Духовно-нравственное воспитание детей группы раннего возраста.
Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью.
В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. Поэтому духовно – нравственное воспитание детей в детском саду необходимо начинать с раннего возраста (2-3 лет)
Перед педагогами группы раннего возраста были поставлены следующие задачи:
- с раннего возраста воспитывать у детей любовь к родителям к близким людям; воспитывать чувство симпатии к сверстникам, создавать условия для формирования доброжелательности, доброты и дружелюбия;
- воспитывать любовь к родному дому, детскому саду, родному краю через сказки;
- знакомить детей с основами труда посредством сказок.
Отталкиваясь от данных задач, в группе раннего возраста организована следующая работа по духовно – нравственному воспитанию малышей:
- чтение сказок, загадок, потешек, закличек, пословиц, поговорок, колыбельных; обыгрывание потешек, показ сказок посредством кукольного театра; рассматривание книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- оформление альбомов с фотографиями «Детский сад», «Семья», оформление плакатов ко Дню Матери, Дню защитников Отечества, 8 Марта; иготовление подарков – аппликаций для мам, для пап к праздникам;
- уход за растениями в «Экологическом центре»;
- наблюдение за живой и неживой природой на прогулке;
- кормление птиц зимой;
- трудовые поручения, наблюдение за трудом взрослых, других детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.)
Духовно-нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений. Детям в возрасте от 2 до 3 лет читаются книги, предназначенные для детей. Первые художественные произведения, с которыми знакомится ребенок – это сказки. Поэтому работу по духовно – нравственному развитию детей раннего возраста начинают именно с интереса к сказкам. Сказки – это самые первые и любимые произведения у детей.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
При работе с семьёй используются такие формы работы как:
- родительские собрания на духовно – нравственные темы;
- беседы;
- консультации;
- открытые показы воспитательно – образовательного процесса (День открытых дверей);
- проведение совместных выставок, конкурсов;
- анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса духовно-нравственного воспитания в семье;
- помощь родителей детскому саду (облагораживание территории, участие в подготовке праздников).
Таким образом, важным условием духовно – нравственного воспитания ребёнка раннего возраста является взаимодействия детского сада и семьи.
Воспитатель: Аверкиева И. И.