Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект занятия по развитию речи. Тема: Дифференциация звуков «Ч» и «Щ».

Цель: Формирование правильного четкого произношения звуков Ч –Щ; Задачи: Развивать артикуляционный аппарат; - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению; -Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ: слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданый звук. - Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание - Развивать память, внимание, мышление; - Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе

Дата проведения

Тема: Дифференциация звуков «Ч» и «Щ».

Цель: Формирование правильного четкого произношения звуков Ч –Щ;

Задачи: Развивать артикуляционный аппарат;

- Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;

-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ: слышать и различать в словах, выделять слова с заданным звуком, определять место звука в слове, подбирать слова на заданый звук.

- Совершенствовать фонематическое восприятие и речевое дыхание

- Развивать память, внимание, мышление;

- Воспитывать у детей самоконтроль за речью, желание говорить правильно и красиво.

Методические приемы: объяснение, показ, закрепление, напоминание, игра, использование художественного слова, указания, обобщение, поощрение

Материал и оборудование: 1. Индивидуальные зеркала( для всех детей)

2.картинки со звуками Ч –Щ., 3. Картинки для работы над артикуляционным аппаратом., с изображением щетки и поезда на каждого ребенка

Ход занятия:1. Организационный момент.

Говорим всегда красиво.

Правильно, неторопливо,

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно,

Чтоб всем было понятно.

Сегодня мы с вами продолжим знакомство со звуками. Но для начала подготовим наш язычок к предстоящей работе

1. «Улыбка – Трубочка» (развитие подвижности губ).Описание: Поставить верхние зубы на нижние, растянуть губы в улыбке, показав все зубы, удерживать улыбку 3 – 5 секунд, вытянуть губы вперед трубочкой, удерживать губы в таком положении  3 – 5 секунд. Выполнять переключения с одной позиции на другую 5 – 7 раз.

Внимание: Следить, чтобы в процессе переключения зубы не размыкались и не сдвигались.

Тянем губы мы к ушам,

Улыбнемся малышам.

А потом тяни вперед,

Как у слоненка хоботок.

2. «Футбол» (развитие направленной воздушной струи).Описание: Вытянуть губы вперед трубочкой  и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе перед ребенком, загоняя его в «ворота».

Внимание: Следить, чтобы не надувались щеки, для этого можно их слегка придерживать пальцами. Загонять шарик на одном выдохе, не допуская, чтобы струя воздуха была прерывистой.

Щеки я не надуваю,

Мяч в ворота загоняю.

3. «Чистим зубки 2» (для подъёма языка вверх, развитие подвижности языка)Описание: Открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.

Внимание: Губы улыбаются, верхние и нижние зубы видны. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а находился у корней верхних зубов. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.

Рот окрою я немножко,

Губы сделаю «окошком».

Зубы верхние — смотри:

Чищу «чашкой» изнутри.

4. «Ириска» (для укрепления мышц языка и отработки верхнего подъема языка).

Описание: Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к небу за верхними зубами.

Внимание: Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна. Рот открывать на 1,5-2 см. Для неподвижности челюсти можно использовать стёрку, вставленную между коренными зубами. Выполнять медленно.

Ах, как это вкусно,

Ах, как это сладко.

Что это? Ириска?

Или шоколадка?

5. «Грибок» (вырабатывать верхний подъём языка, растягивание подъязычной связки).Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, и прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. Тогда язык будет напоминать тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка – его ножку.

Внимание: Следить, чтобы губы улыбались. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно – ни одна половина не должна опускаться. При повторении упражнения надо шире открывать рот.

Вырос гриб большой в лесу,В садик гриб я принесу.Раз, два, три, четыре, пять —Гриб мне надо удержать.

6. «Вкусное варенье» (вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и положение языка, для звука Ш).Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Внимание: нижняя челюсть должна быть  неподвижна, можно придерживать ее пальцем. Язык должен быть широким, боковые края языка касаются углов рта. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению «Наказать непослушный язычок», и распластанный язык можно шпателем приподнять на верхнюю губу.

Мы сегодня елиВкусное варенье,А теперь по кругуМы оближем губы.

7. «Чашечка»     (вырабатывать правильную форму языка для произношения звуков Ш, Ж).Описание: Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий край языка на нижнюю губу (при необходимости, распластать язык, пошлепав по нему верхней губой со звуком «пя-пя-пя»), приподнять все края языка вверх. Удерживать 5-10 секунд.

Внимание: Следить, чтобы язык был широким, без выраженного кончика языка, все края языка равномерно подняты.

Мы чаек горячийБудем пить на даче.Чашечку мы держимКрепче, крепче, крепче.

8. «Лошадка» (укрепление мышц языка, выработка подъема языка вверх).

