Заседание № 1
Методическое объединение воспитателей МБДОУ ДС № 53 «Сказка»
Тема: «Теоретические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».
Ход мероприятия:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Мы рады приветствовать вас в качестве участников нашего МО воспитателей.
Сначала мы хотели бы познакомить вас с годовым планом, целью и задачами МО.
Тема МО на учебный 2018-2019 год «Культура речи педагога, как основа профессиональной компетенции».
Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас в вашей профессиональной деятельности? Обоснуйте свое мнение…
Цель методической работы: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов.
Задачи:
- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование коммуникативных навыков.
- закрепить компоненты профессиональной речи и требования к ней.
- раскрыть значение культуры речи педагога в профессиональном взаимодействии.
- повышать профессиональный уровень мастерства педагогов через самообразование и различные формы взаимодействия.
Наше МО будет состоять из 3 заседаний.
Тема нашего первого заседания «Теоретические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».
Тема второго МО «Повышение профессиональной компетентности педагога через взаимодействие с участниками образовательного процесса! (с родителями)»
Третье заседание, на котором мы подведем итоги работы нашего МО за учебный год, поделимся практическими наработками.
СЛ № 1 Сегодня мы открываем первое заседание методического объединения воспитателей, которое подчинено теме: «Теоретические и практические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».
И начать мы хотели бы с домашнего задания.
Мы просили вас подготовить ответ на вопрос: «Какие трудности профессионального общения вы испытываете?» (инструкция: перед вами лежат листочки, напишите на них некую трудность педагогического общения и опустите в коробку). Спасибо большое!
Анализ проблем поможет нам обсудить в подготовке следующей нашей встрече, когда мы будем говорить о взаимодействии воспитателя с участниками образовательного процесса.
В современном мире, в условиях, обусловленных многими переменами, связанными с инновационным развитием российского образования, одной из основных задач является профессиональная подготовка педагогических кадров, которые, как сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в статье 3.4.2. «должны обладать основными компетенциями», которые неразрывно связаны с педагогическим мастерством, что в свою очередь включает в себя множество компонентов, одно из которых «Педагогическая техника» (Антон Семёнович Макаренко ввел определение «педагогическая техника»).
Что такое педагогическая техника, какие компоненты входят в ее состав? (совместное обсуждение с педагогами).
В.Н.Гринева выделяет следующие компоненты педагогической техники: Вы их видите на экране:
- Культура речи (направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание и т.д.).
- Внешний вид педагога.
- Владение жестами и мимикой.
- Владение психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния ребёнка и адекватно влиять на него;
- Умение выстраивать педагогическое общение с коллегами и родителями воспитанников.
Таким образом, делая вывод из всего сказанного «педагогическая техника» - это совокупность умений и особенностей поведения педагога, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру.
Мы думаем, что не случайно, такой компонент как «Культура речи» стоит на первом месте.
СЛ 3 Предлагаю совместно определить понятие «Культуры речи».
Для этого предлагаю вам объединиться на 3 подгруппы, как сидите:
Инструкция: «у вас на столах лежат листочки, на которых мы выписали определения культуры речи разных авторов. Вам необходимо будет из них составить и зачитать, которое наиболее полно раскрывает понятие «культура речи»
(педагоги зачитывают определения).
Не случайно считается, что речь человека – его «визитная карточка», поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.
Именно поэтому к речи педагога дошкольного учреждения предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.
СЛ 4 Культура речи включает в себя три аспекта:
Нормативный аспект – предполагает знание литературных норм речи и умение их применять (включает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи) (правильность, точность, логичность, чистоту изложения)
Коммуникативный аспект – связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка общения (выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический) и ситуация общения (официальная, неофициальная), кол-во коммуникантов (диалог/монолог), включает в себя средства языка: выразительность, богатство, уместность, простота и ясность изложения.
Этический аспект – речевой этикет (соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность, вежливость).
СЛ 5 Как мы с вами сказали, правильность речи занимает одно из ведущих мест в культуре речи педагога. Предлагаем обратиться к нормам языка и проверить себя.
