Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа дополнительного образования "Моя малая родина"

Цели и задачи программы. Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе приобщения к традициям, истории малой родины. Задачи: Образовательные: -продолжать знакомить с достопримечательностями родного края, с культурой и традициями; -продолжать знакомить с символикой родного края, города. Воспитывающие: -воспитывать чувство любви и гордости к своему краю; -воспитывать уважительное отношение к местным культурным ценностям; -воспитывать бережное отношение к природе. « Развивающие: -развивать познавательные способности; -развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми; -развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Содержание.

Мониторинг системы планируемых результатов20

.

Приложения

1. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о культурно - исторических, национальных и природных особенностях родного края.

Актуальность.

Важной теоретико-методологической позицией современной педагогики является то, что становление и образование человека не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Поэтому для успешного становления человека, его значимости необходимы глубокая взаимосвязь и взаимозависимость с малой родиной, на которой он живёт. Малая родина - это, прежде всего, люди, которые окружают ребёнка (семья, детский коллектив, педагоги, друзья, соседи) и их отношения; природное, историческое и культурное своеобразие региона, социальные отношения, культурно и экономически обусловленные способы жизни людей на данной территории. Героические события общественной истории ещё сохранили качества нравственных идеалов, что создаёт реальные предпосылки для комплекса мероприятий с учётом региональных особенностей, традиций. Накапливая систему норм и ценностей прошлого, не им созданного, ребёнок должен воспринимать их и как ценности, и как средство для создания новых, своих собственных ценностей.

Для образования и социализации старших дошкольников краеведческая деятельность имеет огромное значение. Само название «краеведение» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др. Изучение природы своего края переплетается со знакомством с произведениями местных авторов, фольклорными произведениями и традициями коренного населения. Привлечение литературы, этнографии способствуют формированию нравственного сознания и поведения старших дошкольников, дают возможность обогатить новое поколение непреходящими ценностями: почтительное отношение к взрослым, забота о младших, доброта, гостеприимство, порядочность, духовное единство с природой.

Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение природы своего края способствует эстетическому воспитанию, оно учит находить в окружающем мире красоту природы.

Изучение своего края исключительно, как и в воспитательном, так и в познавательном отношении. Краеведение есть важнейший фактор нравственного, интеллектуального, эстетического, личностного развития дошкольника. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у старших дошкольников гражданского мировоззрения.

Воспитание патриотизма через краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, повышает нравственность. По утверждению В.В. Сухомлинского, детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Дополнительная образовательная программа «Моя малая родина» составлена в соответствии с требованиями следующих нормативных документов:

«Закон об образовании РФ» (принят 10 июля 1992 года №3266 - 1 в ред. от 27.12.2009 №374-ФЗ);

«Сакитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПин 2.4.1.(зарегистрировано в МинЮсте России 27.08.2010);

Конвенция о правах ребенка (принята в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН);

- «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (Приказ Минобр. науки России от 27.10.2011 №2562);

«Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утв. Приказом Минобр. науки России от 23.11.2009 №655);

Дополнительная образовательная программа разработана на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.

Новизна.

Программа «Моя малая родина» предназначена для расширения знаний детей о родном крае. Реализация данной программы помогает так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, глубже поняли особенности природы, способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств. Новизна программы заключается в создании системы непосредственно - образовательной деятельности по изучению историко-культурных ценностей родного города, области.

Педагогическая целесообразность.

Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что проблема патриотического и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. Любому обществу нужны люди воспитанные, с активной жизненной позицией, трудолюбивые и высоконравственные патриоты своей Родины, уважающие права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющие национальную и религиозную терпимость.

Цели и задачи программы.

Развитие интегративных качеств личности ребенка в процессе приобщения к традициям, истории малой родины.

Задачи:

Образовательные:

-продолжать знакомить с достопримечательностями родного края, с культурой и традициями;

-продолжать знакомить с символикой родного края, города.

Воспитывающие:

-воспитывать чувство любви и гордости к своему краю;

-воспитывать уважительное отношение к местным культурным ценностям;

-воспитывать бережное отношение к природе.

«

Развивающие:

-развивать познавательные способности;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми;

-развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

Возраст детей.

Программа рассчитана на детей возраста 5-6 лет

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий.

Программа рассчитана на 13 часов 45 минут.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

Занятия носят коллективный, подгрупповой и индивидуальный характер. Ожидаемые результаты.

