Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок литературного чтения, 1 класс, Звукопись в рассказе М. Горького «Воробьишко»

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Тема: звукопись в рассказе М. Горького «Воробьишко» (в сокращении)

Класс: 1 «В»

УМК: Перспективная начальная школа

Цели:

Образовательные:

- Научить находить литературный приём звукописи в прозаическом тексте М. Горького «Воробьишко» и понимать смысл его использования;

- Формировать умение анализировать произведение, представлять и характеризовать героев, выявлять характер и мотивацию их поступков;

Развивающие:

- Развивать речь учащихся, развитие логического мышления (учить рассуждать, делать самостоятельные выводы, устанавливать причинно- следственные связи, составлять логические цепочки – рассуждения);

- Содействовать развитию фонематического слуха, речи;

- Содействовать пополнению словарного запаса учащихся

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к чтению;

- Следовать правилам сотрудничества: выслушивать одноклассников, корректно вести обсуждение.

Планируемые результаты:

Предметные: совершенствовать понимание приёма «звукопись», совершенствовать умение читать по ролям, обнаруживать средства художественной выразительности в тексте(звукопись).

Личностные: формирование адекватной, позитивной, осознанной самооценки и самопринятия, формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов.

Метапредметные:

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, свободная ориентация и восприятие текстов художественного стиля, построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, умение адекватно воспринимать оценки.

Коммуникативные: готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Тип урока: комбинированный

ВОРОБЬИШКО

Ход урока

1 этап: Организационный момент

Начнем наш урок с повторения.

Сыграем в игру «как жужжит жук»

Д: ж-ж-ж

У: как жужжит комар?

Д: з-з-з

У: как шумят листья?

Д: ш-ш-ш

У: а теперь посмотрите на записанные на доске звуки и произнесите их в полголоса

Д: о-о-о; э-э-э; а-а-а

У: первый ряд удивленно

второй с возмущением

третий — радостно

2 этап: Актуализация знаний.

У: Что мы сейчас произносили? (звуки)

У: Кто догадается как называется такой приём?

Д: звукопись

У: В каких произведения автор использует звукопись? (в стихах)

3 этап: Проверка домашнего задания

У: Давайте проверим домашнее задание и скажем какие звуки у нас повторяются в стихах.

-Откройте свою хрестоматию на стр.13, читаем стихотворение Марины Бородицкой «Разговор с пчелой»

- Какой звук повторяется в этом стихотворении? (ж) Почему?

- А сейчас прочитаем ещё одно стихотворение на стр. 45

- Слышишь жужжание и звон мухи?

4 этап: Постановка целей и задач

У: Как вы думаете, могут ли в других произведениях использоваться этот приём? ( да)

У: А можете сказать в каких? (нет)

У: Тогда давайте сформулируем цель нашего урока? Что нам нужно выяснить?

Д: выяснить в каких ещё произведениях могут использоваться звуки.

3 этап: Подготовка к восприятию

У: Сегодня на нашем уроке будет присутствовать герой. Послушайте и догадайтесь кто это будет.

(слушают аудиозапись)

- Кто же это? (птица)

- Отгадаем загадку, чтобы узнать, что это за птица:

Эту птицу каждый знает,В теплый край не улетаетЭта птица - круглый годВо дворе у нас живетИ чирикает онаГромко с самого утра:- Просыпайтесь поскорей. -Всех торопит …

Д: Воробей!

У: Верно! И сегодня мы будем читать произведение про нашего героя —автор Максим Горький, рассказ «Воробьишко»

-Но перед тем, как начать читать поработает со словом воробей и со словарными словами.

Воробей (слайд 2,3,4)

- Из произведения я выбрала слова, которые могут быть вам непонятны. (слайд 5)

Объясним их значение.

Чадо- ребёнок, дитя.

Чваниться- гордиться.

Чин- обычай, порядок.

Чебурахнуться- упасть.

Божий мир- мир окружающий нас.

