Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


"Удивительная плесень"

Цель проекта Понять, что такое плесень, какие условия нужны для ее развития, какую роль она играет в жизни человека. Задачи проекта - изучить литературу по выбранной теме и обобщить полученный материал - выявить наиболее благоприятные условия существования плесени - наблюдать появление плесени на разных продуктах и в разных условиях - сформулировать выводы по результатам исследовательской работы.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ДЕТСКИЙ САД «АЛЁНУШКА»,

ФИЛИАЛ АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГ ОБРАЗОВАНИЯ

ЗАВОДОУКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Районная научно-практическая конференция исследовательских, проектных работ «Юные исследователи природы»

Тема проекта «Удивительная плесень»

Руководитель проекта: Федорова Екатерина Евгеньевна,

воспитатель первой квалификационной категории

Участники проекта дети подготовительной группы:

Бабушкин Михаил

Бабушкин Владимир

Бизин Вячеслав

Кривоногова Владислава

г. Заводоуковск, 2018г

Содержание

1Актуальность………………………………………………………………………………………………………1

2. Цели и задачи……………………………………………………………………………………………….……1

3.Методы исследования..........................................................................................................................1

4.Что такое плесень……………………………………………………………...............................................2

5. Как появилась плесень……………………………..…………………………………………………….. .4

6. Плесень – вред и польза……………………………...………………………………………………….…5

7. Практическая часть……………………………………………………………………………………..……8

8. Заключение………………………………………………………………..…………………………..………..12

9. Список литературы……………………………………………………………………………..….…….…13

10. Приложение…………………….…………………………………………………………………………….14

Актуальность: Всем нам приходилось наблюдать следующее явление. Оставили недоеденную кашу в кастрюльке или кусочек хлеба в полиэтиленовом пакете на кухне и через пару дней обнаруживаете, что остатки еды покрылись «пушистым» налетом. В таких случаях говорят, что продукты «заплесневели» или покрылись плесенью.

Нам эта тема показалась очень интересной, потому, что каждый из нас, наверняка, сталкивался с этим удивительным явлением природы, но не каждый задумывался, что это такое, как появляется плесень и какие последствия для человека и человечества в целом влечёт.

Плесень появилась на Земле 200 млн. лет назад. Ее называют «хлебом дьявола» и «плевком бога». Она сказочно красива, но вызывает отвращение. Одни виды плесени могут спасти жизнь, другие – убить. Одни придают особый вкус сыру и винам, другие отравляют пищу. Некоторые виды образуются на древесине, другие – в ванной комнате или на книгах. Плесень окружает нас повсюду. Относительно недавно к плесени стали относиться как к серьезной проблеме. Цель проекта: Понять, что такое плесень, какие условия нужны для ее развития, какую роль она играет в жизни человека.

Задачи проекта:

- изучить литературу по выбранной теме и обобщить полученный материал;

- выявить наиболее благоприятные условия существования плесени;

- наблюдать появление плесени на разных продуктах и в разных условиях;

- сформулировать выводы по результатам исследовательской работы.

Методы исследования:

анализ изученной литературы;

постановка эксперимента;

наблюдения за экспериментом

обработка данных эксперимента.

Объект исследования:

- плесень.

Гипотеза исследования:

Плесень вредна для человека, портит продукты и предметы обихода.

Тема проекта «Удивительная плесень»

«Что такое плесень»

Работа с детьми:

- Просмотр презентации «Что такое плесень»

- Чтение энциклопедии по данной теме, просмотр иллюстраций

- Организационная образовательная деятельность: художественно-эстетическое развитие – рисование «Удивительная плесень»

«Как появилась плесень»

Работа с детьми

- Изучение литературы, энциклопедии, просмотр иллюстраций совместно с родителями

- Выращивание плесени и наблюдение в домашних условиях

- Выращивание плесени на хлебе

- Наблюдение за ростом плесени в течении недели

- Рассматривание плесени на продуктах при помощи различных приборов

- Организованная образовательная деятельность: художественно-эстетическое развитие – лепка из пластилина «Удивительная плесень»

