Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Основной целью проекта является воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях. Задачи проекта: 1. Учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребёнка, если он находится один дома. 2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице. 3. Объяснить правила общения на природе. 4. Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме. 5. Развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, познавательный интерес. 6. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Введение

С появлением ребёнка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом. В настоящее время в связи с социальной и экологической обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности детей, считаю актуальным взять проектную работу на тему: "Формирование основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста ". Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Основной целью проекта является воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.

Задачи проекта:

1. Учить предупреждать возможные негативные ситуации для ребёнка, если он находится один дома.

2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице.

3. Объяснить правила общения на природе.

4. Обогатить представление детей о здоровье. Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме.

5. Развивать познавательную активность, внимание, речь, мышление, познавательный интерес.

6. Вовлечь родителей в образовательный процесс в ДОУ.

Организация образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста

1. Содержание работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Работа по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста составлена по разделам: «Ребёнок дома»; «Ребёнок и природа»; «Ребёнок на улицах города»; «Ребёнок и его здоровье».

«Ребёнок дома».

В рамках данного блока определены следующие занятия: «Опасные ситуации дома», «Огонь - друг или враг», «О правилах важных – пожаробезопасных», на которых предполагалось уточнение знаний детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; закрепление представлений детей о некоторых электроприборах опасных для жизни и здоровья, об их значимости для людей; знакомство с правилами пожарной безопасности, осторожного обращения с огнём. Детям дается понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Проведены беседы: «Чтобы не было беды», «Спички детям не игрушки», «Если ты один дома» и т.д.

«Ребёнок и природа».

С целью формирования первоначальных умений и навыков безопасного и экологически грамотного поведения детей в природе проведены занятия: «Отдых на природе», «Азбука безопасности в природе», «Жалобная книга природы». В ходе бесед «Кошки и собаки – наши друзья», «Зачем знать правила поведения в природе», «Зачем люди ходят в лес», «Все нужны на Земле», «Как вести себя в лесу» дети познакомились с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила.

«Ребёнок на улицах города».

На занятиях «Путешествие в страну дорожных знаков», «О правилах дорожного движения с Робокаром Поли», «Путешествие по городу Всезнайск», «Грамотные пешеходы» воспитанники в игровой форме познакомились с правилами безопасного поведения на улице; закрепили понятия: «Улица», «Тротуар», «Проезжая часть», «Перекрёсток», «Пешеходная зона», и т.д.; рассмотрели потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, научились мерам предосторожности; благодаря этим занятиям у детей сформировались знания о дорожных знаках, их классификации, назначении; расширился круг правил поведения в общественном транспорте.

«Ребёнок и его здоровье».

На занятиях по этому разделу дети получили элементарные представления о безопасности собственной жизнедеятельности. На занятиях «Бережем свое здоровье», «Как мы устроены», «Здоровье – главная ценность», «Витамины и лекарства» особое внимание уделялось формированию практических умений и навыков соблюдения правил гигиены. Необходимо подвести детей к пониманию значения бережного отношения к внутренним органам и правильному уходу за ними (правильное дыхание, питание, необходимость ухода за зубами и т.д.).

2. Современные технологии по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня, в век информационных технологий, социализации и индивидуализации дошкольного образования, в своей педагогической деятельности я использую следующие инновационные технологии формирования безопасного поведения детей:

- Игровая технология;

- Технологию проблемного обучения;

- Технологию проектной деятельности;

- Технологию теории решения изобретательских задач;

- Информационно коммуникативные технологии;

- Здоровьесберегающие технологии.

Игровая технология.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников. Значительное место в формировании культуры безопасного поведения детей, уделяется игровым технологиям, позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. В педагогической деятельности я использую игры: «Разрезные картинки», «Угадай дорожный знак»; «Умный светофор»; «Что? Где? Когда?»; Сюжетно — ролевые игры «Один дома», «Прогулка в лес», «Пешеходы и водители», «Скорая помощь», «Отважные пожарные»; Дидактические игры: «Опасно-неопасно», «Что полезно, а что нет», «Угадай, какой знак», «Соберём рюкзак в дорогу»; Интерактивная игра «Невнимательный художник» и т.п. – они способствуют усвоению детьми дошкольного возраста первоначальных знаний о правилах безопасного поведения.

Технология проблемного обучения.

Помогает понять, насколько опасна данная ситуация и какие безопасные действия необходимо для этого предпринять. Основа проблемного обучения – вопросы и задания, которые предлагаю детям. В своей работе чаще всего использую такие проблемные ситуации: «Звонок в дверь», «Что поможет быть здоровым?», «Как переходить улицу?», «Спасатели» и т.д.

