Закономерности развития детей в дошкольном возрасте


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Скачать справку о публикации Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Реферат

Тема: Закономерности развития детей в дошкольном возрасте

Кочкина Ольга Валерьевна

Воспитатель

Сургут 14.04.2019

Содержание:

Введение ___________________________________________________3

1.Закономерности развития детей в дошкольном возрасте__________3

1.1Закономерности физического развития_______________________3

1.2.Ранний возраст___________________________________________4

1.3.О кризисе трех лет________________________________________5

1.4.Закономерности и особенности развития детей младшего

дошкольного возраста (3 – 4 года)______________________________7

1.5.Закономерности и особенности развития детей среднего

дошкольного возраста (4 – 5 лет)________________________________10

1.6.Закономерности и особенности развития детей старшего

дошкольного возраста (5-7 лет)._________________________________13

1.7.Суть и симптомы кризиса ребенка 7 лет_______________________16

Вывод______________________________________________________19

Литература__________________________________________________20

3

Введение

Объектом исследования дошкольной педагогики является ребенок в период от рождения до семи лет. Развитие личности в этот отрезок жизни проходит многогранные изменения, в связи с чем возникла необходимость выделить определенные этапы и их закономерности.

В науке проблемой периодизации дошкольного возраста занимались Аристотель, Я. А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, К. Штрац, П. П. Блонский, Эльконин, Л. С. Выготский и др.

Наиболее обоснованным является подход Л. С. Выготского, который предложил возрастную периодизацию, в основе которой лежит теория стабильного возраста и кризисов в развитии. Опираясь на эту теорию, можно выделить следующие возрастные периоды: новорожденность, младенчество, ранний возраст, дошкольный возраст.

Периодизация дошкольного возраста

Кризис новорожденности (0-2мес)

2 . Младенчество (2-12мес)

3. Кризис 1 года жизни

4. Раннее детство (1-3 лет)

5. Кризис 3 лет

6. Дошкольное детство (3-7 лет)

7. Кризис 7 лет

Исследования Д. Б. Эльконина позволили составить периодизацию на основе выделения социальной ситуации развития и ведущей деятельности возраста (младенчество — эмоциональное общение; ранний возраст — предметная; дошкольный возраст — игра). Появление деятельности он связывает с определенным уровнем психического развития ребенка, с его возможностями. Виды деятельности постепенно сменяют друг друга, обеспечивая полноценность развития.

В дошкольной педагогике выделяют два периода развития ребенка: ранний возраст (от рождения до трех лет) и дошкольный возраст (от трех до семи лет).

Учебно-воспитательный процесс в ДОУ строго ориентирован на учет возрастных возможностей и способностей детей, в соответствии с которыми выдвигаются задачи и выбираются средства, методы и формы педагогического воздействия.

1. Закономерности развития детей в дошкольном возрасте

1.1 Закономерности физического развития.

Дошкольный возраст – период развития ребенка от 3 до 7 лет. В эти годы происходит дальнейшее физического развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей

4

ребенка. Движения его становятся свободными, он хорошо разговаривает, мир его ощущений, переживаний и представлений богаче и разнообразнее.

Увеличение роста детей в этот период происходит неравномерно – вначале он замедляется до 4-6 см в год, а затем на 6-7-м году жизни ускоряется до 7-10 см в год (период так называемого первого физиологического вытяжения).

Прибавка в весе также происходит неравномерно. За 4-й год ребенок прибавляет около 1,5 кг, за 5-й – около 2 кг, за 6-й – 2,5 кг, т.е. в среднем 2 кг в год. К 6-7 годам ребенок должен удвоить свой вес, который имел в годовалом возрасте.

Кожные покровы в этом возрасте все утолщаются, становятся эластичные, количество кровеносных сосудов в них уменьшаются, кожа становится более стойкой к механическому воздействию.

К 5-6 годам позвоночник ребенка соответствует форме его у взрослого человека. Однако окостенение скелета еще не закончено.

Дети в этот период очень подвижны, у них бурно развивается мышечная система, что обуславливает значительную нагрузку на скелет ребенка.

С 5-7 лет выпадают молочные и прорезаются коренные

В конце дошкольного возраста заканчивается формирование органов дыхания. Дыхание становится более глубоким и редким.

Сердечно- сосудистая система претерпевает изменения, становится более работоспособной и выносливой

Нервно-психическое развитие достигает значительного уровня. Интеллектуальное поведение ребенка значительно совершенствуется. Словарный запас увеличивается, ребенок уверенно выражает свое состояние: радость, огорчение, страх, смущение, жалость и т.д. В этом возрасте развиваются моральные понятия, представления об обязанностях.

