Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Дифференциация процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС"

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Дифференциация процесса обучения на уроках русского языка в начальной школе в условиях ФГОС.

Одна из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС II поколения — создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться.

В любом классе развитие и степень подготовленности, отношение к учению и интересы учеников различны. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности. Это неизбежно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание. Те, кто относится ксредним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить по принципу индивидуального подхода. Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.Этот подход гарантирует усвоение базовых знаний всеми учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать свои склонности и способности.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Нельзя не согласиться с известным психологом Н.А.Менчинской в том, что «эффект обучения зависит не толь от содержания и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников»1.

Дифференцированная работа требует предварительного деления учащихся на группы (варианты) по уровню обученности. Еще К.Д. Ушинский, рассматривая вопросы организации учебного процесса, рекомендовал делить классы на группы, чтобы давать детям задания в соответствии с их подготовкой. Он писал: «Такое деление класса на группы, из которых одна сильнее другой, не только не вредно, но даже полезно, если наставник умеет, занимаясь с одной группой сам, дать двум другим полезное самостоятельное упражнение».

Значительную сложность для учителя при подготовке к дифференцированной работе представляет 3 группа школьников - дети со стойкой пониженной успеваемостью, это, зачастую, и дети с задержкой психического развития. Работа с этими учащимися представляет для учителя наибольшую трудность. Здесь главная задача - развитие умственных способностей. Необходимо постепенно учить ребят сравнивать явления, находить черты общего и различия, сопоставляя, обобщая, находить главное. В работе с ними широко применяется письменные инструкции-алгоритмы, образцы рассуждений, таблицы. Особенно важна работа по развитию речи, так как запас слов у них беден, конструкции предложений примитивны.

Учитывая особенности памяти этих детей, необходимо постоянно возвращаться к изученному правилу, повторять его, доведя до автоматизма. Работа в этой группой требует большого терпения, тактичности со стороны учителя, так как продвижения и успехи этих детей чрезвычайно медленны.

При организации работы важно соблюдать педагогический такт при распределении обучающихся по группам (психологи не рекомендуют рассаживать детей по рядам); установить доверительные отношения.

Что нужно учитывать, дифференцируя работу с учащимися?

* Объяснение нового материала должно строиться для всех одинаково, то есть всем предоставлять возможность учиться в одинаковых условиях.

* Закончить объяснение нового материала образцовым ответом с использованием опорных схем, таблиц, графического изображения.

*Использовать наглядные, дидактические материалы в большом количестве.

Дифференциация может осуществляться:

по объему и содержанию работы

по приемам и степени самостоятельности

при закреплении

при повторении

при объяснении нового материала (в определенных случаях)

В любом случае перед учащимися ставится единая познавательная задача, к которой они идут путями, соответствующими их способностям и учебным возможностям.

В контрольных работах есть задания базового уровня, с которыми должны справляться все, и задания повышенного уровня.

К работе над ошибками тоже подхожу дифференцированно. Тоже выделяются малые группы.

Дети,написавшие работу без ошибок, работают самостоятельно, получают при этом ещё и дополнительные карточки.

2 группа –это дети, выполняющие работу над ошибками самостоятельно, и я знаю, что они смогут такую работу провести.

3группаработает со мной. Проговариваем правила, подбираем проверочные слова, доказываем.

Взаимодействие дифференцированной и совместной работы групп на уроке может быть различным. Примерную схему урока можно представить следующим образом.

Структура урока дифференцированного обучения

Этапы урока

Класс

(группа)

Содержание работы

Время

Организационно-мотивационный

Весь класс

3 мин.

Актуализация знаний

1,2,3 группы

Дифференцированное повторение

6 мин.

Постановка УЗ

Весь класс

5 мин.

Открытие новых знаний

Весь класс

Совместное разрешение проблемы

10мин

Организация самостоятельной работы

1,2,3 группы

Дифференцированное закрепление (повторное объяснение для 3 группы в случае необходимости).

12 мин.

Домашнее задание

1,2,3 группы

Дифференцированное домашнее задание. На выбор

5мин.

Рефлексия

Весь класс

4мин.

Перед выполнением каждого задания четко ставить задачу, а после выполнения проводить самопроверку (по образцу) и самооценку работы.

1 группа – сильные учащиеся с высоким уровнем усвоения, с высокими познавательными способностями, умеют работать самостоятельно, задания им даю повышенной трудности.

2 группа – учащиеся со средним уровнем способностей. Для них необходимо создавать условия для продвижения в развитии и постепенного перехода в 1 группу. Работая с этой группой, стараюсь развивать способности, воспитывать самостоятельность, уверенность в своих силах.

3 группа – учащиеся с пониженной мотивацией в обучении. Этой группе приходится уделять особое внимание, поддержать, помочь усваивать материал, работать некоторое время только с ними на уроке, пока 1 и 2 группа работают самостоятельно. Систематическая работа с ними помогает части детей перейти на работу 2 группы.

Первое упражнение даётся для сильных учащихся; второе – для средних; третье – для слабых.

Тема: Правописание безударных гласных в корне

1.Найти ошибки, исправить, подобрать проверочные слова. Записать предложения.

Ширакоразлеласьрика. Над вадойпротенулись огромные масты.

2.Составить предложения. Вставить пропущенные буквы, подобрать проверочные слова.

Ст.ял, пень, в, старый, л.су. Тут, гн.здо, ёж, сделал.

3.Записать слова, вставляя пропущенные буквы. В скобках пиши проверочные слова.

Д.ревья, в.лна, д.ждливая, з.лёная, тр.ва.

Тема: Предложение

1.Прочитать. Разделить текст на предложения. Подчеркнуть главные члены предложения в 1-3 предложениях, указать части речи.

Прошло тёплое лето наступила осень пожелтели на деревьях листья дни стали короче идёт мелкий холодный дождь.

2.Составить предложения, записать, выделить главные члены предложения.

В, лесу, стояла, ель, высокая. Устроила, на, белка, ели, гнездо.

3. Записать предложение. Подчеркнуть главные члены предложения.

Над болотом кружатся журавли.

Домашние задания распределяю по группам (по степени сложности) сама, или учащиеся выбирают эти задания на альтернативной основе - каждый ученик выбирает задание, посильное для себя. Для группы сильных учащихся даю опережающие задания поискового характера (найти в словарях )

Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

- обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

- дополнительные задания. Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного материала. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.

Чтобы не снижать активность учащихся, увеличиваю объем работы для тех учащихся, которые имеют более высокий уровень подготовки, этим содействуя развитию познавательных способностей. Слайд№12

Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:

уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума

Дифференциация обучения – работа сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учета результатов, титанических усилий со стороны учителя.

Каждый ребенок уникален и неповторим.

Задача учителя - помочь ему раскрыть свои таланты.

Успех - самый лучший воспитатель, так как он дает ребенку

уверенность в собственных силах и самом себе.

Ребенок рождается для успеха!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области