Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста с помощью использования дидактических игр.
Сенсорика играет очень важную роль в развитии детей раннего дошкольного возраста. Сенсорное развитие является одним из аспектов познания окружающего мира ребенка. С помощью сенсорики ребенок познает мир, получает первый чувственный опыт, что способствует гармоничному развитию ребенка.
Сенсорное развитие – это развитие чувств и восприятия человека, формирование представлений об особенностях предмета: форма, цвет, размер и т.д.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
-упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
-дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
- обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти.
Начиная с раннего дошкольного возраста, сенсорное развитие происходит быстрыми темпами. Процессы восприятия и ощущения развиваются быстрее умственных процессов, так как ребенок в раннем возрасте все познает через чувственное восприятие.
Дошкольный возраст – это период первоначального ознакомления с окружающей действительностью. Таким образом, сенсорное воспитание дошкольников направлено на то, чтобы они правильно воспринимали предметы, их свойства и отношения: цвет, размер, форму, величину. От сенсорного развития зависит, как именно дошкольник будет воспринимать окружающей мир.
Сенсорное воспитание на занятиях является основой организации чувственного опыта детей, так как на занятиях создаются все условия для развития сенсорики у детей. Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов, позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.
Для детей раннего дошкольного возраста по развитию сенсорных ощущений нужно использовать игру, так как в игровой ситуации они лучше будут усваивать полученные знания. В дошкольной педагогике дидактические игры считаются основным средством сенсорного воспитания. Игры способствуют развитию познавательной деятельности.
Дидактическая игра как игровая форма обучения явление очень сложное. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное.
Для сенсорного развития детей используются следующие дидактические игры:
Игры-поручения: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать.
Игры с прятанием и поиском.
Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие которых заключаются в изображении различных жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых.
Таким образом, дидактические игры очень важны в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста. Например, такие игры как: «Из каких фигур состоит?», «Найди предмет такой же формы» способствуют выделению формы в конкретных предметах окружающей обстановки, такие игры как: «Какого цвета не стало?» «Какого цвета предмет?» способствуют усвоению знания цветов. Игра «Чудесный мешочек» помогает развивать тактильные ощущения.
Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому сенсорные задания целесообразно включать именно в тот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий.
Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована при усвоении любого программного материала и проводится на индивидуальных и групповых занятиях.
Отсюда следует, что дидактические игры по сенсорному развитию играют одну из главных ролей в развитии ребенка.
Список использованной литературы
1.Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей' \\Под редакцией Поддьякова Н.Н., Аванесовой В.Н. - Москва: Просвещение, 1981
2. Чувашлева О.В. Дидактические игры для сенсорного развития детей третьего года жизни /О.В. Чувашлева //Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – № 1 (1). – С. 28-29.
3. Янушко Е.А. «Сенсорное развитие детей раннего возраста» .- Мозаика-синтез, 2013.