Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект открытого занятия

Цель Познакомить учающихся с историей промысла, технологией выполнения росписей и особенностями рисунка Хохломы. Задачи 1 Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи. 2 Научить детей расписывать изделия сложной формы, используя элементы хохломской росписи. 3 Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию и умение работать с красками в процессе творчества. 4 Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: «Красота Хохломских узоров».

Цель:

Познакомить обучающихся с историей промысла, технологией выполнения росписей и особенностями рисунка Хохломы.

Задачи:

Формировать умение выполнять элементы хохломской росписи.

Научить детей расписывать изделия сложной формы, используя элементы хохломской росписи.

Развивать творческое воображение, художественный вкус, фантазию и умение работать с красками в процессе творчества.

Воспитывать у детей интерес и любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

Оборудование:

1)Для педагога: методические таблицы «Хохлома», рисунки с хохломскими изделиями, жетоны для оценивания красного цвета, заготовка трафарета в форме «матрешки» желтого цвета, гуашь, акварель, кисти (разной формы и размеров), вода, палитра, копирка, карандаш, ластик, тряпочки. Декоративные изделия: ложка, кружка, солонка, сахарница, набор матрешек. Медали с названием « Мастер Хохломы».

2) Для обучающихся: заготовка трафарета в форме «матрешки» жёлтого цвета, тесты по Хохломе, гуашь, акварель, кисти (разной формы и размеров), вода, палитра, копирка, карандаш, ластик, тряпочки.

Материально – техническое обеспечение занятия :

компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация «Золотые узоры Хохломы», музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

l.Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Все готовы к занятию?

- Сегодня, к нам в гости пришла принцесса кисточка со своими лугами – красками, подругой – палитрой и верным стражем – платочком, который утешит принцессу, если она промокнет в воде.

- Посмотрите, какие красивые шары они принесли вам в подарок. Эти шары не простые, в них, что – то лежит внутри. Давайте, их проколем иголочкой и посмотрим, что же это? (для этого, мы сейчас разделимся на 2 две команды). И так готовы? Теперь, вам необходимо развернуть как можно быстрее эти листики и прочитать то предложение, которое вы сложите из них. Что же у вас получилось за предложение? «Красота Хохломских узоров».

ll.Постановка темы занятия.

Слайд 1

- Тема нашего занятия « Красота Хохломских узоров »

- Сегодня наше занятие посвящено изучению творчества народных мастеров хохломской росписи.

Слайд 2

Удивляя,

Прорастая,

Как-то празднично жива

Молодая,

Непростая,

Черно-красная трава.

Листья рдеют,

Не редея

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея-

В мир волшебной Хохломы.

Б.Дубровский

-Мы познакомимся с историей промысла и произведениями этого искусства, технологией выполнения росписи и особенностями рисунка Хохломы.

lll. Вводная беседа.

Изложение нового материала.

Историческая справка.

Слайд 3.

Название «золотая хохлома» - очень точно определяет один из видов расписной деревянной посуды, изготовляемой в г.Семенове и деревнях Ковернинского района Нижегородской области. Золотой фон или золотой орнамент на цветном фоне обусловлен технологией росписи, которая родилась в Нижегородском крае в конце XVII века. Село Хохлома, где проходили ярмарки по продаже деревянной посуды и расписных ложек, дало название целому промыслу, известному в нашей стране и за рубежом.

3)Легенда о Хохломе.

- Откуда появилось это удивительное хохломское искусство? Разное рассказывают старики.

- Говорят, будто давным–давно жил в давние времена в г.Москве мастер-иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса.

Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня, и чтобы отразилась в нем красота родной земли. Так и появились первые хохломские чашки, украшенные 0пышными цветами и тонкими веточками.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь избы и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как не искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.

Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей. Это, конечно легенда, сказка. Но не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота!

Слайд 4, 5, 6, 7, 8.

-Искусство Хохломы - это гордость нашей культуры. Золотые узоры Хохломы вобрали в себя всю красоту русской земли.

- Какие чувства вызывают эти предметы? (ответы детей)

-Хохломская роспись радует яркими красками и сиянием золота. Своей красотой хохломские изделия могут поспорить даже с дорогой посудой из золота и серебра, хотя сделаны они из очень доступного материала – дерева. А эффект золота достигается без использования дорогостоящих материалов, благодаря технике, обеспечивающей получение золотого цвета в росписи без использования драгоценного металла.

В чем же состоял секрет получения золотой полуды на дереве?

4)Процесс изготовления хохломских изделий.

Слайд9.

