Технологическая карта урока открытия новых знаний
Дата урока: 12.10.2018
ФИО учителя: Федорищева Елена. Петровна., класс 3 УМК "Школа России"
Цель урока: Познакомить с задачами на увеличение числа в несколько раз; закреплять знания таблицы умножения и деления с числами 2,3,4; развивать умение работать самостоятельно
Планируемые результаты:
Предметные: научатся решать задачи на увеличение числа в несколько раз; пользоваться таблицей умножения и деления.
Метапредметные: находить информацию, заданную в тексте; устанавливать аналогии; расширять представления о задачах; работать с информацией, представленной в форме рисунка, текста.
Личностные: заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; рефлексивная самооценка.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивационный 1.1. Создание мотивационной основы учебной деятельности (актуализация знаний, постановка проблемного вопроса, создание ситуации затруднения, постановка учебной задачи, решение ситуативной задачи, выявление индивидуальных затруднений, выявление отсутствующих знаний и др.) | -Давайте улыбнёмся друг другу, пусть улыбки и хорошее настроение будут верными спутниками на сегодняшнем уроке. А наша общая работа поможет разобраться во всём и справиться с любой задачей. Организует работу по актуализации опорных знаний. -Откройте тетради. Пропустите 4 клеточки. Запишите сегодняшнее число: 5 октября. На следующей строчке: Классная работа. -Сейчас я буду читать вам задачи, а вы будете записывать действие, которым решается задача и ее ответ. 1 задача - а кто знает, что такое сыроежки и лисички? Коля нашёл 20 сыроежек и 4 лисички. На сколько больше он нашёл сыроежек? 2 задача Римма нарисовала 9 белок, а ежей на 3 больше. Сколько ежей она нарисовала? 3 задача Толя купил 6 конфет, а Федя в 3 раза больше. Сколько конфет купил Федя? | Настраиваются на работу. - приветствуют учителя - открывают тетради и записывают сегодняшнее число и классная работа Задача выполняется вычитанием. Ответ: на 16 сыроежек больше 20 - 4 = 16 Задача выполняется сложением. Ответ: на 12 ежей больше 9 + 3= 12 Варианты ответов: Задача выполняется сложением. Ответ: 9 конфет. 6+3=9 (ошибочно) Задача выполнятся умножением Ответ: 18 конфет 6*3=18 |
1.2. Целевая основа учебной деятельности (формулирование цели учебной деятельности, выдвижение гипотез, предположений) | -Проверим. Какой ответ в первой задаче получился? -Каким правилом пользуемся при решении задачи? -Какой ответ получился во второй задаче? -Каким правилом пользуемся при решении задачи?- у кого какой ответ получился в третьей задаче? | В первой задаче ответ получился: на 16 сыроежек больше -В задаче стоит вопрос, насколько больше, значит, решаем вычитанием Во второй задаче ответ получился: на 12 ежей больше. -В задаче, есть условие, на 3 больше, значит, задачу решаем сложением. 6+3=9 (ошибочная гипотеза) 6 ∙ 3=18 |
2. Поисковый Планирование предстоящей учебной деятельности (поиск способа выхода из затруднения, коллективное составление плана решения учебной задачи, совместное планирование деятельности в группах и др., фиксация плана в устной или письменной форме) | -Ребята, задача одна, а ответы разные. Может быть такое? -Почему мы затрудняемся решить такую задачу? -Чем она отличается от первых двух задач? -Значит, что мы должны узнать на уроке? - прочитайте задачу - кто решил задачу сложением? - объясните - а кто решил задачу умножением? - объясните -Давайте тогда разбираться вместе. | -Нет -Не знаем правила решения таких задач -Условием, в третьей задаче звучит в несколько раз больше, а в предыдущих на сколько больше. -Как называются задачи, в которых нужно найти число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше, каким действием решаются такие задачи. Толя купил 6 конфет, а Федя в 3 раза больше. Сколько конфет купил Федя? 6+3=9, потому, что у Феди больше. 6∙3=18, я не могу объяснить. |
