Тема: звукопись в рассказе М. Горького «Воробьишко» (в сокращении)
Класс: 1 «В»
УМК: Перспективная начальная школа
Цели:
Образовательные:
- Научить находить литературный приём звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать смысл его использования;
- Формировать умение анализировать произведение, представлять и характеризовать героев, выявлять характер и мотивацию их поступков;
Развивающие:
- Развивать речь учащихся, развитие логического мышления (учить рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно- следственные связи, составлять логические цепочки – рассуждения);
- Содействовать развитию фонематического слуха, речи;
- Содействовать пополнению словарного запаса учащихся
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к чтению;
- Следовать правилам сотрудничества: выслушивать одноклассников, корректно вести обсуждение.
Планируемые результаты:
Предметные: совершенствовать понимание приёма «звукопись», совершенствовать умение читать по ролям, обнаруживать средства художественной выразительности в тексте(звукопись).
Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, построение логической цепи рассуждений.
Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценки.
Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Тип урока: комбинированный
ВОРОБЬИШКО
Ход урока
1 этап: Организационный момент
Начнем наш урок с повторения.
Сыграем в игру «как жужжит жук»
Д: ж-ж-ж
У: как жужжит комар?
Д: з-з-з
У: как шумят листья?
Д: ш-ш-ш
У: а теперь посмотрите на записанные на доске звуки и произнесите их в полголоса
Д: о-о-о; э-э-э; а-а-а
У: первый ряд удивленно
второй с возмущением
третий — радостно
2 этап: Актуализация знаний.
У: Что мы сейчас произносили? (звуки)
У: Кто догадается как называется такой приём?
Д: звукопись
У: В каких произведения автор использует звукопись? (в стихах)
3 этап: Проверка домашнего задания
У: Давайте проверим домашнее задание и скажем какие звуки у нас повторяются в стихах.
-Откройте свою хрестоматию на стр.13, читаем стихотворение Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»
- Какой звук повторяется в этом стихотворении? (ж) Почему?
- А сейчас прочитаем ещё одно стихотворение на стр. 45
- Слышишь жужжание и звон мухи?
4 этап: Постановка целей и задач
У: Как вы думаете, могут ли в других произведениях использоваться этот приём? ( да)
У: А можете сказать в каких? (нет)
У: Тогда давайте сформулируем цель нашего урока? Что нам нужно выяснить?
Д: выяснить в каких ещё произведениях могут использоваться звуки.
3 этап: Подготовка к восприятию
У: Сегодня на нашем уроке будет присутствовать герой. Послушайте и догадайтесь кто это будет.
(слушают аудиозапись)
- Кто же это? (птица)
- Отгадаем загадку, чтобы узнать, что это за птица:
Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетаетЭта птица - круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит …
Д: Воробей!
У: Верно! И сегодня мы будем читать произведение про нашего героя —автор Максим Горький, рассказ «Воробьишко»
-Но перед тем, как начать читать поработает со словом воробей и со словарными словами.
Воробей (слайд 2,3,4)
- Из произведения я выбрала слова, которые могут быть вам непонятны. (слайд 5)
Объясним их значение.
Чадо- ребёнок, дитя.
Чваниться- гордиться.
Чин- обычай, порядок.
Чебурахнуться- упасть.
Божий мир- мир окружающий нас.
У: Вы знаете название и автора, найдите произведение в учебнике самостоятельно, где вы будите его искать? (в содержании)
У: на какой странице наше произведение? (на стр. 42-ой)
4 этап: Первичное восприятие
У: Под названием написано «в сокращении», что это значит?
Д: не весь текст, а отрывок
- Перед прочтением рассказа, я задав вам вопрос, и чтобы на него ответить, вам нужно внимательно меня слушать.
- Какие картины вы представили, слушая это произведение?
У: Я читаю вам рассказ, после прочтения вы поделитесь своими впечатлениями, ответив на вопрос.
- Так какие картины вы себе представили?
5 этап: Повторное чтение. Анализ
У: Понравился ли вам рассказ? (Да)
- Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Почему?
-Почему рассказ называется «Воробьишко», а не «Воробей»?
(потому что рассказ про совсем маленького воробья, только что родившегося)
- Кто главный герой рассказа? (Пудик)
- Каким вы себе представляете Пудика? (маленьким, любопытным, забавным, неопытным, озорным.)
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 19 задание 1. Прочитаем только первые 5 строчек слов.
Д: Читают первые 5 строчек слов.
- Теперь открываем учебник на стр. 43 и читаем задание в самом верху страницы. Почему текста по цепочке должно хватить на 5 человек?
Д: Обозначено синим и жёлтым цветом 5 полосок.
У: Я называю кто читает, а все остальные следят по тексту, затем выберу следующего учащегося. (Читают по цепочке, следят по тексту)
У: Молодцы.
- Найдите слова, которые говорят воробьи. Что вы заметили в воробьиной речи, в воробьиных слова?
Д: в этих словах повторяется звук [ч], поэтому они созвучны с чириканьем воробьев.
- Как называется такой прием? (Звукопись)
- Значит помимо стихов, в каких ещё произведениях встречается приём звукописи? (В рассказе)
- Как вы считаете, для чего автор использует это прием? (Чтобы интереснее было читать)
- Зачитайте только те слова, которые произносят воробьи?
(что-что, чересчур черна, чересчур, чив-чив, чем чванятся, чудо, червяка, чадо-чадо, чебурахнешься, чем - чем, чик, чушь)
- Как вы считаете, автор действительно знает воробьиный язык?
(Возможно)
- Обычно человеку не дано понимать воробьиный язык, но М. Горькому очень нравилось наблюдать за воробьиной стаей, вслушиваться в их чириканье и представлять, о чём говорят пернатые. Именно такое чуткое отношение и любовь к природе помогли автору сочинить эту историю.
У: Кто догадался, что означает слово «Чив» на воробьином языке?
Д: Молодец.
6 этап: Первичное восприятие
- стр. 43. Послушайте продолжение истории.
7 этап: Закрепление
- Прочитайте задание после текста. Сейчас мы будем читать этот отрывок по ролям.
- Сколько человек надо для чтения?( 3: Пудик, воробьиха и автор)
- Каким цветом выделены слова автора? (жёлтым)
Слова Пудика? (белым)
Слова воробьихи?(синим)
- Оценивать чтение по ролям мы будем по следующим критериям: (слайд 6)
- С какой интонацией нужно читать слова Пудика? (тоненьким голосом с удивлением, в конце с возмущением)
- С какой интонацией нужно читать слова мамы-воробьихи? ( с поучительной интонацией)
- Как читаем слова автора? ( спокойно, обычным голосом).
У: Сейчас я выберу кто за кого будет читать и попробуем.
- Оцените чтение по ролям по нашим критериям.
8 этап: Подведение итогов урока
У: Вспомните главную цель урока. На какой главный вопрос мы все искали ответ? ( В каких произведениях, помимо стихотворений, автор использует приём звукопись?)
У: И в каких же? (Автор использует звукопись в рассказах и стихах)
- А для чего автор это делает? (чтобы мы могли представить чириканье птиц, жужжание пчелы, чтобы было интереснее читать).
У: Умочки, вы хорошо поработали на уроке, много чего успели. Урок окончен, спасибо.