1.2.Ранний возраст

Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы В. М. Бехтерева, Н. М. Щелованова, Н. Л. Фигуриной, Н. М. Аксариной, Е. И. Радиной, А. М. Фонарева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Г. Г. Филипповой и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов.

У ребенка быстро меняются антропологические показатели: вес, рост, размеры окружности головы и грудной клетки; начинают усиленно функционировать все

жизнеобеспечивающие системы организма; прогрессируют темп, последовательность и качество движений; совершенствуется мышечный аппарат; появляются зубы.

5

Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер и др. считают ранний возраст сензитивным для сенсорного развития детей. В этот период начинают формироваться представления о сенсорных эталонах. К концу раннего возраста дети уже способны различать цвета, некоторые геометрические фигуры, ярко выраженную величину предметов, звуки, выделять запахи.

Наряду с развитием восприятия при усвоении предметных действий у ребенка формируются и основные компоненты мышления. В процессе манипулятивной деятельности перед ребенком раскрываются связи между предметами, формируются опосредованные действия. Исследуя развитие мышления ребенка, Ж. Пиаже, Л. А. Венгер, С. Л. Новоселова, В. С. Мухина, А. В. Запорожец отмечают, что решение задач путем внешних проб (наглядно-действенного мышления) в дальнейшем заменяется их решением во внутреннем плане, на основе оперирования образами (наглядно-образного мышления).

В раннем возрасте ребенок овладевает величайшим достоянием человечества — речью. А. В. Запорожец отмечает, что ребенок в раннем возрасте проходит два этапа развития речи: подготовительный (гукание, гуление, лепет) и этап собственно речевого развития, когда на основе формирующейся потребности в речевом общении формируется пассивная (понимание) и активная речь, которая начинает выполнять основные присущие ей функции: коммуникативную, сигнификативную, обобщения.

1.3.О кризисе трех лет

Кризис трех лет отличается от того, что происходило в возрасте одного месяца (так называемый кризис новорожденности) или годика (кризис одного года). Если предыдущие два «переломных» момента могли пройти относительно гладко, первые акты протеста носили еще не столь активный характер, а в глаза бросались лишь новые умения и навыки, то с кризисом трех лет ситуация более сложная. Пропустить его практически невозможно. Послушный трехлетка – явление почти такое же редкое, как и покладистый и ласковый подросток. Такие особенности кризисных возрастов, как трудновоспитуемость, конфликтность с окружающими и пр. в данный период впервые проявляются реально и в полном объеме. Недаром кризис трех лет называют иногда еще возрастом строптивости.

Негативизм

В общем смысле негативизм означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Ребенок может быть очень голоден, или очень хотеть послушать сказку, но он откажется только потому, что взрослый ему это предлагает. Негативизм следует отличать от обычного непослушания. Ведь ребенок не слушается не потому,

6

что ему так хочется, а потому, что в данный момент не может поступить иначе. Отказываясь от предложения или просьбы взрослого, он «защищает» свое «Я».

Упрямство

Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами. Так ли он желает исполнения «заявки»? Может быть. Но, скорее всего, уже не очень, или вообще давно расхотел. Но как же малыш поймет, что с его точкой зрения считаются, что к его мнению прислушиваются, если взрослые поступают по-своему?

Строптивость

Строптивость, в отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

Своеволие

Маленький своевольный трехлетка принимает только то, что он решил и задумал сам. Это своеобразная тенденция к самостоятельности, но гипертрофированная и неадекватная возможностям ребенка. Нетрудно догадаться, что такое поведение вызывает конфликты и ссоры с окружающими.

Обесценивание

Обесценивается все то, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

Протест-бунт

Лучше всего это состояние можно охарактеризовать словами известного психолога Л.С. Выготского: «Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними».

Деспотизм

Еще недавно ласковый, малыш в возрасте трех лет нередко превращается в самого настоящего семейного деспота. Он диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным. В случае, если в семье есть еще дети, деспотизм начинает принимать черты обостренной ревности. Ведь с точки зрения трехлетнего карапуза, его братья или сестры вообще не имеют в семье никаких прав.

7

Три года – это развитие самостоятельности, первое понимание того, «что я из себя представляю и значу в этом мире». Возросшая самостоятельность - одна из особенностей кризиса трех лет. Кроха хочет все делать сам, совершенно не соизмеряя собственные желания и возможности. Научиться соотносить «могу» и «хочу» - это задача его развития на ближайшее время. И экспериментировать с этим он будет постоянно и в самых разных обстоятельствах.

