Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методика развития компетенций. От практики к теории

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ ПО РАЗВИТИЮ КОМПЕТЕНЦИЙ. ОТ ПРАКТИКИ К ТЕОРИИ.

Аннотация: В статье раскрыта методика по развитию компетенций. Даны определения и основные понятия в направлении развития компетенций. Наглядно представлены методы повышения мотивации студентов. Приводятся оценка уровня компетенций. Подробно описывается суть метода «От практики к теории»

Введение.

Для нас, как для педагогов, одной из важных задач является помочь своим студентам стать более результативными чем мы сами. Для этого, нам потребуется применить новые методы.

Составные части этой методики представлены ниже:

Общение со студентом и выявление уровня развития его компетенций, знаний, навыков и мотивационных установок.

Составление индивидуального образовательного маршрута для каждого студента.

Развитие необходимых компетенций студентов посредствам практических заданий, подкрепленных последующей теоретической подготовкой.

Затем, уже самостоятельно, либо с помощью преподавателя, на основе развитых компетенций любой студент сможет получить новые знания и освоить необходимые навыки.

Основные понятия и определения.

Но для начала давайте разберемся с понятиями, используемыми в рамках данной работы и введем их определения.

Компетенции – это качества, задатки студентов, на основе которых формируются навыки и знания. Низкий уровень развития компетенций или их отсутствие значительно уменьшает возможность развития навыков и получения необходимых знаний.

Знания – совокупный объём информации студента.

Навыки – демонстрируемая модель поведения, точно ожидаемая от студента.

Мотивационные установки – это личностные качества студента, которые определяю его отношение к учебе или работе.

Далее будет приведен список компетенций с определениями. Их всего двенадцать.

Коммуникативность – способность ясно передавать, принимать и усваивать информацию. Способность убеждать других, отстаивать свою точку зрения.

Управление ресурсами – способность эффективно организовывать и использовать все ресурсы для достижения поставленных целей, способность приоретизировать.

Стратегическое мышление – способность видеть ситуацию целиком, прогнозировать долгосрочные последствия.

Аналитическое мышление – способность анализировать информацию и генерировать взвешенные и обоснованные решения.

Принятие ответственности – готовность взять на себя ответственность за принятое решения и его последствия.

Достижение результата – настойчивость в достижении целей, умение не останавливаться, сталкиваясь с трудностями, стремление сделать больше. Стремление к высокому качеству работы.

Стремление к развитию – стремление к постоянному обучению и развитию.

Лидерство – способность сплачивать людей вокруг себя, мотивировать их и вести к достижению результата.

Работа в команде – стремление принимать участие в работе команды, принимая командные цели и видя вою роль в их достижении.

Управление изменениями – принятие изменений и эффективное управление ими.

Исполнительность – способность точно выполнять поставленные задачи.

Креативность – способность творить, генерировать новое.

Рисунок 1. Формула результативности.

Как мы видим на рисунке 1, Компетенции являются базой, на которой могут прирастать знания и навыки студентов. К сожалению, компетенции, лишь частично подвергаются корректировке. Оттого наша задача по развитию компетенций становиться еще сложнее и интереснее. Но для получения результата также важна и мотивация.

Мотивационных установок всего четыре. Тут мы подробно не будем останавливаться на их рассмотрении, лишь приведем общие определения.

Лояльность – способность стойко переносить трудности, не бежать от проблем.

Этичность – отсутствие потребительского отношения к социуму.

Следует участь что первые две личные установки почти не корректируются.

Уверенность в своих силах. Эта уверенность появляется у студента, когда выполняемые задания начитают получатся.

Тут уместно будет привести пример с начинающим боксёром. Если начинающего боксёра регулярно ставить на поединки с профессиональными противниками, которые будут его побеждать, то у боксёра пропадёт мотивация, потому что он будет думать, что у него не получается. Если же начинающего боксёра ставить на поединки с теми, кто вообще не умеет боксировать, в таком случае у этого человека будет большая уверенность в себе, но его реальный уровень спортивной подготовки будет низок и в поединке с профессионалом он проиграет.

