открытый урок 7 класс: Геометрическая резьба как один из видов декоративно – прикладной обработки древесины.

Максимов Андрей Петрович, учитель технологии
Московская область, г. Чехов

1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. 2.Использование в познавательной практике межпредметных знаний. 3.Воспитание внимания и наблюдательности, совершенствовать эстетическое воспитание учащихся, способствовать развитию технического мышления.


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Урок по Технологии.

7е класс 17 ноября 2017г.

Тема урока: Геометрическая резьба как один из видов декоративно – прикладной обработки древесины.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: интегрированный, итого обобщения и актуализации знаний и практических и умственных умений.

Цели урока:

1.Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

2.Использование в познавательной практике межпредметных знаний.

3.Воспитание внимания и наблюдательности, совершенствовать эстетическое воспитание учащихся, способствовать развитию технического мышления.

Оборудование: наглядные пособия, элементы геометрической резьбы, схемы, учебник.

Ход урока:

I.Организационно-подготовительная часть.

II.Актуализация знаний учащихся.

1.Какова последовательность изготовления шипового соединения?

2.Что такое долбление? Какими инструментами оно выполняется?

3.Почему у шипов пропил должен находиться с наружной стороны, а у проушин – с внутренней?

4.Почему долбление производят сначала с одной стороны бруска, а потом с обратной, навстречу?

5.Почему стамеску нельзя использовать для долбления?

III.Новый материал.

Определение темы урока.

Художественная обработка древесины – древнее ремесло человека. В деревянных художественных изделиях человек находил пользу и красоту. Он украшал жилище коньком на крыше, резными наличниками и двери, изготавливал деревянную посуду.

Широкое развитие получило производство деревянной резной и точеной посуды, которую пропитывали олифой, расписывали масляными красками, отделывали серебро и золотом.

Особое место в художественной обработке древесины получила ручная резьба по дереву.

Существует много видов резьбы. Среди них наиболее распространены: прорезная, контурная, плосковыемчатая и геометрическая.

Тема урока «Геометрическая резьба, как один из видов декоративно – прикладной обработки древесины»

Геометрическая резьба это один из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом – резцом со скошенной режущей кромкой, так называемый нож косяк . Практически все элементы геометрической выемчатой резьбы состоят из двух основных элементов сколышков и треугольников ; отсюда и название – трехгранно-выемчатая резьба. Сочетания и повторения этих отдельных элементов создают неисчислимое количество вариантов орнамента. Наиболее распространенные:

«Сколыши»

«Змейка»

«Бусины»(«ромбы»)

«Витейка»

«Звездочка»

«Соты»

«Лесенка»

«Розетка»

«Сияние»

Эти комбинации будут особенно красивыми, если при их составлении учитывать пропорциональность элементов и симметричность их расположения относительно друг друга.

Выполнение вариантов орнамента учащимися в тетрадь.

Лучшим материалом для резьбы является древесина липы. Можно также использовать осину, тополь, березу.

Перед началом работы заготовка тщательно отстрогать. Разметку на заготовке выполняют остро заточенным карандашом с помощью линейки, циркуля, угольника и транспортира.

Резать надо медленно, плавно, с равномерным нажимом на косяк. Косяк держат крепко правой рукой, чтобы пальцы плотно обхватывали ручку, а большой палец упирался в нее, иногда придерживая левой, чтобы его не уводило по направлению волокон.

Сколышек является простым элементом геометрической резьбы треугольной формы. При его выполнении нож заглубляют кончиком у вершины и прорезают до основания треугольника одну сторону. Затем от этой же вершины прорезают другую сторону. После этого древесина срезается под наклоном по всей площади треугольника. Все выемки (углубления) вырезают сначала поперек волокон, а затем вдоль волокон.

Треугольник выполняется несколько сложней. Вначале выполняется «наколка». Это три надреза от центра треугольника к его вершинам. При этом кончик резца ставится в намеченный центр и заглубляется. Двигаясь к вершине, лезвие должно выходить наружу. Последней операцией при выполнении треугольника является подрезание граней по его сторонам, при этом нельзя перерезать линию разметки. В результате ее из заготовки извлекаются трехгранные фигуры – пирамидки.

Для того чтобы изделие приобрело определенный контраст, можно покрыть его фон морилкой и дать ей высохнуть. После выполнения геометрической резьбы, как правило, изделия покрывают прозрачным лаком.

III.Практическая часть.

Практическая работа: «Художественная резьба по дереву».

Организация рабочего места: учащиеся выполняют задание – каждый на своем рабочем месте. Для выполнения работы понадобятся: верстак, заготовка, образцы рисунков резьбы, линейка, циркуль, угольник, карандаш,

нож-косяк, копировальная бумага.

Вводный инструктаж.

Задание:

1)выполните образец одного из видов резьбы, заданного учителем;

2)нанесите рисунок на заготовку;

3)закрепите заготовку на верстаке, доведите инструмент и выполните резьбу.

Правила техники безопасности:

Нужно очень осторожно обращаться с ножом, так как это опасный режущий инструмент.

Нельзя держать левую руку вблизи режущего инструмента.

Не следует прилагать больших усилий при резании ножом.

Хранить нож необходимо только в специально отведенном месте.

Текущий инструктаж. Самостоятельное выполнение учащимися задания. Текущие наблюдения учителя, контроль за соблюдением правил техники безопасности, ответы на возникающие вопросы в процессе работы, проверка правильности выполнения заданий.

Заключительный инструктаж. Оценка результатов работы учащихся, выбор лучших работ учащихся, разбор допущенных ошибок и анализ причин, их вызвавших, разъяснение возможностей применения полученных знаний, умений и навыков в общественно полезном труде.

IV. Итоговая часть.

Домашнее задание:

1)повторить пройденный материал;

2)прочитать параграф 8 в учебнике (стр.27-31);

3)разработать в тетради оформление разделочной доски геометрической резьбой.

Уборка рабочих мест.

Литература:

1.Технология: Технический труд. 7 класс : учебник / И. В. Афонин, В. А. Блинов, А. А. Володин и др. ; под ред. В. М. Казакевича, Г. А. Молевой. – 3-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2016.

2.Технология: поурочные планы по разделу «Технология обработки древесины» по программе В. Д. Симоненко. 5-7 классы / авт.-сост. Ю. А. Жадаев, А. В. Жадаева. – Волгоград: Учитель, 2007.

3.Логачева Л. А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2002.





Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
ВНИМАНИЕ! Дипломы на эл. почту НЕ ВЫСЫЛАЮТСЯ. Все дипломы можно скачать в таблицах с итогами мероприятий через раздел Скачать дипломы
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 17.12.2018

Полезные материалы для воспитателей




click fraud detection