1.4.Закономерности и особенности развития детей младшего

дошкольного возраста (3 – 4 года)

В каждом периоде выделяют, так называемую, ведущую деятельность.

В раннем детстве – это общение, в школьном – учеба, а в дошкольном возрасте…Игра.

Но дело не в том, что ребенок все время играет, а в том, что в игре происходят существенные изменения в его психике.

Три года – это возраст, когда ребенок вступает в период дошкольного детства.

Ребенок 3 лет по-прежнему эмоционален, чувствителен к похвале или порицанию взрослого. Постепенно он выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый начинает выступать для ребенка не только в качестве члена семьи, но и как носитель определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Разрешением этого противоречия становится развитие игровой деятельности как ведущей в дошкольном возрасте. В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой. Ребенок с увлечением участвует в ролевых играх: начинает отражать в игре жизненный опыт, выполняет в игре действия взрослых и берет на себя определенную роль: мамы, доктора…

Сюжетно-ролевая игра предполагает наличие партнеров. Ребенок учится общаться со сверстниками. Для детей 3-4 лет характерна игра рядом, т.е. дети играют в одиночку, но приглядываясь к действиям других. Вместе с тем, они охотно участвуют в совместных шалостях, беготне. К 4 годам объединяются в небольшие группки по2-3 человека. При возникновении конфликтов в игре (в основном это ссоры из-за игрушек) дети еще не пытаются согласовать свои желания, а прибегают к различным видам давления на партнера – воздействуют на него физически (дерутся, толкают, отнимают игрушку), словесно (Отдай!, Уходи!) или обращаются с жалобой к воспитателю (из благих побуждений – чтобы уточнить усвоенные правила или не из самых благих – показать какой он хороший и правильный).

8

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную.

Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, «достраивание» целостной картины мира, получение новых впечатлений.

Как и в раннем возрасте, в 3-4 года преобладает воссоздающее воображение, т.е. ребенок способен лишь воссоздать образы, почерпнутые из сказок или рассказов взрослого.

Большое значение в развитии воображения играют опыт и знания ребенка, его кругозор.

Для детей этого возраста характерно смешение реального и сказочного. Фантастические образы, возникающие у малыша, эмоционально окрашены и реальны для него. Это возраст появления страхов. Так называемая, триада страхов: страх перед сказочными персонажами (Баба яга, Бармалей); усиливается страх темноты; появляется страх одиночества. Также боится крови, уколов, боли и врачей.

В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи. Как правило, ребенок к трем годам почти усваивает родной язык. Интенсивно нарастает активный словарь, в 3 года в речи ребенка присутствует 1200 – 1500 слов и более. Речь трехлеток однотипна. Все глаголы произносят в настоящем времени. Понятие о прошлом и будущем еще ограниченно. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое, потом дополнение. Ребенку свойственна более простая форма устной речи – диалог. Это ответы на вопросы, которые подготавливают более сложную форму связной речи – монолог. Обычно 3-летний ребенок может начать сказку, но не может ее продолжить. Следует помочь ему вопросами.

В младшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется память. Но она носит непроизвольный, пассивный характер: ребенок не ставит перед собой цели что-то запомнить. Запоминание происходит легко и естественно, т.к. в этом возрасте доминируют

структуры правого полушария мозга, которые «отвечают» за зрительно-эмоциональную память. Логические отделы левого полушария еще слабо сформированы.

Хорошо запоминается то, что было непосредственно связано с его деятельностью, было интересно и эмоционально окрашено. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Прочно усваивается информация, которую ребенок видит и слышит много раз. Хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.

9

Ученые выявили, что именно к 3 годам формируется долговременная память, т.е. ребенок осознает и помнит себя как личность.

Мышление. В 3-4 года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя в наглядно-действенном плане. Но у части детей уже начинает проявляться способность решать задачи по представлению. Дети могут сравнивать предметы по цвету и форме, выделять отличия по другим признакам. Могут обобщать предметы по цвету (это все красное), по форме (это все круглое), величине (это все маленькое).

На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, овощи, фрукты, животные, посуда.

К четырем годам мышление становится наглядно-образным Основное направление развития образного мышления – овладение способностью к замещению. Она является фундаментальной особенностью человеческого ума. В развитом виде обеспечивает возможность спорить, осваивать и употреблять символы и знаки.

Внимание. В 3-4 года внимание еще непроизвольно и крайне неустойчиво: ребенок 3 лет может забыть, что он шел за мячом, если перед ним прокатить машинку. Интересную, новую картинку он будет рассматривать в среднем 8 секунд. Даже самой увлекательной игрой ребенок будет заниматься 10-15 минут. А многие дети не могут сосредоточиться даже на 5 минут – в этом возрасте это естественно.