-Деревянную посуду вытачивают на токарном станке или выдалбливают из хорошо просушенной древесины. Такие заготовки называют «белье». Готовое изделие хорошо просушивают. После сушки изделие грунтуют: разведенную водой до жидкого состояния глину втирают в белье с помощью тряпки очень тонким слоем. Сушат в течение нескольких часов. После этого изделия смачивают сырым льняным маслом и хорошо просушивают. Затем покрывают олифой и снова просушивают, повторяя эту операцию 3-4 раза. Следующий этап - лужение. Изделие покрывают полудой: порошок олова или алюминия втирается тампоном изделие. Изделия становятся гладкими, блестящими и напоминают металлические. И только теперь за работу берется красильщик (человек, который наносит узор). Роспись наносится масляными красками, в основном красной и черной. Все элементы росписи выполняют сразу кистью, без предварительного рисунка карандашом. Расписанное и просушенное изделие покрывают масляным лаком и закаливают в печи при температуре 270-300 градусов. Под воздействием температуры лак желтеет, и изделие приобретает золотистый цвет. Для получения более насыщенного золотого цвета операцию «лачения» повторяют несколько раз. (слайд 10) Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной, расписанной золотом. Отсюда и возникло словосочетание «Золотая Хохлома»

5) Анализ произведений изобразительного искусства.

Слайд 11, 12, 13, 14, 15.

- Давайте внимательно рассмотрим изделия Хохломских мастеров.

- Какие основные цвета используют в росписи хохломских изделий? (красный, чёрный, зелёный, жёлтый, золотистый)

- Почему именно эти цвета? (Цвет природы)

- Какие чувства символизируют эти цвета? ( Красный – радость; золотой – тепло, счастье, богатство, красота и чистота; зелёный - цвет жизни, природы; чёрный – торжественность).

- Какой орнамент лежит в основе росписи? (растительный)

Слайд 16.

-Хохломская роспись делится на два основных вида: верховое письмо и фоновое. Как вы понимаете эти названия?

Особенность «верховой» росписи состоит в нанесении рисунка мазками поверх золотистого фона. К «верховому письму» относятся травная роспись («травка») и роспись «под листок». Оба эти типа основываются главным образом на применении растительных мотивов.

Особенность «фоновой» росписи или растительных мотивов орнамента окрашивается в какой – либо один цвет, на котором они эффектно выделяются в виде золотых силуэтов.

Слайд 17, 18.

Главные элементы хохломской росписи – осочки, травинки, капельки, усики, завитки, кустики. Могут дополнить травную роспись ягодки. Используются цветы, листья и орнаментальные полосы (бордюры, обводки, украешки).

6)Физминутка.

7)Обобщение полученных знаний.

Тестирование по теме.

На столе у каждого воспитанника тест по пройденному материалу.

- Пожалуйста, придвиньте его к себе, возьмите ручку или карандаш, и

попробуйте ответить на вопросы.

Внимательно читайте задание. Успехов Вам!

___________________________________Фамилия Имя Класс

Подчеркни правильный ответ.

В каком городе изготавливают изделия в технике «Золотая Хохлома»?

г.Семенов г.Орел г.Киров г.Вологда

2. Из какого материала изготавливают Хохломскую посуду?

Метал Дерево Бумага Стекло Глина

3.Какие цвета используют при росписи Хохломских изделий?

Синий Красный Черный Желтый Фиолетовый Зеленый

4. Как называется человек, расписывающий деревянные изделия?

Художник Красильщик Мастер

8) Самопроверка и оценивание своей работы.

IV)Закрепление материала самостоятельной работой.

-А теперь – внимание! Сейчас у нас с вами очень важная работа: мы попробуем превратиться в мастеров Хохломской росписи, и выполнить «травный» узор.

- Подпишите, пожалуйста, ваши работы.

- У каждого рисунка должен быть свой автор. Но перед основной работой я сейчас вам раздам трафареты в форме «матрешек» и элементов росписи. И самостоятельно распишите Матрешку, используя вид росписи «фоновое письмо». Работа ведется красками трех цветов (красный, зеленый и черный).

9) Индивидуальная работа. (Педагог помогает отдельным воспитанникам)

Во время всего занятия звучит музыка (фоном).

V)Итог занятия

1)выставка на доске,

2)оценивание работ,

3)обобщение изученного материала.

Все работы дети вывешивают на доску и сами приклеивают красные кружки, выбирая при этом наилучшую на его взгляд работу. По итогам оценивания определяется « Мастер Хохломы».

-Молодцы, ребята! По работам видно, что вы очень старались. Поэтому за лучшие работы я присваиваю звание « Мастер Хохломы» следующим воспитанникам…

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- С каким народным промыслом мы сегодня познакомились?

-Какие основные элементы хохломской росписи вы учились рисовать?

-На следующем занятии мы с вами продолжим изучать хохломскую роспись.

СЛАЙД 19.

- Занятие закончено. Всем спасибо! Не забудьте убрать свое рабочее место.

СЛАЙД 20.

VI)Домашнее задание.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области