Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Тема: «Теоретические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».

- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование коммуникативных навыков. - закрепить компоненты профессиональной речи и требования к ней. - раскрыть значение культуры речи педагога в профессиональном взаимодействии. - повышать профессиональный уровень мастерства педагогов через самообразование и различные формы взаимодействия.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Заседание № 1

Методическое объединение воспитателей МБДОУ ДС № 53 «Сказка»

Тема: «Теоретические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».

Ход мероприятия:

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы рады приветствовать вас в качестве участников нашего МО воспитателей.

Сначала мы хотели бы познакомить вас с годовым планом, целью и задачами МО.

Тема МО на учебный 2018-2019 год «Культура речи педагога, как основа профессиональной компетенции».

Как вы считаете, актуальна ли эта тема для вас в вашей профессиональной деятельности? Обоснуйте свое мнение…

Цель методической работы: Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

- мотивировать педагогов на развитие и совершенствование коммуникативных навыков.

- закрепить компоненты профессиональной речи и требования к ней.

- раскрыть значение культуры речи педагога в профессиональном взаимодействии.

- повышать профессиональный уровень мастерства педагогов через самообразование и различные формы взаимодействия.

Наше МО будет состоять из 3 заседаний.

Тема нашего первого заседания «Теоретические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».

Тема второго МО «Повышение профессиональной компетентности педагога через взаимодействие с участниками образовательного процесса! (с родителями)»

Третье заседание, на котором мы подведем итоги работы нашего МО за учебный год, поделимся практическими наработками.

СЛ № 1 Сегодня мы открываем первое заседание методического объединения воспитателей, которое подчинено теме: «Теоретические и практические аспекты культуры речи, как основополагающего компонента профессиональной компетентности педагога».

И начать мы хотели бы с домашнего задания.

Мы просили вас подготовить ответ на вопрос: «Какие трудности профессионального общения вы испытываете?» (инструкция: перед вами лежат листочки, напишите на них некую трудность педагогического общения и опустите в коробку). Спасибо большое!

Анализ проблем поможет нам обсудить в подготовке следующей нашей встрече, когда мы будем говорить о взаимодействии воспитателя с участниками образовательного процесса.

В современном мире, в условиях, обусловленных многими переменами, связанными с инновационным развитием российского образования, одной из основных задач является профессиональная подготовка педагогических кадров, которые, как сказано в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в статье 3.4.2. «должны обладать основными компетенциями», которые неразрывно связаны с педагогическим мастерством, что в свою очередь включает в себя множество компонентов, одно из которых «Педагогическая техника» (Антон Семёнович Макаренко ввел определение «педагогическая техника»).

Что такое педагогическая техника, какие компоненты входят в ее состав? (совместное обсуждение с педагогами).

В.Н.Гринева выделяет следующие компоненты педагогической техники: Вы их видите на экране:

- Культура речи (направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание и т.д.).

- Внешний вид педагога.

- Владение жестами и мимикой.

- Владение психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния ребёнка и адекватно влиять на него;

- Умение выстраивать педагогическое общение с коллегами и родителями воспитанников.

Таким образом, делая вывод из всего сказанного «педагогическая техника» - это совокупность умений и особенностей поведения педагога, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру.

Мы думаем, что не случайно, такой компонент как «Культура речи» стоит на первом месте.

СЛ 3 Предлагаю совместно определить понятие «Культуры речи».

Для этого предлагаю вам объединиться на 3 подгруппы, как сидите:

Инструкция: «у вас на столах лежат листочки, на которых мы выписали определения культуры речи разных авторов. Вам необходимо будет из них составить и зачитать, которое наиболее полно раскрывает понятие «культура речи»

(педагоги зачитывают определения).

Не случайно считается, что речь человека – его «визитная карточка», поскольку от того, насколько грамотно он выражается, зависит его успех не только в повседневном общении, но и в профессиональной деятельности.

Именно поэтому к речи педагога дошкольного учреждения предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

СЛ 4 Культура речи включает в себя три аспекта:

Нормативный аспект – предполагает знание литературных норм речи и умение их применять (включает владение языковыми нормами, т.е. знание правил использования языковых единиц в литературной речи) (правильность, точность, логичность, чистоту изложения)

Коммуникативный аспект – связан с тем влиянием, которое оказывает на речь обстановка общения (выбор стиля речи (разговорный, официально-деловой, научный, публицистический) и ситуация общения (официальная, неофициальная), кол-во коммуникантов (диалог/монолог), включает в себя средства языка: выразительность, богатство, уместность, простота и ясность изложения.

Этический аспект – речевой этикет (соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность, вежливость).

