Конспект
непрерывной образовательной деятельности
для детей старшей группы
Тема: «Весна идет - весне дорогу»
Цель: Закрепить знания детей о весне, птицах и диких животных. Закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно ласкательными суффиксами. Обогащение активного словаря, развитие звуковой культуры речи, грамматически правильной речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучению грамоте.
Материалы и оборудование: картина "Весна", клубок, мяч, демонстрационные картинки, чьи лапы, глаза, уши, хвост, кораблики из цветной бумаги (красные, зеленые, синие)
Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы ит.д.
Ход занятия
Ритуал приветствия мотивационно побудительный. Воспитатель предлагает детям встать в круг:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!! (обращаемся к гостям)
Организационный момент. Проблемная ситуация:
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что стучится к нам в окно?
-Давайте откроем окно и посмотрим.
- Ребята, это воздушный шар прилетел к нам, а к нему привязан конверт. Посмотрим, что внутри. Письмо и клубок. Не простое письмо - "тревожное" от жителей сказочного леса, который называется "Лес - красивой речи".
Воспитатель: Читает письмо.
"Из-за долгой зимы, лес стал бесцветным и может исчезнуть совсем. Помочь несчастью может только весна, так как с её приходом вся природа оживает и лес становиться разноцветным. Но, она куда-то запропастилась. Надеемся на вашу смекалку и сообразительность. Попасть в сказочный лес вы сможете при помощи "волшебного клубка".
Воспитатель: Прежде чем отправиться в лес, предлагаю послушать музыку А. Вивальди "Весна" из цикла "Времена года".
Задаю вопросы:
- Какова эта музыка по характеру. (Ответы детей музыка светлая, напевная, прозрачная.)
- Что вы услышали? (Ответы детей поют птицы, звонко капает капель и.т.д.)
- Вспомните весенние месяцы. Какой сейчас месяц?
- Какая погода на улице?
Воспитатель: В сказочный город поможет попасть волшебный клубок. Бросаем клубок. (Дети идут за ним).
Воспитатель: Ребята, мы с вами пришли в лес. Что-то странное происходит в лесу.
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Кто в глуши твоей таиться?
Что за зверь, какая птица?
Все открой не утаи,
Ты же видишь мы свои.
Воспитатель: Посмотрите, тут бутылочки с красками и записка. Ребята, если вы хотите меня спасти и вернуть мои весенние краски вам нужно выполнить задания. Подпись "Весна. "Ребята, весна нам дала подсказку как ей помочь".
Задание 1. Предлагаю поиграть в игру "Чей? Чья? Чьё?"
Воспитатель показывает иллюстрации глаз, ушей, лап, хвоста, частей тела различных животных и задаю вопросы:
- Лапа чья? (ответы детей: медвежья, лисья, волчья )
- Морда чья? (волчья, лисья, заячья)
- Ухо чьё (волчье, лисье, заячье).
Задание 2. Разучивание закличек "Зовем Весну - красну"
Воспитатель: Сообщаю, что в старину "Весну" зазывали закличками - это небольшие стихи, которыми люди просили весну прийти. Давайте и мы позовем весну. (Разучиваем вместе с воспитателем хором, а потом дети по одному произносят фразу самостоятельно.)
Ой, весна моя,Ты, весняночка!Из-за тёмных лесов,Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!Жаворонки, перепёлушки, Птички ласточки!Прилетите к нам! Весну ясную, весну краснуюПринесите нам!
Принесите нам лето теплое,Унесите от нас зиму холодную.Нам холодная зима надоскучила,Руки, ноги отморозила.
Задание 3. Игра с мечем "Назови ласково"
Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру. (Дети встают в круг педагог в центре )
Солнце - солнышко дерево -деревце
лист - листочек капля -капелька
лужа - лужица туча - тучка
сосулька - сосулечка ручей -ручеёк
цветок - цветочек вода -водичка
птица - птичка снег -снежок
Задание 4. Нужно правильно проговорить скороговорки. Дети повторяют за воспитателем.
Чей -чей -чей -чей -течет чистенький ручей.
Чья- чья- чья- чья- не пей водичку из ручья.
Чью- чью- чью-чью плывет лодка по ручью.
Чей- чей- чей-чей пустим лодочку в ручей.
Чьём- чьём-чьём- чьём плывет туча над ручьём.
Задание 5 Физкультминутка "Мишка"
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо)
Потянулся он со сна: (Потягивания – руки вверх)
К нам опять пришла весна.
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращения головой)
Наклонился взад-вперед, (Наклоны вперед- назад)
Вот он по лесу идет. (Ходьба)
Ищет мишка корешки (Наклоны: правой рукой дети касаются
И трухлявые пеньки. левой ступни, потом наоборот)
В них съедобные личинки-
Для медведя витаминки.
Наконец медведь наелся
И на бревнышке уселся. (Дети садятся на места)
Задание 6 Воспитатель предлагает детям поиграть в Игру "Продолжи фразу"
Один журавль - много ........ Ответы детей (журавлей).
Одина утка - много.......... (уток).
Один лебедь - много............... (лебедей).
Одина ласточка- много............. (ласточек).
Один грач - много............. (грачей).
Один аист - много............. (аистов).
Один скворец - много............. (скворцов)
Один стриж - много............. (стрижей).
Воспитатель: Вот и закончились все задания.
Посмотрите ребята наши старания были не напрасны (обращаю внимание детей на картину на доске). В "Лесу красивой речи" наступила волшебная весна. Она пробудила лес от сна, все вокруг ожило и стало ярким и разноцветным. Поспешим обратно в группу, а вернутся в детский сад, нам помогут волшебные слова:
Все трудности прошли
друзей приобрели,
А теперь клубочек мой,
Ты верни нас всех домой.
Вот мы и очутились в детском саду.
Каким было наше путешествие?
Что больше всего запомнилось?
Посмотрите, у меня на столе лежат кораблики я вам предлагаю выбрать: Красный - может взять тот кто считает что справился со всеми заданиями,
зеленый - у кого что то не получилось.
синий - если совсем не справился.