А сейчас мы с вами поупражняемся в правильности употребления ударений в словах
Проводится игра «Знатоки русской речи» (Правильность - соответствие речи языковым нормам: ударения и грамматики).
СЛ 6 Инструкция: На экране появятся пары слов, в каждой паре только один правильный ответ, который нужно выбрать.
Например: кУхонный? балОванный, но баловАть, каталОг, досУг, закУпорить, красИвее, исключИт, завИдно, облегчИть, танцОвщица, принУдить, плЕсневеть, освЕдомить, ходАтайство, сосредотОчение, упрОчение, обеспЕчение.
СЛ 7 Следующий компонент культуры речи, на который бы хотелось обратить ваше внимание, это «Точность»
Точность – это соответствие смыслового содержания речи, а так же точность передаваемой информации.
Примерами предметной неточности я могу поделиться с вами из личного опыта…)
Очень часто соответствие смыслового содержания нарушается в передаче информации.
Игра «Телеграмма» Инструкция: Одному из участников будет сообщена определённая информация, которую он должен будет передать следующему участнику по цепочке. Информацию сообщаем 1 раз. Не подсказываем и не повторяем. Сообщивший присаживается на свое место. Сейчас мы попросим выйти 4 участников, вы будете заходить по приглашению. В итоге сравним изначальную информацию с точностью её передачи последнего участника.
Текст информации: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т.к. договаривается о получении новой мебели для подготовительной группы. Он должен вернуться к 14:00 часам, к началу педсовета. Но, если он опоздает, нужно передать заместителю заведующего, что он должен найти замену воспитателю группы среднего возраста на понедельник».
Совет: Убедиться в том, правильно ли вы поняли полученную информацию, если это необходимо, то уточнить; записать со слов человека, который вам передаёт информацию или постараться запомнить контекст.
СЛ 8
Следующий, также важный компонент культуры речи педагога - это «Простота и ясность изложения» – умение объяснить или рассказать о чём – либо доступно пониманию другого человека.
Игра «Объясни словечко»
Инструкция: Мы предлагаем вам некоторые фразы из программных произведений В.Н Нищевой, разных возрастных групп (раздать)
Ваша задача объяснить понятными и доступными пониманию ребенка словами. Предлагаем вам выбор (вытягивают)
СЛ 9 и ещё один компонент «Культуры речи» - это «Богатство и разнообразие» – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.
Инструкция: к каждому слову нужно подобрать по три синонима.
Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.
Жадный – скупой, прижимистый, алчный
Дискуссия – диспут, обсуждение, дебаты, полемика, спор.
СЛ 10
Следующая составляющего «культуры речи педагога» это речевой этикет. Что включает в себя понятие «речевой этикет» (соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность, вежливость).
Педагог, как участник воспитательно – образовательного процесса должен ориентироваться в способах диалогического общения с учётом норм речевого этикета.
Игра «Достижение цели» Задача: высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.
Мы приглашаем одного активного участника выходит к нам. Выбирайте себе партнёра. Ваша задача попросить у него ручку так, чтобы он не смог вам отказать (используя мимику, жесты, нужную информацию).
Итог: Вы продемонстрировали знание речевого этикета, но, тем не менее, многие коллеги сталкиваются с различными проблемами в общении производственного характера.
Поэтому у нас осталась целая коробка нерешенных проблем, к которым мы вернемся на следующее МО темой которого будет «Повышение профессиональной компетентности педагога через взаимодействие с участниками образовательного процесса»
Итог: Из выше сказанного на наш взгляд, можно сделать вывод, что соблюдение этических и коммуникативных норм – не только показатель культуры, но и одна из важных составляющих педагогического мастерства. Умение демонстрировать высокую культуру общения в целом и культуру делового общения, в частности, важнейшее требование нашей профессии.
Семь качеств в нашей речи
Запомнить просто и легко!
Лишь вспомни радугу на небе
И станет на душе светло.
Ведь радуга как речь, игрива
И удивительно красива!
Во все былые времена!
В ней правильность, логичность, точность,
Богатство красок, чистота.
А выразительность какая?
Ведь от нее поет душа.
Спасибо всем за нашу встречу,
За знание основ «Культуры речи»!