Описание: Улыбнуться, открыть рот, пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

Внимание: Упражнение выполняется медленно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна, работает только язык. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался назад и вверх.

Скачем, скачем на лошадке.Очень цокать нам приятно.Ритм копыта отбивают,Язычок им помогает.

2. дыхательная гимнастика. Угадай что в домике спрятано?

3. Объяснение темы. Сообщение темы через проблемную ситуацию:

-Выделите часто встречающиеся звуки в словах:

Догадайтесь, с какими звуками будем знакомиться? Какие звуки встречаются в этих словах?

Щетка, щука, ищу, мощный (- Щ)

Чайка, чудо, дачка, плач (- Ч)

4.Дифференциация звуков.

- Звук – Ч (едет поезд) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Ч губы выдвигаются вперед, язык вверху, голосок «спит»;

- Попробуйте произнести этот звук.

- Придумайте слово со звуком Ч (в начале слова).

- Звук – Щ (щеткой чистим одежду) – согласный, глухой, мягкий; при произношении звука – Щ губы вытягиваются вперед, язык у верхних зубов, голосок «спит».

- Попробуйте произнести этот звук.

- Придумайте слово со звуком Щ (в начале слова).

- Ребята, эти звуки по своему произношению очень схожи между собой, но кроме этого, у них есть еще один общий СЕКРЕТ: эти согласные звуки никогда не бывают твердыми, они всегда только мягкие и обозначаются зеленым цветом!

Подбери слова с этими звуками.

5. Повтори чистоговорки. Давайте поупражняемся в правильном произношении этих звуков.

Игра «Эхо». Послушайте внимательно и скажите как я:

Ча – ща –ща ща – щу –чи

Чи – щи –чи ащ – ущ - ча

Ач – ач – щу чу – ча – щи.

Произнесение чистоговорок - сопоставление звуков [Ч], [Щ]. Ча-ча-ча- к Тане вызвали врача. Ща-ща-ща - в речке я поймал леща. Чо- чо -чо- солнце греет горячо. Щу-щу-щу - в парке я щенка ищу. Че-че-че - сидит кошка на плече. Що-що-що –мы хотим играть ещё. Чу-чу-чу- нам купили по мячу. Щи-щи-щи- наша мама варит щи. Чи-чи-чи- ходят по полю грачи. Ще-ще-ще- нет дождя, а я в плаще. Педагог: Ребята, скажите какие звуки мы услышали в волшебных чистоговорках? (ответы детей) . «Ч», «Щ». 

(Каждый ребенок произносит индивидуально).

6. А сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный.

Игра «Слушай внимательно»:

- Ребята, у вас на столах картинки с изображением поезда и щетки.

Показываете «поезд», услышав звук – Ч, и «щетку», услышав звук – Щ: ч, щ, щ, ч, щ, ч, ч, щ, ач, уч, ощ, ищ, ач, ча, щи, ща, че, ночь, плащ, щука, дочь, щавель, угощение, очки, печенье. Далее воспитатель цитирует отрывок из сказки К. Чуковского «Федорино горе»:

Я Федорушку прощаю

Сладким угощаю…

- Кто и за что прощает Федорушку? Кто автор этого произведения? Какие еще произведения этого писателя вы можете назвать?

7. Физкультминутка. Этой щеткой чищу зубы. (имитация чистки зубов)

Этой щеткой - башмаки. (наклон)

Этой щеткой чищу вещи. (наклоны в стороны)

Все три щетки мне нужны.

8. Повторение скороговорок на звуки Ч, Щ. Дети произносят скороговорки и по просьбе педагога скороговорки определяют звуки «щ», «ч»

-Щеткой чищу я щенка, Щекочу ему бока. -Чебурашка, чебурашка, Нос, как черная букашка. Какие звуки часто встречаются в этих словах ?( «ч», «щ»). Эти звуки любят, когда их путают- но нас не проведёшь, не так ли? Вы прекрасно справились с заданием. 

9.ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «В стране великанов и гномиков»

- Представьте, что эти согласные и всегда мягкие звуки Ч и Щ очутились в стране великанов и гномиков. А каждый предмет, попадая в эту страну, превращается в очень маленький или в очень большой. Посмотрите на части тела гномика и великана. У гномика - ручка, носик, рубашечка а великана – ручища, нога - ножища и У великана не глаза (а глазищи, не рубашка (а рубашища, не нос, (а носище, не губы, (а губищи, не рубашка (а рубашища)

10. Составить рассказ по картинке

Мальчик поймал большую щуку

Синий чайник стоит на плите.

V. Итоговый этап.

Подведение итогов занятия. С какими звуками мы познакомились? Понравилось ли вам занятие?

Рефлексия.

Самооценка деятельности детей.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области