НОД детей среднего возраста с ОНР 2 уровня речевого развития
по развитию лексико-грамматической стороны речи
Область «Коммуникация»
Тема: Весна.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепить и активизировать словарь детей по данной теме; упражнять в умении подбирать имена прилагательные к именам существительным, глаголы к именам существительным; учить составлять предложения по картинно-графической схеме.
Коррекционно-развивающие задачи: закрепить навык согласования имён прилагательных с именами существительными в роде, числе, навык согласования имён существительных с числительными, навык образования имён существительных множественного числа И.п., практическое употребление предлога «НА»; развивать мышление, зрительную память, зрительное и слуховое восприятие, мимические мышцы, физиологическое дыхание, общую и мелкую моторику кистей рук.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать умение вслушиваться в речь педагога, умение слушать друг друга, умение работать в команде, сопереживать и приходить на помощь.
Интеграция областей: социализация, здоровье, чтение художественной литературы.
Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.
Оборудование: картинки-схемы с признаками разных времен года, изображение весны, плоскостное изображение солнца с лучами в виде конвертиков, разрезные картинки солнышек с эмоциями, плоскостное изображение тающего снега, картинно-графические схемы предложений, пластиковые стаканы с водой и трубочками для коктейлей, обручи, изображения весенних и летних цветов, перелётных и зимующих птиц, прищепки, ветки деревьев, мяч.
Ход:
Этапы | Содержание |
1.Организационный момент | В раздевалке: Л: Ребята, к нам в группу сегодня пришли гости, мы с ними поздороваемся, подарим им свои улыбки, а сами будем стараться, внимательно слушать, отвечать, не боятся. В группе: Л: Ребята, какое время года наступило? (Весна). Л: Вот пришла весна, весна, Очень теплая она, Солнце греет, тает снег, Веселится человек! (Вывесить на доску изображение девушки-весны). -Назовите весенние месяцы. -Весенние месяцы приготовили нам историю о весне. Они хотят научить нас рассказывать о весне, а чтобы было легко, они придумали для нас картинки-подсказки… Что случилось? Что произошло? Перепутаны все картинки - подсказки. Это пока мы проветривали группу, ветер-проказник всё сдул. Что делать? Надо помочь весне найти её признаки. Для этого мы отправимся в путешествие на лесную поляну и будем искать признаки весны. |
2.Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти Развитие мимических мышц | Л: Закрыли глазки, 1,2,3, на поляну мы пришли. Открыли глаза. Мы с вами на лесной поляне. Весна волшебница превратила нашу группу в поляну. Л: Посмотрите, кто нас встречает (Солнышко). (Подходим к столу, видим солнце с лучиками-конвертиками). Л: Какие необычные лучики у солнца. Солнце предлагает поиграть с ним. Выберите себе любой лучик и посмотрите, что в нём. (В конвертиках разрезные картинки с изображениями солнца: весёлого, грустного, испуганного, удивленного, сердитого). (Разрезные картинки). Л: Выложите и соберите каждый своё солнышко. Л: Солнышки получились одинаковые? Правильно, разные. Игорь изобрази своё солнышко, а мы отгадаем. (Дети отгадывают). Л: Ваши солнышки и грустные, и весёлые, и удивлённые, а какое солнце весной? (Весной солнце теплое, ласковое, яркое, доброе…). Л: Что делает весеннее солнце? (Солнце греет, пригревает, припекает, ласкает…). |
3.Самомассаж | Л: Весеннее солнце протянуло свои ручки, ручки солнышка лучи – так нежны и горячи (дети растирают руки), они гладят и ласкают нас по лицу (поглаживающие движения ладонями по лицу сверху вниз). Но ветерок ещё холодный (постукивание подушечками пальцев), И ночью иногда пощипывает мороз (щипание ушных раковин). А весеннее солнышко все-таки сильнее и согревает нас своим теплом (поглаживание). Л: С солнцем поиграли, признак весны нашли. Назовите какой? (Солнце припекает). Игорь, выбери картинку-подсказку и подари её Весне. |