любознательный, активный, овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, овладевший необходимыми навыками и умениями;

осознание значимости родного края;

обладающий бережливым отношением к природе родного края.

Способы проверки ожидаемых результатов:

-беседа;

наблюдение;

мониторинг интегративных качеств.

Формы подведения итогов

экскурсии;

организация выставок детских рисунков и организации детских мини- музеев; проведение праздника «Оренбург- мой край родной»

2. Тематический план дополнительной образовательной программы.

занятия

Модуль (тема).

Объем

времени.

Интегративные качества.

1. Модуль «Я и мой край».

и.

1 «

Символика

Оренбургской области.

25 мин.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; имеет представление о символах своего края; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

1.2.

История создания города Оренбурга.

25 мин.

Интересуется новым в окружающем мире; имеет представление о «малой» Родине; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

1.3.

Символика города Оренбурга.

25 мин.

Интересуется новым неизвестным в окружающем мире; имеет представление о символах своего города.

1.4.

Урал - батюшка.

25 мин.

Интересуется новым неизвестным в окружающем мире; эмоционально реагирует на мир природы.

1.5.

Памятники - украшение Оренбурга.

25 мин.

Интересуется новым неизвестным в окружающем мире; эмоционально реагирует на произведения искусства; имеет представление о культурных ценностях.

1.6.

Храмы нашего города.

25 мин.

Интересуется новым неизвестным в окружающем мире; задает вопросы взрослому; эмоционально реагирует

на произведения искусства; имеет представление о культурных ценностях.

1.7.

Оренбургский краеведческий музей.

25 мин.

Интересуется новым неизвестным в окружающем мире; имеет представление о культурных ценностях; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

Итог: Экскурсия в Оренбургский краеведческий музей.

2. Модуль «Заповедная при

рода».

2.1.

Природные памятники Оренбуржья.

25 мин.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; эмоционально реагирует на мир природы; имеет представление о культурных ценностях; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

2.2.

Оренбургский степной заповедник.

25 мин.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире; эмоционально откликается на мир природы; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

2.3.

Национальный парк Бузулукский бор.

25 мин.

Имеет представление о культурных ценностях; эмоционально реагирует на мир природы.

2.4.

Озеро в Соль - Илецке.

25 мин.

Эмоционально реагирует на мир природы; интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.

2.5.

Красная книга Оренбуржья.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о «малой» Родине;

эмоционально откликается на мир природы.

2.6.

Подземная кладовая.

25 мин.

Имеет представление о «малой» Родине; интересуется новым.

Итог: Выставка детских рисунков «Природа родного края».

3. Модуль «Наши традиции».

3.1.

Осенины.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях; откликается на эмоции близких людей и друзей.

3.2.

Рождество.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях; откликается на эмоции близких людей и друзей.

3.3.

Масленица.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях.

3.4.

Благовещенье.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях.

3.5.

Сретенье.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях; культурных ценностях.

3.6.

Сороки.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях.

3.7.

Традиции народов Оренбуржья.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о «малой» Родине, народных традициях.

Л 00

Оренбургская национальная деревня.

25 мин.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире, имеет представление о культурных ценностях; имеет представление о многообразии населения.

3.9.

История

Оренбургского

25 мин.

Интересуется новым, неизвестным в

казачества.

окружающем мире, имеет представление о культурных ценностях; имеет представление о многообразии населения.

Итог: Экскурсия в комплекс «Национальная деревня».

4. модуль «Край мастеров».

4.1.

Оренбургский пуховый платок.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях; имеет представление о «малой» Родине.

4.2.

Саракташский фаянс.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях.

4.3.

Уральские самоцветы.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях; эмоционально реагирует на истории, рассказы.

4.4.

Хлеб - всему голова.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о народных традициях; эмоционально реагирует на рассказы.

Создание мини - музея «Культура и быт народов Оренбургского края».

5. Модуль «Святые наши имена».

5.1.

Знакомство с творчеством Л.В. Попова.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представление о культурных ценностях; эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства.

5.2.

Творчество С.Т. Аксакова.

25 мин.

Интересуется новым; сопереживает персонажам сказки; эмоционально реагирует на художественные произведения.

'5.3.

Творчество Бажова.

25 мин.

Интересуется новым; эмоционально реагирует на художественные произведения.

6.1.

Вечный огонь.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представления об обществе, его культурных ценностях и своем месте в нем; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

6.2.

Улицы нашего города.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представления об обществе, его культурных ценностях и своем месте в нем; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

6.3.

Наши ветераны.

