«Театральная деятельность как условие развития музыкально – художественных способностей старших дошкольников»
Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГТ: цель - это формирование общей культуры детей. Что касается образовательной области "Музыка", то ее содержание направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач:
Развитие музыкально-художественных способностей;
Приобщение к музыкальному искусству.
Идея поиска оптимальных форм, для реализации данной цели и задач, привлекает внимание многих педагогов и находит все больше сторонников среди работников дошкольного образования. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.
Этот взгляд на воспитание ребенка сделал актуальной проблему образования и воспитания дошкольников средствами театрального искусства и позволил обратиться к театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении не только как к самостоятельному разделу художественного воспитания детей, но и как к мощному синтетическому средству развития их творческих способностей. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности отдельных искусств и создает условия для воспитания целостной творческой личности. Кроме того, как было показано выше, музыкально-художественная деятельность помогает решить многие актуальные проблемы воспитания, в частности, развить коммуникативные качества личности, память, воображение, фантазию, инициативность детей.
Кроме того, дошкольный возраст характеризуется развитием потребности у ребенка в значимой и оцениваемой деятельности, что положительно сказывается на его стремлении к игровым и обучающим видам деятельности. Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в основе театра лежит игра, поэтому театр обладает огромной мощью воздействия на эмоциональный мир ребенка.
Тема занятий | Цель | Месяц |
1. Этюды на выразительность движений, на выражение эмоций: «Невоспитанный мышонок», «Мышонок хочет играть с друзьями», «Мышонок мирится с друзьями». 2.Расскажи стихи руками «Игра на инструментах», «Сенокос», «Сороконожка». | 1.Учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях; 2.Учить детей своевременно включаться в коллективную драматизацию произведения; выражать состояние персонажа с помощью мимики, голоса, интонации. | Сентябрь |
1. Пантомимические задания. 2. Вспомнить сказку «Кот в сапогах». 3. Настольный театр «Кот в сапогах». 4.Представьте себе. Игры с заданиями. | 1.Продолжать развивать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности; 2.Учить владеть куклой, согласовывать слова с вождением куклы; 3.Учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение. | Октябрь |
1.Инсценировки-импровизации. 2.Беседа о театре. Дидактические игры «Встречи героев», «Звукорежиссёры». 3.Чтение сказки «Мешок яблок» 4.Драматизация сказки «Мешок яблок» | 1.Развивать творчество; 2.Расширять словарь театральных терминов; 3.Познакомить детей со сказкой «Мешок яблок». Развивать воображение, мимику, жесты, пластику; 4.Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей. | Ноябрь |
1.Театральная игротека «Весёлые стихи». 2.Викторина по русским народным сказкам 3.Чтение русской народной сказки «Волк и лиса». 4.Кукольный театр «Волк и лиса». | 1.Закрепить умение владеть театральными куклами. Развивать чёткую, выразительную речь; 2.Вспомнить русские народные сказки; 3.Продолжать развивать инициативность и эмоциональность, при смене различных образов; | Декабрь |
1.Этюд «Котята», «Солнышко». 2.«Весёлые сочинялки» 3.Сказка «Волк и семеро козлят» (настольный театр). 4.Ритмопластика | 1.Развитие воображения, пластики, мимики; 2. Развитие речи; 3.Развивать гибкость, подвижность кистей, пальцев и рук. | Январь |
1.Кукольный театр «Волк и семеро козлят». 2. Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Дюймовочка» 3.Инсценировка «Кто в лесу красивей всех | 1. Учить владеть куклой, координировать речь с вождением куклы; 2.Познакомить детей со сказкой. Учить с помощью мимики, интонации передавать характер персонажей, их отношение к людям; 3.Развивать творчество. | Февраль |
1.Сюжетно-ролевая игра «Театр» 2. Чтение сказки «Лиса и Журавль» 3. Кукольный театр «Лиса и Журавль» | 1.Учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; 2.Воспитывать коммуникативные навыки общения; 3.Развивать творчество, воображение и фантазию. | Март |
1.Сказка «Кот, петух и лиса» 2.Ритмопластика. 3.Подготовка к спектаклю «Кот, петух и лиса». 4.Показ спектакля «Кот, петух и лиса». | 1.Вспомнить содержание сказки; 2.Работа над дикцией и выразительностью; 3.Развивать умение передавать в свободных импровизациях характер и настроение музыки, свободно владеть жестами и мимикой своего персонажа; 4.Подготовка костюмов и атрибутов к спектаклю. | Апрель |
1.Чтение любимых сказок. 2.Игры-импровизации. 3.Игры на ритмопластику. | 1.Закрепление полученных знаний о театре и о связанных с ним понятиях; 2. Продолжить развитие эмоциональности, гибкости и выразительности. | Май |
.