Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей
«Дворец творчества детей и молодежи»
Отдел развития и творчества «Парадокс»
Роль взаимодействия педагога с семьей
в процессе речевого развития дошкольника
Конспект выступления на педагогическом совете отдела
«Семья как основа формирования личности ребенка с особыми образовательными потребностями»
Подготовила:
Бикташева Лариса Владимировна
педагог дополнительного образования
г. Оренбург, 2019
План выступления:
Введение. Актуальность взаимодействия педагога с семьей
1.Особенности речевого развития дошкольника.
2.Особенности контингента обучающихся объединения «Речевая мозаика».
3.Формы взаимодействия педагога с семьей в процессе речевого развития дошкольника.
4.Эффективная система взаимодействия с семьей как фактор успешного речевого развития дошкольника.
Заключение (перспективы дальнейшей работы в этом направлении).
Тема « Роль взаимодействия педагога с семьей в процессе речевого развития дошкольника» на сегодняшний день носит актуальный характер, так как с каждым годом количество детей, испытывающих трудности в речевом развитии становится все больше и больше. Если раньше таких детей было в разы меньше(единичные случаи в дет. садах, в дополнительных образовательных учреждениях), то на сегодняшний день картина речевого развития детей полностью поменялась (30-40% детей от общего кол-ва в группе ДОУ испытывают трудности в общении). Поэтому в настоящее время мы выходим на другой уровень развития детей, а именно , дополнительное образование больше не в силах изолированно от родителей заниматься вопросами развития ребенка, как это было многие годы. На современном этапе нужно создавать тесную взаимосвязь между педагогом дополнительного образования и родителями для достижения наилучшего результата в развитии речи ребенка, да и просто в его интеллектуальном развитии.
Особенностью речевого развития дошкольника на сегодняшний день является очень низкий словарный запас слов, объем словарного запаса ребенка 4-5 лет должен составлять от 1500-2000 слов, что совершенно не соответствует действительности. Также у детей в дошкольном возрасте :
Связанные высказывания очень короткие, даже если ребенок передает содержание знакомого ему текста.
Высказывания, ответы на вопросы - состоят из отдельных фрагментов, зачастую логически не связанных между собой.
Звукопроизношение речи ребенка в дошкольном возрасте далеко от нормы.
По собственным наблюдениям и исходя из опыта работы в последнее время все чаще встречаются дети с нарушением фонематического слуха. Что же это такое фонематический слух? Это способность различать, анализировать и дифференцировать услышанные фонемы, т.е. звуки. Из этого следует, что без способности слушать и понимать правильно речь, нельзя научиться правильно говорить.
У нас в объединении «Речевая мозайка» занимаются дети -5-7 лет, половина из которых посещают у нас в дополнительном образовании «Студию раннего развития». В основной своей массе это дети из полноценных семей, имеющих возможность заниматься с родителями. Дети, которые посещают мое объединение испытывают трудности в речевом развитии, о котором я говорила выше.
Также на консультацию ко мне обращаются родители таких ребят у которых имеются ТНР. После диагностики этих ребят я стараюсь сформировать у родителей адекватную оценку об особенностях речевого развития их ребенка и объясняю им куда нужно обратиться, чтобы получить квалифицированную помощь узких специалистов, а именно на ПМПК, для того, чтобы в дальнейшем не упустить драгоценное время по развитию речи ребенка.
Моя работа начинает с того, что родители с ребенком приходят ко мне за помощью, а именно родитель заметив, что ребенок не произносит те или иные звуки (будь то свистящие, шипящие, сонорные звуки) или имеет малопонятную, как бы «смазанную» речь просит устранить недостатки в речи ребенка. На этом этапе, я записываю таких детей вместе с родителями на консультацию. Затем в назначенное время провожу диагностику ребенка (родитель при этом обязательно присутствует) и довожу до сведения родителей проблему речевого развития их ребенка и пути ее решения.
Также на диагностике я смотрю :
Уровень сформированности у ребенка фонетической системы (это звукопроизношение, звукослоговая структура, динамическую организацию речи).
Фонетический слух, лексико-грамматический строй речи, речевую моторику, связанную речь (сформированность речевого аппарата).
Это мне позволяет выявить уровень речевого и общего развития ребенка. Здесь я могу понять причину нарушения и спланировать работу так, чтобы максимально помочь ребенку и при этом, чтобы н не переутомился.
Затем я приступаю к взаимодействию с родителями, стараюсь уже с первого занятия объяснить им важность их включения в наш взаимный процесс развития речи ребенка.
Основными формами моей работы с родителями являются индивидуальные консультации. Такие консультации могут проводиться как по моей инициативе, так и по просьбе родителей. На таких консультациях я объясняю как правильно заниматься и развивать мелкую моторику, артикуляционный аппарат и связанную речь, как в процессе игры дать ребенку дозировано нужный материал для закрепления пройденного материала на занятиях.
Еще один важный момент в моей работе – все задания, которые я даю ребенку на дом я с ним проговариваю на уроке для того, чтобы дома ему не составило труда их выполнить. Родителям объясняю после занятий на что дома нужно обратить внимание, в основном это необходимо, когда идет автоматизация того или иного поставленного звука. Важно понять, что от того как протекают мои первые встречи с родителями, будет зависеть вся наша дальнейшая работа и сотрудничество по развитию речи ребенка.
Конечно есть и свои трудности, так как родители не всегда слышат и понимают меня с первых встреч, и тогда я пытаюсь (конечно не называя фамилий других детей) донести до их понимания насколько они нужны своим детям для достижения наибольшего результата. Ведь ребенку хватает ежедневного 15 –го занятия дома с родителями для того чтобы закрепить и улучшить свой результат по развитию навыков и умений по развитию речи.
Задания я записываю в тетради, в которой и родители могут мне написать интересующие их вопросы . Все задания разнообразны, т.е. не только по правильному звукопроизношению изученного и поставленного звука на занятиях, но и по формированию активного словаря; на развитие слухового внимания и мышления. Объясняю родителям как научить ребенка составлять рассказы( от сюжетных картинок – к одной общей картине), как правильно в обычной жизни не опираясь на литературу, а просто в повседневной жизни, на природе, на улице, научить ребенка описывать явления природы, поведение знакомых и незнакомых им людей, тем самым помогая развивать ребенку речь в описательных предложениях .
Также нужно проводить коллективную работу с родителями, открытые занятия, на начало, середину и конец года для того, чтобы объединить родителей, нацелить их на помощь своим детям, активно включаясь в процесс развития речи детей. На таких занятиях можно отследить динамику развития речи детей.
Пока в моей работе преобладают индивидуальные консультации над коллективной работой, что позволяет мне установить по возможности тесный контакт с родителями, для того, чтобы эффективно помочь им понять и осознать свою роль в процессе речевого развития ребенка. Выбрать правильное направление домашнего развития речи , вооружить определенными знаниями и умениями, методами и приемами преодоления трудностей в развитии речи ребенка.
Таким образом взаимодействие педагога с семьей в процессе развития дошкольника является одной из центральных задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. В данном взаимодействии важна комплексная целенаправленная работа педагога и родителей для достижения ребенком наибольшего результата.
В перспективе намерена и в дальнейшем работать по звукопостановке и развитию речи детей дошкольного возраста. Я считаю, что вовремя правильно услышанные, поставленные и дифференцированные звуки позволяют в дальнейшем, а именно в младшей школе избежать таких трудностей, как дисграфия (частичное нарушение письма) и дизлексия (нарушение способности к овладению чтения и письма при сохранении общей способности к обучению).