В дошкольном возрасте происходит совершенствование строения и деятельности ЦНС. Процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга легко иррадируют. Внешне это выражается в лишних движениях, суетливости, дети много говорят или, наоборот, замолкают. Часто наблюдается повышенная возбудимость, и это приводит к быстрой утомляемости детей.

В младшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. В этом возрасте на развитие восприятия большое влияние оказывает развитие речи и мышления. Начиная активно использовать названия свойств, признаков, состояний предметов и явлений, ребенок тем самым выделяет для себя эти характеристики. Обозначив предмет словом, он отделяет его от других предметов.

Восприятие носит предметный характер, т.е. свойства предмета (цвет, форма, вкус, величина) не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом. При восприятии ребенок видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других. Например: трава зеленая, лимон кислый и желтый. В 3 года ребенок знает 6 основных цветов, знает названия круга,

10

квадрата и треугольника. Ребенок уже достаточно хорошо воспринимает пространство квартиры, группы. Он знает, где находится спальня, туалет, где дети играют…

Ребенок в 3-4 года справится с заданием положить книжку на стол, поставить сапожки под скамеечку, он не ошибется и поставит стул рядом со столом.

Рисует круг без образца, квадрат, который получается с неровными краями. В 3 года рисует головонога, к 4-м годам – головонога с шестью частями тела.

Моторика. Детям, особенно в начале четвертого года жизни, легче даются движения всей рукой (прокатить мяч, машину), поскольку крупная мускулатура в своем развитии опережает мелкую.

В эмоциональном плане сохраняются те же тенденции, что и на предыдущем возрастном этапе. Характерны резкие перепады настроения. Эмоциональное состояние продолжает зависеть от физического комфорта.

Новые впечатления в этом возрасте оставляют яркий эмоциональный след и влияют на бессознательное поведение во взрослой жизни. Эмоциональные переживания детства именно в этом возрасте оказывают ключевое влияние на восприятие жизни и формирование морально-этических норм.

К концу четвертого года жизни ребенок способен приобрести такие нравственно-волевые качества личности, как способность не пугаться трудностей, умение мобилизовать свои усилия для достижения цели, помогать другим, соблюдать очередность, правила игры.

Закономерности и особенности развития детей среднего дошкольного

возраста (4 – 5 лет)

Итак, в игре ребенок развивается, становится более выносливым физически. А это стимулирует психологическую выносливость: снижается утомляемость, настроение выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.

Игровая деятельность занимает центральное место в процессе усвоения норм и правил, моделями которых становятся сюжет и роли игры. Важную роль в становлении нормативной регуляции поведения играет взрослый.

Поведение значимых взрослых – сначала это ближайшие родственники, а затем и воспитатели – выступает как образец для подражания. Но особенностью детей среднего дошкольного возраста является то, что у них еще сравнительно трудно формируются различные виды условного торможения, нормы и правила ребенком еще не осознаются, а воспринимаются как требования взрослого. Поэтому взрослый должен четко и доступно формулировать правила, объяснять, для чего они необходимы и постоянно поощрять положительные формы поведения.

11

Тем не менее, 4-х летние дети уже без напоминания здороваются и прощаются, говорят «спасибо» и т.д., самостоятельно одеваются, не перебивают взрослого, вежливо обращаются к нему, могут по собственной инициативе убрать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Но следование таким правилам часто бывает еще не устойчивым – дети легко отвлекаются на то, что им более интересно, склонны вести себя в зависимости от своих желаний и интересов.

Групповой характер игры предполагает наличие партнеров по игре. Ребенок учится общаться со сверстниками. В этом возрасте сверстник становится более значим и интересен, ребенку уж е не интересно играть «рядом», как раньше. Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делятся на «плохих» и «хороших», и эти оценки в очень большой степени зависят от взрослых. Так большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засыпают и т.п. Начинают складываться предпочтения по половому признаку. А также оформляются представления о половых стереотипах поведения – что можно и нельзя делать мальчикам и девочкам.

В среднем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях. Так развивается воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Активно развивается фантазиро-вание. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребенка будет способствовать его нравственному и познавательному развитию. Необходимо обсуждать с ребенком его фантазии, включаться в них, предлагать повороты сюжета.

В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи: ведь ребенок должен объяснить, во что и как он хотел бы поиграть, договориться с другими детьми, распределить роли, сказать свой текст.

Дети удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается слово-творчество на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится вне ситуативной. Ребенка начинает интересовать не какое-то явление окружающего мира само по себе, а причины и следствия его возникновения. Поэтому главным вопросом ребенка 4 лет становится вопрос «Почему?».