3. Практический Реализация намеченного плана: -открытие нового знания, освоение учащимися новой информации, конструирование нового способа действия, решение практической задачи, самостоятельная работа с самопроверкой и/или взаимопроверкой по эталону; - включение нового способа действий в систему сложившихся знаний умений, применение знаний, умений для решения учебно-практических, учебно-познавательных задач, выполнение творческих заданий; - внесение необходимых корректив, создание алгоритма действий, проверка возможности его использования. | Работаем в тетрадях. Задание 1. - Нарисуйте 2 квадрата. Под ними, кружков на 4 больше. - Что значит на 4 больше? -Каким действием найдём количество кружков? - прочитайте, что у вас получилось. - Запишите решение в тетрадь. Задание 2. Изобразите в тетради 3 круга, под ними квадраты: 5 раз по 3. -сколько кругов? -а квадратов? -каких фигур больше? - 3 круга, а квадратов 5 раз по 3. В таких случаях говорят, что квадратов в 5 раз больше, чем кругов. -Как узнать, сколько квадратов? -Каким действием можно заменить сложение одинаковых слагаемых? -Как записать это умножением? Работа по учебнику -Откройте учебник на стр. 36. -Сколько красных кружков? -Сколько синих кружков? -Какого цвета кружков больше? -С помощью какого действия, мы посчитаем кол-во синих кружков? -Посчитайте. -Значит, сколько синих кружков? -Сделаем вывод, каким действием надо найти число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше? Физминутка -Ребята, давайте вернемся к задаче, в решении которой мы затруднялись в начале урока. -Ребята, задачи в которых надо найти число, о котором сказано, что оно в несколько раз больше, называют, задачами на увеличение числа в несколько раз. -С помощью какого действия будем решать эту задачу? -Сделайте рисунок к этой задаче. Изобразим количество конфет с помощью кругов. - Продиктуйте решение задачи и ответ. -Кто в начале урока, сразу предположил, что задача решается с помощью умножения, те молодцы. - Прочитайте задачу на стр.36 №1. - Купили 5 зелёных мячей, а красных в 3 раза больше. Сколько красных мячей купили? - Какими фигурами изобразим мячи? -Сколько зеленых мячей? -Изобразим это. - Что сказано в задаче про красные мячи? - Что значит в 3 раза больше? -Как изобразим кол-во красных мячей? -С помощью какого действия решается задача? - Продиктуйте решение задачи. -Запишите решение задачи в тетрадь. Самостоятельная работа. - Каждому из вас я раздам карточки с заданиями.(Приложение 1). Вы должны выполнить задания, записав их в тетрадях. -Посмотрите на задания. Что надо сделать? - Какое уравнение вы сможете решить? - Найдите уравнения которые вы пока не можете решить. - Давайте исправим ошибки. - Решите уравнения самостоятельно. - Проверьте правильность решения. | - выполняют задания в тетрадях - рисуют 2 квадрата, а под ними 6 кружков - это значит, что рисуют столько же и еще 4 - сложением - у нас получилось 2 квадрата и 8 кружков Слушают и готовятся выполнять второе задание - рисуют 3 круга, под ними квадраты 5 раз по 3 - 3 круга - 15 квадратов - квадратов - нужно их посчитать - умножением 3*5=15 По 3 взять 5 раз - открывают учебники, на странице 36 -3 красных кружка -4 раза по 3. -Синих в 4 раза больше, чем красных - С помощью умножения 3*4=12 12 Действием умножения - Толя купил 6 конфет, а Федя в 3 раза больше. Сколько конфет купил Федя? - с помощью умножения. - рисуют круги в тетрадях 3∙ 6=18(к.). Ответ: 18 конфет купил Федя. - один из учеников читает задачу - кружками - 5 зеленых мячей - рисуют - что красных в 3 раза больше Это значит, что по 5 мы взяли 3 раза - с помощью умножения потому, что сказано, что в 3 раза больше. - 5 ∙ 3=15(м.) - записывают решение задачи в тетради. -Каждый получает карточки с заданиями. - решить уравнения. -Х-23=60 -78+Х=40 50-Х=64 -Исправляют ошибки в карточке -Решают уравнения. - Проверяют, сверяют с надписями на доске. |
4. Рефлексивный Осознание учащимися результатов своей учебной деятельности, способов достижения результатов, оценка результатов с точки зрения достижения цели, осознание необходимости коррекции своей деятельности и перспектив дальнейшего обучения, эмоциональная рефлексия. | - С каким новым видом задач познакомились на уроке? -Каким действием решают такие задачи? Оценка результатов. -Поднимите зелёный кружок, кто на уроке понял, с помощью какого действия решаются задачи на увеличение числа в несколько раз. -Поднимите жёлтый кружок, кто испытывает трудности при решении новых задач. -Поднимите красный кружок, у кого совсем ничего не получилось. Домашнее задание. -Давайте запишем домашнее задание. Стр. 36 №2,№5 | -задачи на увеличение числа в несколько раз. -мы узнали, что такие задачи решаются умножением -Поднимают кружки, соответствующего цвета. -Записывают домашнее задание. |
Приложение №1 (к уроку).
Найди уравнения, которые ты пока не можешь решить. Исправь их и реши, записывая в тетрадь.
78+Х=40 Х-23=60 50-х=64