- Посещение пищеблока, беседа с поворами «Появление плесени на продуктах питания»

- Просмотр документального фильма «Развитие плесени»

- Просмотр мультфильма «Маленький ученый Сид»

«Плесень – вред и польза»

Работа с детьми

- Беседа с медицинским работником о пользе и вреде плесени

- Чтение книги Леонида Витальевича Рудницкого «Плесень – лекарство или вред»

- Беседа «Плесень - друг или враг»

Работа с родителями

- Выпуск стенгазеты «Плесень – вред или польза»

Практическая часть

Зная условия ее возникновения плесени, мы решил сами вырастить плесень при различных условиях.

Мы поставили опыт, позволивший нам определить факторы, влияющие на появление и разрастание плесени, а также определить время, которое проходит с момента возникновения первых признаков плесени на продуктах до того, когда продукт покроется ею полностью и будет совершенно непригодным для еды. Нами была выращена плесень на следующих продуктах питания: хлебе и апельсине.

Опыта № 1. Выращивание плесени на хлебе.

Цель: исследовать процесс появления плесени на хлебе.

Материал: два кусочка хлеба, вода, целлофановый пакет, перчатки, две тарелки.

Описание опыта:

• Первый кусок мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;

• Второй кусок положили без влаги в теплое, светлое место.

Описание опыта через 1 день

• в первой тарелке на хлебе появилось небольшое пятно;

• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось;

• в третьей тарелке на хлебе ничего не появилось.

Описание опыта через 3 дня

• в первой тарелке на хлебе появился белый «пушок»;

• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось, верхний слой хлеба подсох.

Описание опыта через 7 дней

• в первой тарелке на хлебе белый «пушок» стал плотнее, а тёмно-серое пятно потемнело и увеличилось в размерах;

• во второй тарелке на хлебе ничего не появилось, хлеб совсем высох.

На основе поставленного опыта № 1 можно сделать следующий вывод:

плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.

Первый день

Третий день

Через неделю

Опыт № 2 Выращивание плесени на апельсине

Цель: исследовать процесс появления плесени на апельсине.

Материал: три дольки апельсина, перчатки, три тарелки.

Описание опыта:

• Первую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили в темное, теплое место;

• Вторую дольку мы намочили, положили в целлофановый пакет и поставили на светлое, теплое место;

• Третью дольку положили без влаги в теплое, светлое место.

Описание опыта через 1 день

• в первой тарелке на дольке апельсина появился серо-белый пушистый налёт;

• во второй тарелке на дольке апельсина появился белый пушистый налёт;

• в третьей тарелке на дольке апельсина ничего не появилось, кожица апельсина стала подсыхать.

Описание опыта через 2 дня

• в первой тарелке на дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, стал больше «пушок» и появились чёрные пятна;

• во второй тарелке на дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, появился «пушок»;

• в третьей тарелке на дольке ничего не появилось, кожица апельсина высохла.

Описание опыта через 3 дня

• в первой тарелке на дольке апельсина «пушок» стал тёмно-серым и увеличилось количество чёрных пятен;

• во второй тарелке на дольке апельсина увеличилась площадь серо-белого налёта, увеличился «пушок» и появились чёрные пятна;

• в третьей тарелке долька апельсина высохла.

На основе поставленного опыта № 2 можно сделать следующий вывод: плесень появилась на хлебе довольно быстро там, где присутствовали влага, темнота и тепло; гораздо позже появилась плесень там, где присутствовали: влага, свет и тепло; а там, где нет влаги и присутствует вентиляция, плесень не появилась. Следовательно, первое важное условие для развития плесени – влажность; второе условия для развития плесени – температура, третье условие для развития плесени – циркуляция воздуха.

