Продолжительность проекта | 2 недели |
Тип проекта | краткосрочный |
Участники проекта | Средняя группа |
Разработчик проекта | Еськина Татьяна Сергеевна |
Тип проекта | познавательно-творческий |
Направленность проекта | нравственно – патриотическое воспитания на основе « Русских народных сказок» |
Форма проведения | групповая |
Финансирование проекта | Не требует финансовых затрат |
Патриотическое воспитание – это, прежде всего, воспитание чувства ответственности. Залог патриотизма - эмоциональная привязанность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как:
дружба помогает победить зло («Зимовье»);
добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
зло наказуемо («Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью и другими качествами, имеющими в глазах народа наивысшую ценность. Идеалом для девочек становится красна девица (умница, рукодельница), а для мальчиков - добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Подобного рода персонажи для ребёнка являются далекой перспективой, к которой он будет стремиться, сверяя свои дела и поступки. с действиями любимых героев. Идеал, приобретенный в детстве, во многом может определить личность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям («Слушайся родителей», «Уважай старших», «Не уходи из дома без разрешения»), но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают.
Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребёнка, обладающей притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для рёбенка не только вымысел и фантазия - это ещё и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во-вторых, у маленького ребёнка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребёнок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребёнку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом рёбенок отождествляет себя с положительным героем.
Малыш должен отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно, это источник проявления всех чувств ребёнка, в том числе и радости. «Никогда не надо гасить детскую радость», - подчеркивала А.М. Виноградова. По её мнению в атмосфере радости легко зарождаются такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость, уверенность.
Сегодня вопрос воспитания личности молодого поколения стоит очень остро. Причиной тому является резкое снижение патриотического воспитания в обществе, исчезновение положительных жизненных установок, ориентиров, снижение культурной работы с детьми в свободное от занятий время. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления нравственных качеств: о добре, милосердии, справедливости.
Увеличилось количество дошкольников, у которых педагоги и родители отмечают нарушения поведения в виде тревожности, гиперактивности. Наблюдая за детьми, мы выявили некоторую склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания.
Наиболее часто в детском коллективе встречается такая проблема, как агрессивность. В той или иной форме агрессивность присуща большинству детей дошкольного возраста. Но по мере усвоения правил, дети постепенно усваивают нормы поведения. Вместе с тем, есть некоторое количество детей, у которых агрессия остается в качестве устойчивой формы поведения, кроме того, она развивается и трансформируется в устойчивое качество личности. В результате, у ребенка снижается возможность полноценного общения, личностное развитие деформируется. У агрессивного ребенка не только постоянные проблемы с окружающими, прежде всего он сам себе создает проблемы.
Поэтому так важно закладывать основы нравственности, воспитывать патриотические ценности с самого раннего возраста, когда формируется характер, отношение к миру, к окружающим людям. Ведь с рождения ребёнок нацелен на идеал хорошего.
В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решили взять в помощь сказку, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей.
Сказка сопровождает ребенка с самого раннего детства. Сказка, созданная в давние времена, живет до сих пор, увлекает детей и содержанием, и художественной формой.
Сказка – это рассказ о заведомо невозможном. Здесь есть обязательно что-то фантастическое, неправдоподобное: животные разговаривают, на первый взгляд обыкновенные предметы оказываются волшебными…
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдется такого человека. Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка - это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст - возраст сказки. Именно в этом возрасте ребёнок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдёт в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
Воспитывать у детей любовь к Родине посредством сказок, приобщение детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.
2. Разработать диагностические методы и игровые приёмы, направленные на исследование влияния русских народных сказок на воспитание нравственно -патриотических качеств дошкольников.
Нравственно – патриотическое воспитание детей
через русскую народную сказку
«Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка - благодатный и ничем незаменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка – это духовные богатства культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ. Дошкольный возраст – возраст сказки. Именно в этом возрасте ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Если сказка удачна выбрана, если естественно и вместе с тем выразительна рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. И это будет способствовать развитию патриотических чувств.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням.