СЛ 5 Как мы с вами сказали, правильность речи занимает одно из ведущих мест в культуре речи педагога. Предлагаем обратиться к нормам языка и проверить себя.

А сейчас мы с вами поупражняемся в правильности употребления ударений в словах

Проводится игра «Знатоки русской речи» (Правильность - соответствие речи языковым нормам: ударения и грамматики).

СЛ 6 Инструкция: На экране появятся пары слов, в каждой паре только один правильный ответ, который нужно выбрать.

Например: кУхонный? балОванный, но баловАть, каталОг, досУг, закУпорить, красИвее, исключИт, завИдно, облегчИть, танцОвщица, принУдить, плЕсневеть, освЕдомить, ходАтайство, сосредотОчение, упрОчение, обеспЕчение.

СЛ 7 Следующий компонент культуры речи, на который бы хотелось обратить ваше внимание, это «Точность»

Точность – это соответствие смыслового содержания речи, а так же точность передаваемой информации.

Примерами предметной неточности я могу поделиться с вами из личного опыта…)

Очень часто соответствие смыслового содержания нарушается в передаче информации.

Игра «Телеграмма» Инструкция: Одному из участников будет сообщена определённая информация, которую он должен будет передать следующему участнику по цепочке. Информацию сообщаем 1 раз. Не подсказываем и не повторяем. Сообщивший присаживается на свое место. Сейчас мы попросим выйти 4 участников, вы будете заходить по приглашению. В итоге сравним изначальную информацию с точностью её передачи последнего участника.

Текст информации: «Звонил Иван Иванович. Он просил передать, что задерживается, т.к. договаривается о получении новой мебели для подготовительной группы. Он должен вернуться к 14:00 часам, к началу педсовета. Но, если он опоздает, нужно передать заместителю заведующего, что он должен найти замену воспитателю группы среднего возраста на понедельник».

Совет: Убедиться в том, правильно ли вы поняли полученную информацию, если это необходимо, то уточнить; записать со слов человека, который вам передаёт информацию или постараться запомнить контекст.

СЛ 8

Следующий, также важный компонент культуры речи педагога - это «Простота и ясность изложения» – умение объяснить или рассказать о чём – либо доступно пониманию другого человека.

Игра «Объясни словечко»

Инструкция: Мы предлагаем вам некоторые фразы из программных произведений В.Н Нищевой, разных возрастных групп (раздать)

Ваша задача объяснить понятными и доступными пониманию ребенка словами. Предлагаем вам выбор (вытягивают)

СЛ 9 и ещё один компонент «Культуры речи» - это «Богатство и разнообразие» – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации.

Инструкция: к каждому слову нужно подобрать по три синонима.

Отважный – смелый, бесстрашный, храбрый.

Жадный – скупой, прижимистый, алчный

Дискуссия – диспут, обсуждение, дебаты, полемика, спор.

СЛ 10

Следующая составляющего «культуры речи педагога» это речевой этикет. Что включает в себя понятие «речевой этикет» (соблюдение норм поведения, уважение к участникам общения, доброжелательность, тактичность, вежливость).

Педагог, как участник воспитательно – образовательного процесса должен ориентироваться в способах диалогического общения с учётом норм речевого этикета.

Игра «Достижение цели» Задача: высказать свою просьбу так, чтобы собеседник не смог найти ни одного аргумента, чтобы отказать вам.

Мы приглашаем одного активного участника выходит к нам. Выбирайте себе партнёра. Ваша задача попросить у него ручку так, чтобы он не смог вам отказать (используя мимику, жесты, нужную информацию).

Итог: Вы продемонстрировали знание речевого этикета, но, тем не менее, многие коллеги сталкиваются с различными проблемами в общении производственного характера.

Поэтому у нас осталась целая коробка нерешенных проблем, к которым мы вернемся на следующее МО темой которого будет «Повышение профессиональной компетентности педагога через взаимодействие с участниками образовательного процесса»

Итог: Из выше сказанного на наш взгляд, можно сделать вывод, что соблюдение этических и коммуникативных норм – не только показатель культуры, но и одна из важных составляющих педагогического мастерства. Умение демонстрировать высокую культуру общения в целом и культуру делового общения, в частности, важнейшее требование нашей профессии.

Семь качеств в нашей речи

Запомнить просто и легко!

Лишь вспомни радугу на небе

И станет на душе светло.

Ведь радуга как речь, игрива

И удивительно красива!

Во все былые времена!

В ней правильность, логичность, точность,

Богатство красок, чистота.

А выразительность какая?

Ведь от нее поет душа.

Спасибо всем за нашу встречу,

За знание основ «Культуры речи»!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области