Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Духовно- нравственное воспитание детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле , представления о семейном укладе и родном крае. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Кораблик»

г. о. Красноармейск Московской области

Воспитатель

Шубина Д.М.

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Меняются времена, эпохи, люди.

Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не всегда считаются важными. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в дошкольном возрасте при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.

Поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется посредством проведения всевозможных праздников, семинаров, выставок с участием наших воспитанников и их семей. Целью, которых является содействие целостного формирования духовно-нравственной личности ребенка дошкольника, обеспечивая сохранение его духовного и психического здоровья.

Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, и подразумевает поиски новых ,более эффективных педагогических подходов к этому процессу. Переход дошкольного образования на качественно новый уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Одними из таких являются информационно-коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к русским национальным и семейным традициям, а так же культуре, историческому прошлому родины.

Одной из форм работы с детьми в программе духовно-нравственного воспитания детей 3-4 летиспользуется непосредственно образовательная деятельность с применением мультимедийных презентаций.

Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволил нам построить процесс ознакомления дошкольников с историей и культурой малой родины, родного края, страны на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти детей дошкольного возраста. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формируя систему образов. Ребенок может одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение мультимедийных презентаций позволяет успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с одной стороны, и поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.

Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое внимание уделяю информационным технологиям. Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения. В этом направлении коллектив нашего детского сада решал следующие задачи:

объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;

создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;

активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Реализовывая проект по духовно-нравственному воспитанию, перед педагогами МБДОУ были поставлены следующие задачи:

· Воспитание нравственных и эстетических чувств;

· Формирование базисных основ личности;

· Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

- к культурному наследию своего народа;

- к природе родного края;

· Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;

· Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.

Цели и задачи, заключают в себе такие формы воспитательно-образовательного процесса, как:

Занятия;

Педагогические проекты

Досуги, развлечения;

Конкурсы, выставки.

В своей практической деятельности использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.

Наглядный метод используется во время:

чтения рассказов;

наблюдений;

показа сказок (педагогом, детьми);

рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;

проведения дидактических игр;

моделирования сказок.

Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:

чтения литературных произведений воспитателем;

чтения стихотворений детьми, воспитателем;

бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

ответов на вопросы педагога, детей;

проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);

сообщения дополнительного материала воспитателем;

загадывания загадок;

рассматривания наглядного материала;

рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;

разбора житейских ситуаций;

проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;

чтения литературных произведений родителями.

Практический метод используется, когда необходимо:

организовывать продуктивную деятельность;

провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);

сшить кукол к сказкам;

организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;

организовать вечера с родителями, для родителей

изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.

В программу по экспериментальной площадке также включены формы работы с детьми:

Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.

Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Проведение совместных праздников.

Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.

Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).

Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.

Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживает несколько направлений:

1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).

2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).

3. Культурно-познавательное (встречи, выставки, концерты, просмотр фильмов).

4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).

Основное внимание в программе по реализации экспериментальной площадки духовно-нравственного воспитания детей уделяется работе с семьей, а именно:

· родительские собрания на духовно-нравственные темы;

· консультации для родителей;

· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;

· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)

· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;

· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;

· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;

· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).

Таким образом, положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, но, не останавливаясь на месте, а работая в инновационном режиме.

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области