25 мин.

Интересуется новым; имеет представления об обществе, его культурных ценностях и своем месте в нем; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

6.4.

День Победы.

25 мин.

Интересуется новым имеет представления об обществе, его культурных ценностях и своем месте в нем; овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками.

Итог: Посещение « Музея Изобразительных искусств».

6. Модуль «Этих дней не смолкнет слава»

Итог: Праздник «Славься, День Победы!»

Итого: 13 часов 45 минут.

3. Содержание программы.

1. Модуль «Я и мой край».

Тема: «Символика Оренбургской области».

Повторить о символах Оренбургской области (герб, флаг гимн). Формировать основы политической грамотности, чувства ответственности и любви к Родине.

Тема: «История создания города Оренбурга».

Познакомить с историей города Оренбурга. Воспитывать познавательный интерес к своей малой родине.

Тема: «Символика города Оренбурга».

Повторить о символах города Оренбурга. Познакомить с их функциональным назначением, с символическим значением цветов и образов.

Тема: «Урал - батюшка».

Воспитывать любовь к родному краю, развивать эстетические чувства к красоте Урала. Учить видеть разнообразие ландшафта родного края. Рассматривание иллюстраций с видами реки Урал.

Тема: «Памятники - украшение Оренбурга».

Знакомить детей с достопримечательностями города. Воспитывать чувство патриотизма и любовь к родному городу.

Тема: «Храмы нашего города».

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями города - храмами. Выделить признаки храмов, отличие одних храмов от других.

Тема: «Оренбургский краеведческий музей».

Знакомство с Оренбургским краеведческим музеем (экскурсия).

2. Модуль «Заповедная природа».

Тема: «Природные памятники Оренбуржья».

Знакомство с природными памятниками Оренбургской области (на примере скалы Верблюд (Новосергиевский район), Змеиной горы (с. Беляевка), Карагачской степи (Адамовский район). Внести в группу альбом «Природные памятники Оренбуржья» (для дальнейшего знакомства).

Тема: «Оренбургский степной заповедник».

Ввести понятие «заповедник», для чего люди их создают; знакомство с Оренбургским заповедником (Кувандыкский район).

Тема: «Национальный парк Бузулукский бор».

Знакомство с национальным парком Бузулукский бор, с его растительным и животным миром.

Тема: «Озеро в Соль - Илецке».

Знакомство с озером Развал.

Тема: «Красная книга Оренбуржья».

Знакомство с животными и растениями нашего края, занесенными в Красную книгу.

Тема: «Подземная кладовая».

Знакомство с полезными ископаемыми, которые добывают на территории нашего края, уточнение представлений детей об использовании полезных ископаемых в народном хозяйстве.

3. Модуль «Наши традиции».

Тема: «Осенины».

Этот народный праздник состоит из мотивов, связанных с обычаями и обрядами, относящимися к земледельческому труду.

Это сбор урожая хлеба, фруктов, овощей.

Тема: «Рождество».

Закрепить и уточнить знания детей о празднике Рождество Христово, и о его значении, рассмотреть икону праздника, воспитывать в детях нравственные чувства: сострадания, кротости, желание делать добрые дела.

Тема: «Масленица».

Знакомить детей с праздником Масленица, традициями, обычаями, обрядами (катание на лошадях, угощение блинами), сожжение Масленицы.

Тема: «Благовещенье».

Познакомить детей с праздником Благовещенье, рассказать, что этот день Святой Богородицы. В Благовещеньев день - птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает.

Тема: «Сретенье».

Продолжать знакомить детей с народным календарем.

Тема: «Сороки».

Продолжать беседы о празднике, обычаях, обрядах, характерных для этого дня. Вторая встреча весны. Рассказ о мучениках савойских, в честь которых назван этот день.

Тема: «Традиции народов Оренбуржья».

Знакомство с традициями разных национальностей, проживающих в нашем регионе.

Тема: «Оренбургская национальная деревня».

На примере комплекса «Национальная деревня» познакомить с разнообразием кухни разных народов. Экскурсия в комплекс «Национальная деревня».

Тема: «История Оренбургского казачества».

Знакомство с историей и традициями Оренбургского казачества. Проведение досуга «Казачьи посиделки».

Модуль «Край мастеров».

Тема: «Оренбургский пуховый платок».

Знакомство с пуховязальным промыслом.

Тема: «Саракташский фаянс».

Расширить знания детей об особенностях росписи на посуде уральских заводов.