12

В среднем дошкольном возрасте ребенок уже способен продолжить незаконченную сказку, дополнить ее несколькими предложениями.

Мышление . К 4 годам мышление дошкольника начинает меняться качествественным образом. Некоторые задачи ребенок уже может решать не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на образные представления. Т.о. мышление становится наглядно-образным, т.е. ребенок начинает оперировать образами предметов.

Развивается предвосхищение, дети могут рассказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя.

Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и материалу и т.д. он может сравнивать предметы по цвету, форме, величине, вкусу, запаху, находя различия и сходства. К 5 годам ребенок может собрать картинку из 4-х частей без опоры на образец и из 6-ти частей с опорой на образец. Может обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Внимание . В 4 года возрастает устойчивость внимания – большинство детей уже может сосредоточенно заниматься какой-то деятельностью (лепкой, аппликацией, рисованием) в течение 15-20 минут, а игры некоторых детей длятся более 30 минут. В игровой ситуации, воображая себя , например, продавцом, ребенок может действовать одновременно с 2-3 предметами – несколько видов товара. Однако, вне игры это вызывает затруднения.

Память: В среднем дошкольном возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренного запоминания.. Запоминание происходит в ходе детских видов деятельности – игра, рисование, слушание сказок, стихов. Решив что-то запомнить, ребенок может использовать, например, повторение.

Произвольное припоминание и запоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий. Постепенно возрастает и объем памяти. Так, пересказывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь.

В среднем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие.

В этом возрасте ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира:

13

цветом, формой, величиной предметов, характеристиками времени и пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности.

У детей происходит закрепление представлений об основных цветах спектра, белом и черном.

Дети обычно различают 5 основных геометрических форм – круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник. Ребенок в состоянии собрать безошибочно пирамидку из 5-7 колец, различает предметы по величине: видит «самый большой», «самый маленький», в его речи появляются слова «побольше», «поменьше». Различает понятия широкий-узкий, высокий-низкий, длинный-короткий. Параметры пространства – далеко, близко, там, здесь, внизу, вверху; времени – утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты.

Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции . 4-5-летний ребенок уже проявляет такие чувства как забота, жалость, сочувствие. Это помогает строить отношения со сверстниками.

К этому возрасту эмоциональное развитие ребенка достигает такого уровня, что он может вести себя образцово – во взрослом понимании хорошего поведения . Но это не значит, что он постоянно будет таким. Если 4-летний ребенок устал, его поведение скорее будет напоминать поведение ребенка более младшего возраста. А это сигнал взрослому, что ребенку нужны ласка, утешение и возможность вести себя так, как если бы он был младше.

Если же детско-родительские отношения нарушены , недостатки воспитания начинают постепенно укореняться и переходить в устойчивые негативные черты характера – агрессивность, конфликтность, замкнутость, страхи.

Закономерности и особенности развития детей старшего

дошкольного возраста (5-6 лет).

Итак, все больший интерес ребенка 5-6 лет направляется на сферу взаимоотношений между людьми - общение со взрослыми. Это определяет содержание сюжетно-ролевых игр (врач, продавец, водитель…).

С 5 лет дети уже четко знают свою половую принадлежность и даже в играх не хотят ее менять. В 5 лет, воспитывая мальчика, важно доминировать отцу, а девочку – матери.

Групповой характер игры развивает способность координировать свои действия с другими. Ребенок учится соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе, он не будет принят в игру, он учится общаться со сверстниками.

После 5 лет частные общения со сверстниками переходят в дружеские. У ребенка появляются друзья, обычно его пола. Объясняя свой выбор, дети уже не ссылаются на случайные причины («он мне машинку сегодня дал поиграть»), как это наблюдается у

14

младших детей, а отмечают успешность того или иного ребенка в игре («с ним интересно играть»), его положительные качества («она хорошая», «он не дерется»). В этом возрасте в игре существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Увеличиваются попытки контролировать действия других – они часто критикуют, указывают, как должен вести себя персонаж в игре. При возникновении конфликтов в игре дети стремятся объяснить, почему они так поступили и аргументируют свое поведение или критику других, опять же, правилами.

Мы видим, что в игре ребенок начинает руководствоваться правилами, нормами поведения, он учится управлять собой. Например, мы знаем, как тяжело ребенку несколько минут простоять в одной и той же позе, но в игре, выполняя роль часового, он способен не двигаться в течение 9-10 минут. Так развивается воля, произвольность .

