Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 2 «Кораблик»
г. о. Красноармейск Московской области
Воспитатель
Шубина Д.М.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Меняются времена, эпохи, люди.
Но вечным остаётся стремление человека к добру, любви, свету, красоте, истине.Д.С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, родной культуре, родному речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал.Самое большое счастье для родителей – вырастить здоровых и высоконравственных детей. Известно, что дошкольники очень эмоциональны. Эмоционально-образное воспитание окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек не ощущает своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.Дети, начиная с дошкольного возраста, испытывают дефицит знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций.Недостаточно сформирована система работы с семьями воспитанников по проблеме нравственно-патриотического воспитания. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не всегда считаются важными. Многочисленные педагогические и психологические исследования подтверждают, что именно в дошкольном возрасте при условии целенаправленного воспитания закладываются основы моральных качеств личности, что дошкольный возраст является чрезвычайно ответственным в становлении нравственного облика ребенка.
Поэтому в нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является духовно-нравственное воспитание, которое реализуется посредством проведения всевозможных праздников, семинаров, выставок с участием наших воспитанников и их семей. Целью, которых является содействие целостного формирования духовно-нравственной личности ребенка дошкольника, обеспечивая сохранение его духовного и психического здоровья.
Процесс реформирования системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, и подразумевает поиски новых ,более эффективных педагогических подходов к этому процессу. Переход дошкольного образования на качественно новый уровень не может осуществляться без разработки инновационных технологий. Одними из таких являются информационно-коммуникационные технологии. Использование мультимедийных презентаций, как одного из направлений ИКТ в непосредственном обучении детей, позволяет коллективу МБДОУ решать задачи духовно–нравственного и социального развития личности ребенка-дошкольника посредством его приобщения к русским национальным и семейным традициям, а так же культуре, историческому прошлому родины.
Одной из форм работы с детьми в программе духовно-нравственного воспитания детей 3-4 летиспользуется непосредственно образовательная деятельность с применением мультимедийных презентаций.
Использование в непосредственно образовательной деятельности мультимедийных презентаций позволил нам построить процесс ознакомления дошкольников с историей и культурой малой родины, родного края, страны на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти детей дошкольного возраста. Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, формируя систему образов. Ребенок может одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Применение мультимедийных презентаций позволяет успешно сочетать получение новых знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей детей с одной стороны, и поддерживать педагогов в состоянии творческого поиска с другой стороны.
Особая роль отводится работе с родителями, в которой также большое внимание уделяю информационным технологиям. Современная модель сотрудничества педагогов ДОУ с семьями воспитанников строилась как процесс межличностного общения. В этом направлении коллектив нашего детского сада решал следующие задачи:
объединение усилий педагогов и родителей для развития патриотического самосознания детей;
создание атмосферы общности интересов в процессе организации инновационной деятельности;
активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Реализовывая проект по духовно-нравственному воспитанию, перед педагогами МБДОУ были поставлены следующие задачи:
· Воспитание нравственных и эстетических чувств;
· Формирование базисных основ личности;
· Формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
- к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
- к культурному наследию своего народа;
- к природе родного края;
· Создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
· Обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного развития.
Цели и задачи, заключают в себе такие формы воспитательно-образовательного процесса, как:
Занятия;
Педагогические проекты
Досуги, развлечения;
Конкурсы, выставки.
В своей практической деятельности использую следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
чтения рассказов;
наблюдений;
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
проведения дидактических игр;
моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
чтения литературных произведений воспитателем;
чтения стихотворений детьми, воспитателем;
бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
ответов на вопросы педагога, детей;
проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
сообщения дополнительного материала воспитателем;
загадывания загадок;
рассматривания наглядного материала;
рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
разбора житейских ситуаций;
проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
организовывать продуктивную деятельность;
провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
сшить кукол к сказкам;
организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
организовать вечера с родителями, для родителей
изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
В программу по экспериментальной площадке также включены формы работы с детьми:
Факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр фильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок духовно - нравственного содержания.
Таким образом, работа по духовно-нравственному воспитанию прослеживает несколько направлений:
1. Духовно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2. Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки).
3. Культурно-познавательное (встречи, выставки, концерты, просмотр фильмов).
4. Нравственно-трудовое (труд по самообслуживанию, уборка группы и территории, труд по интересам, продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам).
Основное внимание в программе по реализации экспериментальной площадки духовно-нравственного воспитания детей уделяется работе с семьей, а именно:
· родительские собрания на духовно-нравственные темы;
· консультации для родителей;
· открытые показы воспитательно-образовательного процесса;
· проведение совместных учебных мероприятий (выставки, конкурсы)
· факультативные занятия совместно с родителями: анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
· наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
· совместные с родителями праздники, спектакли, именины детей;
· помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников, мелкий ремонт, хозяйственные работы).
Таким образом, положительные результаты деятельности детского сада по данному направлению позволяют продолжить работу и в дальнейшем, но, не останавливаясь на месте, а работая в инновационном режиме.
Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы наши дети выросли по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми? Главный результат деятельности нашего дошкольного учреждения мы видим в обогащении внутренней культуры ребенка, в прикосновении его к истории, воспитании чувства гордости за свою родину, народ. Мы стремимся, чтобы наши воспитанники были самостоятельны, активны, эмоционально отзывчивы, проявляли инициативу, творческие способности, имели яркую индивидуальность, практические умения и навыки для внесения изменений в окружающий мир.