Как и в примере с боксёром, со студентом необходимо проводить схожую работу. А именно ставить ему лёгкие задания, чтобы повысить уверенность в своих силах, но также надо ставить и сложные задания, чтобы повысить его профессиональный уровень и показать ему его реальный уровень.

Соответствие «Я делаю – я получаю» - удовлетворенность студента результатами, которые он получает от вложенного им труда.

Для определения компетенций и мотивационных установок студента в ходе беседы необходимо видеть положительны и отрицательные поведенческие индикаторы каждой установки и компетенции. В любом случае нам потребуется изучить совокупность факторов.

Поведенческие индикаторы - это конкретные, наблюдаемые проявления стандартов поведения, относящиеся к какой-либо компетенции или мотивационной установке. Эти проявления могут свидетельствовать о хорошем или недостаточном развитии, либо об отсутствии определенной компетенции или мотивационной установки.

Оценка уровня компетенций

Как оценивать уровень компетенции? Предлагаю по пятибалльной шкале:

Таблица 1. Критерии оценки уровня развития компетенций.

Оценка

Положительные индикаторы

Отрицательные индикаторы

Комментарии

1 – Отсутствие компетенции

Положительные индикаторы отсутствуют

Присутствуют только отрицательные индикаторы

Компетенция не развита. Студент никак не реализует данную компетенцию.

2 – Низкий уровень развития компетенции

Небольшое количество положительных индикаторов

Большое количество отрицательных индикаторов

Демонстрация некоторого развития компетенции, но есть свидетельства большого количества недостатков. Студент реализует данную компетенцию на крайне низком уровне.

3 – Средний уровень развития компетенции

Достаточное количество положительных индикаторов

Среднее количество отрицательных индикаторов

Компетенция у студента развита в достаточной степени.

4 – Высокий уровень развития компетенции

Большое количество положительных индикаторов

Мало негативных индикаторов

Компетенция развита хорошо. Студент эффективно реализует данную компетенцию.

5 – Очень высокий уровень развития компетенции

Большое количество положительных индикаторов

Отрицательные индикаторы отсутствуют

Компетенция развита на очень высоком уровне. Студент безукоризненно реализует данную компетенцию.

Н.И. (0) – Недостаточно информации

Оценка основана на меньшем количестве информации чем было нужно. Необходимо больше данных.

Затем, когда мы поняли на каком уровне развития находятся компетенции нашего студента, мы можем определить какие компетенции нуждаются в улучшении и составить индивидуальный образовательный маршрут по корректировке означенных компетенций. Составление этого маршрута будет рассмотрено в отдельной работе.

Матрица компетенций

В этой работе нам поможет Матрица компетенций, которая заполняется на каждого студента индивидуально. Для составления такой матрицы нам нужно понимание того, какими компетенциями и на каком уровне развития должен обладать студент по окончании курса обучения, какие компетенции являются ключевыми, а какие – не целевыми для данной специальности. Пример матрицы приведен ниже:

Таблица 2. Пример матрицы компетенций для выпускника специальности Дизайн, Иванова.

Наименование Компетенции

Текущий уровень развития компетенции

Целевой уровень развития компетенции

Комментарии

Коммуникативность

3

4

Требуется улучшение

Управление ресурсами

2

3

Требуется улучшение

Стратегическое мышление

2

3

Аналитическое мышление

3

3

Принятие ответственности

3

НЕ ЦЕЛЕВАЯ

Достижение результата

3

4

Ключевая. Требуется улучшение

Стремление к развитию

3

3

Лидерство

3

3

Работа в команде

3

4

Требуется улучшение

Управление изменениями

3

3

Исполнительность

3

3

Креативность

4

5

Ключевая. Требуется улучшение

Лояльность

+

+

Этичность

+

+

Уверенность

+

+

Удовлетворенность

+

+

Далее нам следует в соответствии с маршрутом развития компетенций проводить последовательную работу по развитию и корректировке компетенций. Каждая компетенция может быть улучшена индивидуально. На конкретных примерах мы разберем как можно развить каждую из двенадцати компетенций.