В старшем дошкольном возрасте происходит дальнейшее развитие познавательной сферы личности дошкольника. В игре, действуя с одним предметом, ребенок представляет на его месте другой, «видит» себя в разных ролях. Так развивается воображение . В 5 лет у ребенка очень сильно развиты фантазия и вымысел. Но после 5,5 лет способность к творчеству заметно угасает, у некоторых детей совсем.

В игре ребенок не остается один на один со своей фантазией и выдумками, игра предполагает наличие партнеров. Поэтому она предъявляет высокие требования к развитию речи : ведь ребенок должен объяснить, во что и как он хотел бы поиграть, договориться с другими детьми, распределить роли, сказать свой текст. В старшем дошкольном возрасте ребенок уже способен сочинить и рассказать сказку на заданную тему, он перескажет книгу или фильм.

Кроме функции общения (коммуникативной), развивается планирующая функция речи, т.е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Он уже имеет собственное мнение и может объяснить, кто из героев ему нравится и почему.

Так развивается самоинструктирование, которое помогает заранее организовать свое внимание. Ребенок в этом возрасте способен выполнять интересующую его деятельность, удерживать внимание непрерывно более чем полчаса. Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания .

Основываясь на умении воображать, представлять, ребенок может уже решать, например, геометрические задачи – у него развивается мышление. Ведущим типом

15

становится наглядно-образное мышление: основным средством решения задач является образ.

К 6 годам ребенок в состоянии не просто обобщить, что лошадь, кошка, лев – это животные, а и подразделить их на диких и домашних. Он уже может объяснить, чем отличается, например, стрекоза от бабочки. Интересуется не только названием предмета, но и из чего он сделан (дерева, стекла, пластмассы).

В старшем дошкольном возрасте преобладающим видом памяти является образная память, т.е. для запоминания информации по смыслу могут быть использованы картинки (благодаря развитию воображения). Ребенок уже может запомнить что-то целенаправленно, т.е. развивается произвольное запоминание. В 5-6 может запомнить уже 7-8 предметов из 10-15 изображенных на картинке.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться восприятие. Восприятие цвета: в 5-6 лет ребенок знает основные цвета спектра и несколько оттенков (темно-зеленый, светло-зеленый). Говоря, что ребенок знает этот цвет, подразумевается, что он может вспомнить и назвать цвет, дать карандаш определенного цвета и т.д. Как видим, здесь не обойтись без развитой памяти .

Восприятие формы. К 6 годам дети обычно различают разновидности геометрических форм. Например, дети старшей группы легко могут выполнить такое задание: найти в группе все предметы круглой, квадратной формы и т.д. при этом детям доступна ориентировка сразу на два признака – цвет и форму – найти круглое и синее.

Восприятие величины: в старшем дошкольном возрасте продолжается овладение эталонами величины, начавшееся ранее. Могут выделить и назвать такие параметры как длина, ширина, высота.

К 6 годам ребенок пытается освоить алфавит и научиться чтению не только по слогам. Он продолжает совершенствовать письмо печатным шрифтом. Считает иногда до сотни и складывает или вычитает в пределах 10. ребенок учится кататься на коньках, осваивает лыжи, плавание. Прекрасно зная свои руки, правую и левую, он не умеет различать их у других. К 6 годам ребенок аккуратен, тщательно следит за внешностью, прической, обувью, одеждой. Обслуживает сам себя и помогает дома по хозяйству. Обычно в этом возрасте уже видны первоначальные итоги воспитания.

Свои познания ребенок применяет в играх, выдумывая сам сюжет для них.

Ну и конечно, игра несет не только смысловую нагрузку, она просто доставляет радость, вызывает положительные эмоции. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций. У него формируются «высшие чувства»: любопытство,

16

любознательность, чувство юмора, чувство прекрасного, героического, чувство гордости, стыда, дружбы. Это помогает строить отношения со сверстниками

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на одобрение, похвалу. Если же детско-родительские отношения нарушены, близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах, то достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта как – лживость. Ребенок придумывает оправдания своим оплошностям, перекладывает вину на другого, чтобы не потерять доверия взрослого.

1.7.Суть и симптомы кризиса ребенка 7 лет

Несмотря на то, что кризисные моменты ребенка всегда замечаются родителями, кризис 7 лет порой проходит тихо и незаметно. Многие родители, несмотря на то, что хорошо запоминают кризисы 3-х лет, или переходного возраста, кризис 7 лет отмечают как спокойный. Но не всем так везёт. Те родители, чей ребенок всё-таки более сложно переносит кризис 7 лет, отмечают появление беспокойства, нервозности, замкнутости, скрытности своего чада.

