Терялся смысл метода: другим группам на остановке мало что приходилось делать.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕЛАКСАЦИИ И АКТИВИЗАЦИИ
Если обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, необходимо сделать паузу. Иногда достаточно 3-5 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию, не выходя из группы (аудитории).
Релаксация заключается в полном расслаблении на 1-3 минуты (делать это можно сидя в удобной позе за столом, либо наклониться на парту), в этот момент предлагается остановить все мысли, просто наблюдать за тишиной вокруг и внутри себя.
Цель релаксации — снять умственное напряжение, дать учащимся небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, хорошее настроение, что ведет к улучшению усвоения материала. Видами релаксации могут быть различного рода движения, игры, пение, танцы, заинтересованность чем- либо необычным, новым.
Метод «Кидаем мячик!»
Цель: «проснуться» перед началом семинара, сконцентрировать внимание.
Численность: неограниченное количество человек, лучше не менее 10.
Время: 10 минут.
Проведение:
Участники сидят в кругу. Ведущий также находится среди участников. Ведущий кидает мячик одному из участников, называя при этом его имя. Задача следующего участника за 1 секунду поймать мячик и кинуть следующему человеку, также назвав его имя. Мячик должен побывать у каждого в руках. Кидать мячик второй раз одному участнику можно только в том случае, если он побывал уже у всех.
Метод «Давайте споем!»
Цель: «проснуться» перед началом семинара, прийти в хорошее настроение, почувствовать дух команды.
Численность: неограниченное количество человек.
Время:10 – 15 минут.
Проведение: Если в аудитории не очень много места для спортивных упражнений, или по какой-то другой причине проведение активных движений может вызвать дискомфорт у участников, можно предложить всем месте спеть какую-нибудь веселую, известную песенку. Участники сами могут предложить песенку. Главное, чтобы ее знали все!
Метод «Задуй свечу»
Делаем глубокий спокойный вдох, набирая в легкие как можно больше воздуха.
Вытянув губы трубочкой, медленно выдыхаем, как бы дуя на свечу, при этом длительно произнося звук «у-у-у».
Повторяем упражнение 5-6 раз.
Метод «Стряхиваем воду с пальцев»
Исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.
Быстрым и непрерывным движением предплечья трясем кистями, как тряпочками (5-10 секунд).
Перед упражнениями полезно учащимся крепко сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.
Метод «Ленивая кошечка»
• Учащиеся поднимают руки вверх, затем вытягивают вперед, потягиваются, как кошечка.
• Затем резко опускают руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».
Это упражнение необходимо повторять несколько раз.
Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.
Следующий способ релаксации – это мышечное расслабление.
Эти упражнения можно выполнять вместе с учащимися на любом учебно-воспитательном мероприятии во время физкультминутки. Особенно подходят упражнения на расслабление мышц плечевого пояса и рук. Таким образом, студенты и курсанты могут быстро и эффективно отдохнуть после напряжения, связанного с выполнением письменных работ. Любое упражнение повторяется 5-6 раз.
Метод «Лимон»
Опустите руки вниз и представьте себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок.
Медленно сжимайте как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствуйте, как напряжена правая рука.
Затем бросьте «лимон» и расслабьте руку.
Выполните это же упражнение левой рукой.
Метод «Физкультминутка»
Цель: повысить уровень энергии в группе, прийти в бодрое настроение, активно подвигаться перед началом работы.
Численность: неограниченное количество человек.
Время: 15 минут.
Проведение:
Звучит веселая, динамичная музыка. Участники становятся в круг. В руках у ведущего – стопка карточек с изображением животных. Ведущий подходит к любому участнику, тот сначала называет имя следующего участника, а затем вытягивает карточку с изображением животного. Участник, имя которого назвали, выходит в круг и показывает какое-либо движение, характерное для этого животного. Вся группа повторяет это движение. Затем тот же человек, который был в кругу, называет имя следующего участника и вытягивает другую карточку. Следующий участник выходит в круг… И так далее.
Каждый участник должен оказаться в круге как минимум 1 раз.
АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РАБОТЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «ХИМС», «Игра в прилагательные», «Подарок модератору», «Светофор», «Комплименты». Эти методы помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги учебно-воспитательного мероприятия и завершить работу. Для педагога этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что учащиеся усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем учебно-воспитательном мероприятии. Кроме того, обратная связь от учащихся позволяет педагогу скорректировать учебно-воспитательное мероприятие на будущее.
Метод «ХИМС»
Цель: Выяснить впечатления участников от прошедшего семинара.
Время: 15 минут
Численность: Все участники
Материал: блокнот флип-чарта, фломастер
Проведение: Этот метод позволяет ведущему быстро выяснить впечатления участников семинара по следующим вопросам, начальные буквы которых
– Хорошо…
– Интересно…
– Мешало…
– Возьму с Собой
Каждый участник должен, по-возможности, откровенно ответить на эти вопросы, включая и свое личное самочувствие, которое тоже влияет на продуктивность работы на семинаре.
Метод «Комплименты»
Цель: Это упражнение дает участникам группы возможность дать друг другу позитивную обратную связь и получить ее.
Время: 10 минут
Численность: Все участники
Материал: не требуется
Проведение:
Инструкция для ведущего: Наша работа подходит к концу, и я думаю, что каждый из вас внес свой вклад в достижение общих целей. Для того, чтобы все участники получили сейчас свою долю признания, я предлагаю следующее… пусть каждый по кругу даст своему соседу слева положительную обратную связь о его поведении в ходе нашей работы. У вас есть 3 минуты для того, чтобы подумать и вспомнить, что вам действительно понравилось в действиях соседа слева…
Сейчас я сам начну эту процедуру…
После того, как все выскажутся, предложите сделать следующее. Пусть то, что вы услышали, продолжает звучать внутри вас… Посмотрите молча на людей, вместе с которыми вы работали… Уясните для себя, что вы чувствуете в этот момент… (2 минуты)
На прощанье давайте скажем друг другу «до свидания».
Метод «Игра в прилагательные»
Цель: Выяснить впечатления участников от прошедшего семинара.
Время: 1 мин. на объяснение; 1 мин. каждому участнику.
Численность: Все участники
Проведение: Участники сидят в кругу. По очереди каждый участник называет прилагательное, которое, как он полагает, характеризует данный семинар, ведущий записывает их на листе. Прилагательные не должны повторяться. В этой игре, можно использовать мячик или другой предмет, который будет передаваться от участника к участнику.
Метод «Подарок модератору»
Цель: выяснить, насколько оправдались ожидания и опасения участников.
Время: 20 минут
Материалы: цветные стикеры, фломастеры.
Проведение: Участники семинара возвращаются к ожиданиям и опасениям, записанным в начале семинара и вычеркивают из того, что было ранее написано, то, что удалось реализовать из ожиданий и что не оправдалось из опасений. Затем каждому участнику семинара предлагается написать на разноцветных стикерах по одному, наиболее важному реализованному и нереализованному ожиданию и оправдавшемуся и не оправдавшемуся опасению. Модератору в это время необходимо подготовить на доске (флип-чарте) 4 окружности (которые впоследствии будут служить сердцевиной цветков, а лепестками будут – стикеры участников):
Я рад, что
Меня расстроило, что
Жаль, что это произошло
Хорошо, что не случилось
После того, как все выполнят это задание, каждый из участников прилепляет свой стикер к соответствующей сердцевине цветка и озвучивает (высказывает вслух) свою точку зрения.
Метод «Светофор»
Цель: участники дают оценку работе на семинаре.
Время: 10-15 минут.
Численность: все участники семинара.
Материал: карточки из цветной бумаги красного, желтого и зеленого цветов на каждого участника, лист ватмана.
Проведение: Участники семинара выбирают карточку того цвета, который, по их мнению, соответствует их оценке семинара. Зеленый – позитивно, желтый – нейтрально, красный – негативно. После выбора карточки каждый участник приклеивает ее на лист ватмана, группируя по цвету. Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку семинара участниками.