Первый день

Второй день

Третий день

Заключение

Таким образом, плесень бывает разная. Есть плесень вредная. Она может разрушить даже бетон, кирпич и штукатурку . Она летает в воздухе и портит продукты питания. Причём плесень, которая появляется на еде без нашего участия, не содержит пенициллина и не имеет никаких полезных свойств . Употребление подплесневевших продуктов чревато отравлением. Плесень может вызывать повышенную утомляемость, головные боли, дерматологические и лёгочные заболевания. Так же часто плесень является аллергеном, что надо помнить аллергикам даже при употреблении «хорошей» плесени. А ещё помните, что плесень не любит сухость и чистоту.

Существование «хорошей» (или полезной) плесени тоже всем известно. Серая гниль, портящая российскую клубнику, во Франции используется для приготовления вин и называется «благородной плесенью». С помощью голубой плесени делают мраморные или голубые сыры – рокфор, стилтон, горгонзола. А белая плесень придаёт специфический вкус и аромат сырам камамбер и бри.

Плесневые грибы появились на земле гораздо раньше человека, эволюционируют вместе с нами, принимают активное участие в нашей жизни. Они могут быть нам и другом, и врагом. Плесень используют в пищевых и фармацевтических производствах. Плесень, являясь «природным санитаром», перерабатывает мёртвый субстрат. Её негативное воздействие проявляется в пагубном влиянии на здоровье человека и в разрушении материалов. Плесень нужна и важна, но только в том случае, когда она находится в природе или контролируется человеком. Плесень в доме, на работе и других помещениях, появляющаяся своевольно, должна быть уничтожена.

Плесень используют в производстве такого лекарства, как пиницилин, что играет большую роль в медицине.

Плесень не только приносит вред человеку, а так же является помощником человечества.

Список литературы.

1.Детская энциклопедия «Микромир» М: РОСМЭН, 2016г.

2. Иллюстрированная семейная энциклопедия, изд. АСТ. Астрель. Москва, 2006 г., стр. 957;

3. Что? Зачем? Почему? Большая книга вопросов и ответов, изд. ЭКСМО, Москва,

4.

5.

Приложение

Что такое плесень?

Плесень – это микроскопический гриб, который образует налёт, вызывая порчу продуктов. Её относят к классу грибов, которых насчитывается свыше 100 000 видов. Размножается плесень с помощью спор, которые прорастают очень быстро и образуют подобные нитям клетки, называемые гифами. Гифы, переплетаясь между собой, образуют пушистый клубок нитей – мицелий. Это и есть то, что мы называем плесенью.

Плесневые грибки распространены практически всюду. Они обнаруживаются, как в жилище человека, так и во внешней среде.

Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира, до конца не изучена и появляется каждый раз в новом качестве.

Когда плесень становится врагом?

Об опасных свойствах некоторых видов плесени известно уже давно. В VI веке до н. э. ассирийцы использовали древний вид биологического оружия - спорынью, с помощью которой они отравляли воду в колодцах своих врагов.

В средние века отравление той же самой плесенью, которая иногда появляется на колосьях ржи, вызывало у многих людей зуд, судороги, галлюцинации и гангрену. Эта болезнь, известная как эрготизм, называлась тогда «огонь святого Антония», так как многие, кто от нее страдал, совершали паломничество к гробнице святого Антония во Франции, надеясь на чудесное исцеление. Самое сильное канцерогенное (вызывающее рак) вещество, которое выделяет плесень,— афлатоксин. В одной азиатской стране каждый год от действия этого канцерогена погибает 20 000 человек. Это опасное для жизни вещество использовалось в производстве современного биологического оружия.

Но опасна не сама плесень, а миллионы спор, выделяемых ею в окружающее пространство и вдыхаемых нами вместе с воздухом. Попадая в дыхательную и кровеносную систему, споры могут спровоцировать ряд заболеваний. Кроме того, при размножении плесень выделяет летучие органические соединения, ответственные за специфический запах и чрезвычайно вредные для здоровья.