Это связано с тем, что жизнь ребенка разделяется на внутреннюю (психологическую) и внешнюю. Теперь импульсивных действий становится меньше, потому что устанавливается более чёткая связь между внутренней мотивацией и поступками ребенка. Другими словами, во время кризиса 7 лет в действиях ребенка появляется некая смысловая ориентировка, и ему вне зависимости от своих желаний приходится стать взрослее.

По сравнению с «докризисным» возрастом, в корне меняется самооценка ребенка. Если раньше он относился к себе положительно вне зависимости от чего-либо, то теперь «Я» ребенка делится на «Я-реальное» и «Я-идеальное». «Я-реальное» - это осознание ребенка, кем он является на самом деле. «Я-идеальное» - это то, кем он хотел бы быть. В результате этого самооценка становится более адекватной, а «Я-идеальное» отвечает очень высоким запросам.

Иным становится и отношение ребенка к взрослым. Если раньше он вел себя примерно одинаково как с родными и знакомыми, так и с чужими людьми, не разделяя их для себя, то сейчас он уже может строго разделить, кто свой, а кто чужой, и скорректировать своё поведения по отношению к разным людям, а также создать различное представление о разных людях.

Ещё одним симптомом начала кризиса 7 лет является хитрость как нарушение привычных установлений или требований родителей в скрытой форме и намеренное

17

создание ситуаций, в которых ребенок может извлечь некоторую выгоду для себя. Это, как правило, носит игровой характер и является шуткой, а не серьёзным проступком.

Один из наименее часто встречающихся симптомов – это неадекватная реакция на критику родителей. Дело в том, что ребенок, делая что-то, рассчитывает на похвалу родителей, а когда он ее не получает – он может очень бурно отреагировать: плакать, обвинять родителей в непонимании и т.д.

Ещё одним симптом начала кризиса 7 лет является то, что ребенок может начать задавать общие вопросы, то есть не привязанные к конкретному событию и ежедневной жизни. Ключевыми темами становятся: политика, происхождение планет, жизнь на Земле и других планетах, эволюция живого, жизнь в других странах, морально-этические вопросы (на примере виденных фильмов), порой затрагиваются даже семейные связи. Всё это свидетельствует о расширении сферы интересов ребенка на 7 году жизни, его стремлении узнать что-то новое о мире и найти свое место в нем. Причём взрослый в такого рода беседе выступает для ребенка экспертом, а сам ребенок обнаруживает свои способности к анализу.

Для ребенка в период кризиса 7 лет становится очень важна самостоятельность, возможность делать что-то без помощи взрослого, самостоятельный выбор сферы деятельности. Например, ребенок в это период с удовольствием стирает свои вещи, ходит за хлебом – одним словом, участвует в той деятельности, в которой ранее он не участвовал, часто отказываясь от того, чем он увлекался раньше. Причём, как правило, если его попросить о чем-то – ребенок заупрямится и не сделает или сделает с неохотой, а вот если идея чего-то возникла у лично него – малыш наверняка сделает это с превеликим удовольствием!

Таким образом, можно сказать, что в период кризиса 7 лет весь внутренний мир ребенка меняется до неузнаваемости. Основным симптомом начавшегося кризиса психологи называют потерю ребенком непосредственности, что проявляется в кривлянии, манерности, искусственной натянутости поведения. Ведь что значит непосредственность в поведении? Это значит, что ребенок внешне такой же, как и внутри. Кризис 7 лет, когда происходит потеря этой непосредственности, привносит в поступки ребенка интеллектуальный момент, который теперь выступает посредником между переживанием и естественным поступком.

Также у ребенка может появиться замкнутость, неуправляемость, ребёнок может стать непослушным, отвергать ранее принимавшиеся им же требования, может начать конфликтовать с родителями и другими членами семьи, либо просто игнорируя из слова, либо открыто их отвергая.

18

Каковы же этапы становления позиции школьника и его мотивации?

Их выделяют 3:

1) В 6 лет у ребенка появляется желание пойти в школу, но оно пока направлено только на внешнюю форму, без учёта содержательного момента школьной жизни. Другими словами, малышу нравится слушать рассказы о школе, ему интересно, есть ли там форма, как организуются уроки и перемены, внешние атрибуты школы. Но эта позиция, по сути, ещё дошкольная – ребенок не думает об обязанностях, которые на него налагает школа, не думает об обязательном изменении своего распорядка дня и т.д. Для него важна только внешняя форма.

2) Чуть позже ребенок уже учитывает и содержательные моменты школьной жизни, но, в основном, его внимание направлено на социальные аспекты, а не на учебные. Другими словами, школа привлекает ребенка возможностью завести новые знакомства, возможностью быть «как все» (ведь общество говорит, что всем надо учиться в школе), а не чему-то научиться.