У: Вы знаете название и автора, найдите произведение в учебнике самостоятельно, где вы будите его искать? (в содержании)

У: на какой странице наше произведение? (на стр. 42-ой)

4 этап: Первичное восприятие

У: Под названием написано «в сокращении», что это значит?

Д: не весь текст, а отрывок

- Перед прочтением рассказа, я задав вам вопрос, и чтобы на него ответить, вам нужно внимательно меня слушать.

- Какие картины вы представили, слушая это произведение?

У: Я читаю вам рассказ, после прочтения вы поделитесь своими впечатлениями, ответив на вопрос.

- Так какие картины вы себе представили?

5 этап: Повторное чтение. Анализ

У: Понравился ли вам рассказ? (Да)

- Можно ли назвать этот рассказ поучительным? Почему?

-Почему рассказ называется «Воробьишко», а не «Воробей»?

(потому что рассказ про совсем маленького воробья, только что родившегося)

- Кто главный герой рассказа? (Пудик)

- Каким вы себе представляете Пудика? (маленьким, любопытным, забавным, неопытным, озорным.)

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 19 задание 1. Прочитаем только первые 5 строчек слов.

Д: Читают первые 5 строчек слов.

- Теперь открываем учебник на стр. 43 и читаем задание в самом верху страницы. Почему текста по цепочке должно хватить на 5 человек?

Д: Обозначено синим и жёлтым цветом 5 полосок.

У: Я называю кто читает, а все остальные следят по тексту, затем выберу следующего учащегося. (Читают по цепочке, следят по тексту)

У: Молодцы.

- Найдите слова, которые говорят воробьи. Что вы заметили в воробьиной речи, в воробьиных слова?

Д: в этих словах повторяется звук [ч], поэтому они созвучны с чириканьем воробьев.

- Как называется такой прием? (Звукопись)

- Значит помимо стихов, в каких ещё произведениях встречается приём звукописи? (В рассказе)

- Как вы считаете, для чего автор использует это прием? (Чтобы интереснее было читать)

- Зачитайте только те слова, которые произносят воробьи?

(что-что, чересчур черна, чересчур, чив-чив, чем чванятся, чудо, червяка, чадо-чадо, чебурахнешься, чем - чем, чик, чушь)

- Как вы считаете, автор действительно знает воробьиный язык?

(Возможно)

- Обычно человеку не дано понимать воробьиный язык, но М. Горькому очень нравилось наблюдать за воробьиной стаей, вслушиваться в их чириканье и представлять, о чём говорят пернатые. Именно такое чуткое отношение и любовь к природе помогли автору сочинить эту историю.

У: Кто догадался, что означает слово «Чив» на воробьином языке?

Д: Молодец.

6 этап: Первичное восприятие

- стр. 43. Послушайте продолжение истории.

7 этап: Закрепление

- Прочитайте задание после текста. Сейчас мы будем читать этот отрывок по ролям.

- Сколько человек надо для чтения?( 3: Пудик, воробьиха и автор)

- Каким цветом выделены слова автора? (жёлтым)

Слова Пудика? (белым)

Слова воробьихи?(синим)

- Оценивать чтение по ролям мы будем по следующим критериям: (слайд 6)

- С какой интонацией нужно читать слова Пудика? (тоненьким голосом с удивлением, в конце с возмущением)

- С какой интонацией нужно читать слова мамы-воробьихи? ( с поучительной интонацией)

- Как читаем слова автора? ( спокойно, обычным голосом).

У: Сейчас я выберу кто за кого будет читать и попробуем.

- Оцените чтение по ролям по нашим критериям.

8 этап: Подведение итогов урока

У: Вспомните главную цель урока. На какой главный вопрос мы все искали ответ? ( В каких произведениях, помимо стихотворений, автор использует приём звукопись?)

У: И в каких же? (Автор использует звукопись в рассказах и стихах)

- А для чего автор это делает? (чтобы мы могли представить чириканье птиц, жужжание пчелы, чтобы было интереснее читать).

У: Умочки, вы хорошо поработали на уроке, много чего успели. Урок окончен, спасибо.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области