Тема: «Уральские самоцветы».

Познакомить детей с поделочными камнями : яшмой, малахитом.

Тема: «Хлеб - всему голова».

Знакомство детей с процессом хлебопечением, учить беречь хлеб, с уважением относиться к людям, его вырастившим. Прививать детям любовь к труду, бережное отношение к хлебу, ведь с этого и начинается воспитание любви к Родине.

Модуль «Святые наши имена».

5.1. Тема: «Знакомство с творчеством Л.В. Попова».

Продолжать знакомить детей с творчеством оренбургских художников - пейзажистов. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь, отзывчивость, доброту, бережное отношение к результатам своего труда и труда взрослых. Воспитывать эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи, любовь к искусству. Экскурсия в «Музей изобразительных искусств».

Тема: «Творчество С.Т. Аксакова».

Продолжить знакомить детей с творчеством С.Т. Аксакова. Воспитывать любовь к родному языку.

Тема: «Творчество Бажова».

Знакомство с творчеством Бажова. Чтение «Уральских сказов».

6. Модуль «Этих дней не смолкнет слава».

Тема: «Вечный огонь».

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

Воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину.

Тема: «Улицы нашего города».

Закрепить знания о подвигах людей, в честь кого названы улицы города Оренбурга. Воспитывать любовь к родному городу, желание беречь его.

Тема: «Наши ветераны».

Воспитывать у детей чувство патриотизма.

Воспитывать любовь к Родине, гордость за Российскую армию, свой народ, уважение к ветеранам.

Тема: «День Победы».

Обогащать представления детей о главном празднике России - Дне Победы, о значении его для Российского народа через интеграцию искусств (поэзию, музыку, кино). Проведение праздника «Славься, День Победы!»

4. Методическое обеспечение программы дополнительного образования.

Реализация содержания программы предполагает взаимодействие воспитателей группы, музыкального руководителя, детей, посещающих старшую группу, и их родителей.

Рекомендуемые формы проведения занятий: игры, экскурсии, беседы. Еженедельно организуемая непосредственно-образовательная деятельность предваряется восприятием информации в режимных моментах (совместная с педагогом деятельность по «вхождению» в тему) и самостоятельным изучением отдельных аспектов темы в специально организованной предметно-развивающей среде (на наглядных материалах).

Предметно-развивающая среда предполагает наличие географических карт, атласов, макетов, альбомов, буклетов, отражающих содержание дополнительной образовательной программы. Познавательно-исследовательская и экспериментальная деятельность детей, организуемая в познавательном развивающем центре, предполагает изучение детьми ландшафта, полезных ископаемых, климатических условий области и города, особенностей планирования улиц города. Центр развития читательской культуры дошкольников предполагает наполненность иллюстративным материалом. Центр развития художественно-творческой деятельности предполагает актуализацию знаний и приобретение опыта творческой деятельности (дизайн по мотивам уральская роспись, изготовление скульптуры малых форм по мотивам игрушек-сувениров из уральского камня). Конструктивная деятельность детей обеспечена схемами архитектурных достопримечательностей города Оренбурга. Центр развития художественно-музыкальной деятельности детей обеспечен аудиозаписями музыки композиторов родного края; элементами русского народного костюма и костюма оренбургских казаков для организации театрализованной деятельности детей.

Участие в образовательном процессе родителей детей, посещающих группу придает программному материалу личностный смысл: родители, дедушки и бабушки имеют прямое отношение к развитию родного города, его

промышленности, культуре, образованию, историческим и культурным ценностям. Это позволяет устанавливать связь поколений и связывать процесс познания ближайшего окружения с культурными традициями прошлого.

Список литературы.

Алёшина, Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В. Алёшина. - М.:ЦГЛ, 2004.-156с.

Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. - СПб., «Детсво - Пресс», 1999.

Данилина Г.Н. Дошкольнику - об истории и культуре России. - М.: АРКТИ, 2003.

Зелёнова, Н.Г. Мы живем в России. Гражданско - патриотическое воспитание дошкольников (Старшая группа): Пособие для воспитателе ДОУ / Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. - М.: Скрипторий, 2008. - 104с.

Князева О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры. - СПб.: «Детсов - Пресс», 1998.

Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

Кондрыкинская, Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под ред. Л.А. Кондрыкинской.

- М.: ТЦ Сфера, 2006. - 192с.

Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. / М.Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 96с.

Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М.: Линка - Пресс, 2003.

Ривина Е.К. Российская символика. - М.: АРКТИ, 2003.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области