3) Во время кризиса 7 лет у ребенка уже начинает появляться настоящая «позиция школьника», выражающаяся не только в социальной, но и в учебной заинтересованности. Но полностью эта позиция формируется только к восьми годам.

Во время кризиса 7 лет, как вы уже могли понять, идет активное развитие мотивационной сферы, возникают новые мотивы поведения, особое значение среди которых занимают мотивы, побуждающие ребенка идти в школу. Это следующие мотивы:

- познавательный (учебный) мотив, то есть желание учиться и познавать что-то новое;

- широкие социальные мотивы, то есть ребенок принимает общее мнение о том, что учиться необходимо;

- позиционный мотив, то есть желание ребенка занять новое положение в обществе;

- внешние по отношению к самой учебе мотивы, то есть те, которые сопровождают внешнюю сторону обучения в школе, например, подчинение требованиям взрослых;

- игровой мотив, то есть расчёт на то, что учебная жизнь – это своеобразная игра;

- мотив получения высокой оценки, то есть ожидание похвалы учителя и самоутверждения за счёт этого в среде сверстников.

Понятие психологической готовности к школе

Психологическая готовность к школе - сложное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. К концу дошкольного возраста имеются три линии развития(по П.Я. Гальперину): линия формирования произвольного поведения, когда ребенок может

19

подчиниться школьным правилам; линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности, которые позволяют ребенку перейти к пониманию сохранения количества; линия перехода от эгоцентризма к децентрации. Развитие по этим линиям определяет готовность ребенка к школьному обучению.

К этим трем линиям, которые были проанализированы Д.Б. Элькониным, следует добавить мотивационную готовность ребенка к школьному обучению.

Интеллектуальная готовность включает в себя ориентировку в окружающем, запас знаний, развитие мыслительных процессов (способность обобщать, сравнивать, классифицировать объекты), развитие разных типов памяти (образной, слуховой, механической и др.), развитие произвольного внимания.

Мотивационная готовность: внутренняя мотивация, т.е. ребенок хочет идти в школу, потому, что там интересно, и он хочет много знать, а не потому, что у него будет новый ранец или родители пообещали купить велосипед (внешняя мотивация). Подготовка ребенка к школе включает формирование у него готовности к принятию новой социальной позиции -положения школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав, занимающего иное, по сравнению с дошкольниками, особое положение в обществе.

Волевая готовность к школе. Серьезного внимания требует и формирование волевой готовности будущего первоклассника. Ведь его ждет напряженный труд, от него потребуется умение делать не только то, что ему хочется, а и то, что от него потребуют учитель, школьный режим, программа. К шести годам происходит оформление основных элементов волевого действия: ребенок способен поставить цель, принять решение, наметить план действия, исполнить его, проявить определенное усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат своего действия. Л.С. Выготский говорил, что готовность к школьному обучению формируется в ходе самого обучения. Переход к системе школьного обучения - это переход к усвоению научных понятий, переход от реактивной программы к программе школьных предметов.

Вывод

Таким образом, в качестве закономерностей развития дошкольника можно выделить смену форм мышления (наглядно-действенное — наглядно-образное — наглядно-словесное); развитие произвольности познавательных процессов; развитие эмоций, воли; формирование познавательных интересов, как мотивов учебной деятельности; становление творческой игры, как социальной школы ребенка.

Неравномерность развития - наличие критических и литических периодов развития,каждая психическая функция обладает своим темпом и ритмом становления.

20

Сенситивность - высокая индивидуальная чувствительность, проявляющаяся как черта личности.

Кумулятивность - результат развития каждой последующей стадии включает в себя предшествующую.

Дивергентность хода развитияпсихического развития проявляется в многообразии появляющихся в ходе развития признаков и свойств, способов поведения и действий на основе их постепенного расхождения.

Конвергентностьпсихического развития проявляется в сближении, сходстве свертывании, синтезе в ходе развития психических процессов и свойств, действий и способов поведения.

Литература

Дошкольная психология /Урунтаева Г.А. - М.,1992

Индивидуальный подход в воспитании ребенка/Ковальчук Я.И.- М.,1981

Практические семинары и тренинги для педагогов.-Выпуск 1. Воспитатель и ребенок: эффективное взаимодействие/авт.-сост. Шитова Е.В.-Волгоград: Учитель, 2009

Практические семинары для педагогов. Выпуск 2. Психологическая компетентность воспитателей/авт.-сост. Терпигорьева С.В.-Волгоград: Учитель, 2011





Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.07.2019