При создании и решении проблемных ситуаций использую следующие методические приемы:

- подвожу детей к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;

- предлагаю разные точки зрения на один и тот же вопрос;

- побуждаю детей делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Технология проектной деятельности.

В проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. В своей педагогической деятельности реализовала следующие проекты: «Осторожен будь всегда», «Я знаю правила дорожного движения и с тобою поделюсь», «Дети и природа», «Здоровый образ жизни» - в проект были включены игры, проблемные ситуации, где дети старшей группы делились с ребятами младшей группы своими знаниями и опытом.

Информационно-коммуникационная технология.

При организации работы по основам безопасного поведения детей активно использую информационно-коммуникативные технологии. Они позволяют организовать детскую деятельность более интересной и динамичной, помогают «погрузить» ребенка в предмет изучения, создать иллюзию соприсутствия. В своей деятельности использую: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы. Презентации: «Правила поведения в лесу», «Знай правила движения», «Мы здоровью скажем - ДА», «Твоя безопасность в доме». Мультфильмы: «Уроки тетушки Совы», «Советы мудрого ворона», «Смешарики», «Аркадий паровозов спешит на помощь», «Академия светофорчика», «Робокар Поли и его друзья» (серии «Как безопасно перейти дорогу», «Перебегать дорогу - опасно!», «Где можно кататься на роликах и скейтборде»), «Лукоморье Пикчерз» (серия «Гололед», «Светофор»), «Безопасность – это важно» (серия «Дикие животные»), «Стасик и его друзья» (серия «Поведение на природе»).

Технология «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).

Данная технология позволяет мне использовать нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Данная технология способствует развитию таких качеств как мышление, гибкость, подвижность, системность, стремления к новизне, речи и творческому воображению. С помощью метода «мозговой штурм», дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи и анализируют их.  

Здоровьесберегающие технологии.

В процессе обучении детей правилам безопасного поведения использую здоровьесберегающие технологии, которые способствуют физическому развитию и укреплению здоровья ребенка. Например, путем многократных упражнений отрабатываю действия с поворотами головы при переходе проезжей части. Играем в подвижные игры: «К дорожным знакам», «Ловкий пешеход», «Ручейки и озёра», «Совушка», «Части тела». Игры-соревнования: «Затуши костёр», «Пожарные сборы», «Передай жезл», «Красный, желтый, зеленый». Эти игры воспитывают умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни; развивают ловкость, смекалку, моторику, ориентировку в пространстве.

Заключение

В детском саду создана и внедрена система работы по теме: «Основы безопасного поведения старшего дошкольного возраста» в результате чего, у детей имеются знания:

- Об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них;

- О необходимости соблюдения мер предосторожности и умения оценивать свои возможности по преодолению опасности;

- О здоровом образе жизни.

Развиты познавательные и коммуникативные навыки детей в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями. В результате проектной работы у детей:

- повысилась личная уверенность каждого ребенка, его самореализация через проживание «ситуации успеха»;

- дети стали внимательнее друг к другу, руководствуются не только собственными мотивами, сколько установленными нормами;

- возник устойчивый интерес к творческой, поисково-исследовательской деятельности, сформированные навыки самостоятельного творческого мышления;

- повысился экологический уровень детей.

В ходе совместной деятельности продолжают развиваться детско-родительские отношения. Ребенок стал интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывает новое уже в знакомых ситуациях: как правильно и безопасно развести на отдыхе костер, как оказать первую помощь при получении травмы. Родители понимают необходимость участия в проектной деятельности, в экскурсиях, походах и др. мероприятиях ДОУ. С помощью родителей созданы проекты, макеты, газеты с творческими отчетами, домашние копилки по сбору информации по безопасности и пр.

Считаю, что комплексная реализация данного проекта очень результативна, поэтому буду продолжать работу по данному направлению, внося разнообразные технологии, методы и приёмы.

Литература

1. Белая К.Ю. «Я и моя безопасность. Тематический словарь картинках»: Мир человека. М. Школьная Пресса, 2010 г.

2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. «Как обеспечить безопасность дошкольников». Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателя детского сада. 5-е изд. М. Просвещение, 2005 г.

3. Гарнышева Т.П. «ОБЖ для дошкольников», издательство «Детство-Пресс», 2012 г.

4. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др.,- СПб.: ООО «Издательство Детство - Пресс», 2014 г.

5. Князева О.Л., Стеркина Б.Б., Авдеева Н.Н. «Основы безопасности детей дошкольного возраста», М.: Просвещение, 2007г.

6. Шорыгина Т.А. «Правила пожарной безопасности детей 5-8 лет» М. Сфера, 2005 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области