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного возраста и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом. Через сказку маленький ребенок получает первые представления о культуре русского народа. Рассказывая сказку « Курочка Ряба» в доступной форме стараемся донести детям то, что учим сопереживать близким. Народная сказка « Волк и 7 козлят» воспитывает у детей первые навыки послушания, рассказывая сказку « Теремок» воспитываем у детей дружеские отношения. Сказки отображают своеобразие нашей Родины, условия труда, быт народа, рассказывают о природе, животном мире.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Беседы с детьми
Изготовление картотеки игр
Дата реализации: | Вид деятельности | Цель |
1 неделя проекта | Пересказ сказки:«Заяц-хваста» | Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. Учить пересказывать сказку выразительно передавая диалог персонажей. |
«Два мороза» | Показать детям силу коллективизма («там, где трудно одному, сделаем с друзьями») Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
изготовление масок к сказке «Колобок» | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | |
Конструирование«Царевна-лягушка» | Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом. Развивать аккуратность, старательность. | |
Театрализованное представление «Теремок» | Учить сопереживать испытаниям, выпавшим на долю героя. Способствовать зарождению в душе ребенка жажды подвига. | |
Разучивание песни «Дружба крепкая» | Развитие музыкальности, формирование эмоционально-положительного отношения к сверстникам. | |
Игра инсценировка «Репка» | Развитие эмоциональной сферы ребенка, формирование доверительных отношений, активизация внимания. | |
Подвижная игра «Волк и семеро козлят» | Упражнять детей в прыжках через скакалку. | |
(рисования) по мотивам сказки: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Дать детям представление о роли родителей в судьбе каждого ребенка. Учить детей слушать, уважать и почитать своих родителей, близких и старых людей. Воспитывать трудолюбие, смирение. Закреплять умение располагать изображенное на листе бумаги, рисовать крупно; развивать чувство цвета, ритма. Развивать воображения и мышления. | |
(лепка) по мотивам сказки «Лиса и журавль» | Учить применять смелость, находчивость и смекалку трудных ситуациях. Закрепить умение разрезать полосу бумаги, создавать изображение из полос разной длины. | |
(аппликация) по мотивам сказки:«Заюшкина избушка» | Познакомить детей с предметами русского быта. Воспитывать честность, порядочность, гостеприимство. Учить детей давать на одной аппликативной основе образы разных сказочных избушек – лубяная для зайчика, а ледяную для лисы. | |
Беседа «Природа родного края» | Расширить представление детей о растениях и животных своего края, природы России. Воспитывать бережное отношение к природе и ее обитателях. | |
Чтение художественной литературы | Учить читать наизусть песенки. Формировать интерес к русским народным произведениям | |
« Россия» | Формировать представление о том, что Россия огромная страна, с богатой природой и историей. Познакомить с символикой России, ее столицей. Воспитывать гордость за свою Родину. | |
«Путешествие Мишутки» | Знакомить с многообразием родной природы, с растениями и животными, занесенными в Красную книгу России, с различными климатическими зонами нашей страны. Воспитывать желание охранять и преумножать природное богатство своей Родины. | |
Аппликация «Флаг Российской Федерации» | Формировать в воображении детей образ Родины, представление о России как о родной стране, воспитывать чувство любви к своей Родине, закрепить название родной страны «Россия» | |
Русские народные игры - «Водяной», «Бабушка Маланья», «Волк и семеро козлят», «У медведя во бору» | Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. | |
Дидактические игры – «Расскажи сказку по серии картинок», «Составьсказку», «Назови сказку». «Узнай сказку по зачину» | Воспитывать у детей смелость, отвагу, умение прийти на выручку в трудную минуту. | |
Чтение «Каша из топора» | Увлечь детей яркостью, красотой, задором, мудростью и находчивостью русского народа. | |
Былина «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» | Формировать понятие "единства всех живущих на земле людей". Воспитывать интерес и желание узнавать историю жизни русских героев. | |
2 неделя проекта | Дидактическая игра «Что спрятано в сундуке» | Развивать интерес к народной игрушке |
Игровая ситуация «Забияка – лиса» | Рассмотреть различные ситуации и модели поведения. Учить детей выходить из конфликтных ситуаций мирным путем, осознавать свои чувства, желания и понятно выражать их. | |
Беседа «Что такое дружба?» | Формировать представления детей о понятии «настоящая дружба», способствовать становлению товарищеских взаимоотношений в группе, акцентировать внимание детей на случаях взаимопомощи, взаимовыручки на примере сказочных героев. | |
«Речевое развитие» Отгадывание загадок по сказкам | Продолжать знакомить с русским народным творчеством. | |
Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам «Маша и медведь», «Зайкина избушка» | развивать эмоциональную отзывчивость на иллюстрации, расширять представления о работе художника-иллюстратора. Учить рассказывать какие средства выразительности использовал художник. | |
Сюжетно-ролевые игры «В гостях у сказки» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Беседа «Моя семья» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Конструирование «Мы построим новый дом» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Рисование «Украсим улицу города к Новому году» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Коллективная аппликация «Город зимой» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Беседа «Что значит выражение «доброе сердце»?» | Учить детей оценивать поступки других людей, свои поступки, действия персонажей знакомых сказок. Побуждать детей быть добрыми и отзывчивыми, учить выражать сочувствие обиженному и порицание нарушителю. | |
Лепка: «Сказочные герои» | Учить детей располагать сюжет на листе бумаги, рисовать известные объекты, разукрашивать. | |
Подвижные игры: «Зайка беленький сидит…» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Игровое занятие: «Витамины я люблю, быть здоровым я хочу». | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Чтение потешки «Заинька-походи…». Гербова В.В. | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
Коллективное рисование: «Снегири в заснеженном лесу» | Воспитывать дружелюбие, взаимовыручку чувство товарищества. | |
«Животные нашего леса» | Продолжать знакомить с фауной наших лесов. Воспитывать наблюдательность, интерес у детей при рассматривании картины. | |
Русская народная игра –«Ловушка» | Учить детей двигаться хороводным шагом, используя атрибуты (платочки). |
Изготовление презентации и обобщение работы по проекту
Изготовление папки-передвижки
• Обогатилось содержание воспитательно-образовательного процесса
• Созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре.
• Расширился кругозор детей.
• Развитие у детей творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков
• Расширился и активизировался словарный запас детей
• Улучшилась мелкая моторика рук
• Проявилось активное участие воспитанников и родителей к приобщению к истокам русской народной культуры