Главное здесь понять общий принцип развития компетенций, который гласит «Сначала практика – затем теория».

От практики к теории

После построения матрицы компетенций мы поняли, какие компетенции надо развивать нашему студенту. Далее я приведу методы по улучшению каждой компетенции из списка, и вы сможете выбрать сами методы по развитию необходимых компетенций своих студентов.

Для развития коммуникативности нам потребуется либо отравить нашего студента на курсы ораторского искусства, либо, если такой возможности нет, регулярно давать ему задания выступать перед своими одногруппниками, либо на семинарах и конференциях. Таким образом, через практику мы сможем развить данную компетенцию.

Для развития компетенции по Управлению ресурсами мы должны понять о каких именно ресурсах идёт речь. Управление какими ресурсами мы будем развивать. Вот список этих ресурсов:

Время – обучение по эффективному управлению временем (тайм-менеджмент)

Финансы - обучение по эффективному управлению финансами

Человеческие ресурсы - обучение по эффективному управлению людьми

Расставление приоритетов – практические занятия по расстановке приоритетов.

Инструменты - обучение по эффективной работе с инструментами.

Для студента наиболее актуально управление временем, инструментами и расстановкой приоритетов. Все перечисленные обучения обязательно проводить через призму практики или с элементами практических занятий.

Для развития стратегического мышления желательно пройти специализированные курсы, освоить методы долгосрочного планирования, постараться увидеть далеко идущие последствия своих сегодняшних решений.

Стратегическое мышление в свою очередь невозможно без аналитического мышления. Данная компетенция является базовой практически для всех студентов. Без развития аналитического мышления невозможно понять текущую ситуацию и невозможно научиться ничему новому.

Принятие ответственности скорректировать весьма сложно. Оно либо есть, либо его нет. К счастью для студентов данная компетенция не является ключевой. Достижение результата также развить весьма сложно. Можно попробовать действовать как было описано ранее в примере с боксёром.

Стремление к развитию должно быть заложено в человеке. Данная компетенция практически не корректируется.Лидерство можно развить чтением соответствующей литературы, прохождением тренингов, а также можно поручить таким студентам ведущие роли в команде, чтобы на практике развивать лидерские качества.

Компетенция «работа в команде» также как и лидерство развивается участием в командных проектах, но уже не на ведущих позициях, а на второстепенных. Советую поручать своим студентам больше заданий для командной работы.

Управление изменениями можно улучшить, погружая студентов в постоянно меняющуюся среду и объяснением неизбежности этих изменений.

Исполнительность скорректировать крайне сложно. Эффективно исполнительность улучшают в спорте, в вооруженных силах или силовых структурах командными методами.

Креативность можно развить, давая студентам практические задания, требующие творческого подхода. Необходимо давать студентам свободу творчества и поощрять нестандартный подход к заданиям.

Заключение

В заключении хотелось бы обратиться к своим коллегам – преподавателям. Призываю вас вспомнить себя и то время, когда вы сами были студентами. Некоторые темы, да и целые предметы многие студенты не могут хорошо усвоить, потому что не понимают их практической значимости.

Считаю, что в первую очередь надо нагружать студентов практическими работами и заданиями, нерешенными доселе научными и производственными проблемами, чтобы у студентов «включился мозг» и зажегся интерес. И уже только после этого можно давать им теорию или решение этих вопросов. Тогда их разум начнет жадно впитывать новые знания.

Необходимо «бросить вызов» своим студентам. Только так мы сможем повысить заинтересованность наших студентов в обучении. Ведь нет ничего интереснее нерешенной задачи и неразгаданной загадки.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области