Вот краткий перечень заболеваний, связанных с плесенью: мигрень, насморк, отит, бронхит, ринит, бронхиальная астма, сердечно-сосудистые нарушения, микотоксикоз. Иногда у людей со сниженным иммунитетом возможны плесневые поражения внутренних органов. Все перечисленные заболевания носят хронический характер течения и вызывают трудности при лечении.

Аллергическим ринитом, также известным как сенная лихорадка, страдает свыше 36 миллионов людей. В большинстве случаев первопричиной этого заболевания является аллергенная плесень.

По мнению специалистов, самое важное в борьбе с плесенью — это следить за уровнем влажности. Эти простые меры помогут вам защитить себя и свою семью от неприятной встречи с плесенью.

Полезные свойства плесени.

Вспомните такое открытие, как пенициллин! В 1928 году английский микробиолог Александер Флеминг случайно обнаружил антибактериальное свойство зеленой плесени. Эта плесень, названная Penicillium notatum, способна убивать бактерии, но безвредна для человека и животных. Это открытие положило начало производству пенициллина, который считается «самым действенным средством в современной медицине». В 1945 году Флеминг и его коллеги Хоуард Флори и Эрнст Чейн удостоились за свой труд Нобелевской премии в области медицины.

Плесень также открыла двери в восхитительный мир вкуса. Взять, к примеру, сыр. Знаете ли вы, что такие сорта сыра, как бри, камамбер, голубой датский сыр, горгонцола, рокфор и стилтон обязаны своим особенным вкусом некоторым видам плесени рода пенициллиум? То же самое можно сказать и о соевом соусе и пиве. Кроме того, плесень применяется в виноделии. Ягоды винограда, на которых образовалось нужное количество плесени, собирают в определенное время и используют в производстве элитных десертных вин.

Интересные факты о плесени

Самый страшный враг дерева – белый домовой гриб. В старину избу, заражённую таким видом плесени, немедленно сжигали, чтобы не заражать соседние строения.

При постройке ковчега Ной просмолил его снаружи и внутри во избежание появления плесени.

В Индии для развития плесени идеальные условия. Здесь обычны цирроз печени у детей, которых кормят жёлтым рисом. Он весь заражён афлатоксином.

В начале 20-х годов прошлого века в египетской Долине царей археолог Картер обнаружил гробницу. Все участники вскрытия гробницы вскоре умерли от загадочной болезни. Позже выяснилось: в тканях мумии жил древний плесневый грибок, его смертоносное воздействие стало символом «проклятия Тутанхамона».

После взрыва Чернобыльской атомной станции через несколько лет было обнаружено огромное количество плесени. Она росла и густела в местах наибольшей радиации.

Споры плесневых грибов прикрепили к обшивке космического корабля, летавшего в космосе. Через полтора года выяснилось: в условиях безвоздушного пространства «испытуемые» выжили, стали еще агрессивнее и устойчивее.

Африканская народность банту умышленно хранит продукты таким образом, чтобы они ради вкуса покрывались плесенью. Эта народность более всех в мире страдает раком печени, они умирают, не дожив и до 40 лет.

Помимо опасной и агрессивной плесени существует и та, которую употребляют в пищу. Особенно дорогой является колбаска покрытая плесенью. Её выдерживают три месяца в подвале, после чего отправляют на обработку!

Условия появления плесени.

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. Лучшими условиями для плесени являются влага и тепло (температура плюс 20 – 30 градусов). Она не любит чистоту и сухой воздух!

Плесень распространяется по воздуху в виде микроскопических спор. При попадании на сырую поверхность она прорастает тончайшими нитями (мицелий).

Считается, что идеальные условия для появления и распространения плесени – температура плюс 20 0С и относительная влажность воздуха выше 95%. Плохой воздухообмен поддерживает рост грибков. Плесень активно размножается на многих материалах и покрытиях, используемых внутри помещений, включая бетон, штукатурку, дерево, пластики, резину, тканевую основу линолеума, окрашенные поверхности, ковровые покрытия, книги и т.д.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области