4. Употребление предлога НА | Переходим к другому столу, находим нарисованный сугроб. Л: От солнечного тепла, что происходит со снегом? (Тает снег). Л: Какой снег весной? (Весной снег грязный, тёмный, рыхлый, мокрый, липкий…). Л: Посмотрите, под сугробом снег растаял. Что-то там спрятано. Это схемы предложений, по которым мы узнаем, где растаял снег. (Дети находят схемы предложений и читают их). Л: Какое маленькое слово спрятано в этих схемах? (Предлог НА). Л: Узнали, где тает снег. Илья, выбери и подари картинку Весне. |
5.Развитие неречевого дыхания и слухового восприятия | Л: Снег тает и во что превращается? (Снег превращается в воду/ Снег превращается в ручейки). Л: Что делают ручейки? (Ручейки бегут, шумят, торопятся, разговаривают, смеются, бурлят, звенят, журчат, блестят.) Л: Весна приготовила для нас сюрприз: она превратит нас в ручейки. Мы будем журчат (разговаривать), как ручейки. (Достаю поднос со стаканчиками). Для этого мы подуем в трубочки. Л: Ручейки умеют разговаривать громко, а теперь тихо, опять громко, опять тихо. И совсем перестали разговаривать. Л: Какие у нас получились ручейки? (Быстрые, журчащие, голубые, разговорчивые, звонкие, прозрачные, холодные). Л: Артём, выбери карточку-подсказку про ручеёк и подари Весне. |
6.Физминутка | Л: Продолжаем наше путешествие. (На полу обручи). Л: Ой, беда! Ой, беда! Тает снег, кругом вода. Не обуешь валенки, На снегу… проталинки. Л: Что такое проталинки? (Это земля, где растаял снег) Л: Ребята, как нам добраться по проталинам к большой проталине. (Дети перепрыгивают из обруча в обруч). |
7.Согласование имён сущ-х с числительными | Л: Какая большая проталина. Что на ней выросло? (Молодая травка, первые цветы). Посмотрите, здесь побывал ветер. Перепутал все цветы. Выберите только весенние цветы. Л: Каждый на своей карточке посчитайте, сколько у вас цветов. Л: Сразу два признака весны мы нашли. Назовите, какие. Арина, выбери и подари сразу две карточки. |
8.Развитие м/м | Подходим к столу, на котором стоят две вазы с ветками. Л: Чтобы найти следующий признак весны, я предлагаю вам отгадать загадку: На ветках – плотные комочки, В них дремлют клейкие листочки (Почки.) Л: Что происходит с почками весной? (Почки набухают, лопаются, раскрываются, зеленеют). Л: На этих ветках уже появились листочки. Почему? (Ветки стоят в воде, им тепло). Л: А на этих нет. Давайте украсим и эти ветки листочками с помощью прищепок. (Раздаю каждому ветку, предлагаю прищепки, дети прицепляют на них прищепки). Полюбуйтесь, какой весенний букет у нас появился. Л: Почему вы выбрали только зелёные прищепки? Л: Какой, Саша, мы нашли признак весны? (На ветках появляются почки). Выбери карточку и подари Весне. |
9.Образование сущ-х мн.ч. И.п. | Незаметно для детей посадить птиц на ветки. Л: А кто это сидит на ветках? (Птицы) -Что мы можем сказать о птицах весной? (Весной птицы прилетают с юга.) -Какие птицы прилетают? (Перечисляют). -Опять проделки ветра. Прилетают к нам весной снегири? (Нет, снегири зимующие птицы). Л: Лети , лети, снегирь, в холодные края. Л: Предлагаю поиграть в игру «Один – много» (с мячом): -У нас на ветке сидит один грач, а на улице сидят… грачи (скворцы, утки, лебеди, ласточки, гуси). Л: Игорь найди картинку-подсказку и подари Весне. |
10. Психогимнастика | Л: Наше путешествие закончилось (Подходим к доске). Посмотрите все признаки весны мы нашли. (Дети находят среди картинок ещё один признак – люди сняли тёплую одежду). Л: Почему люди сняли теплую одежду? (На улице тепло). Давайте представим, что нам жарко, и мы сминаем тёплую куртку (имитируем), теплый комбинезон, тёплую шапку. |
11. Итог | Л: Мы нашли все признаки весны и теперь нам будет легко рассказать историю о весне. (Дети по цепочке составляют рассказ): -Весной солнце припекает. -Тает снег. -Бегут ручьи. -На земле появляются проталины. -В проталинах растёт молодая травка и первые цветы. -На ветках набухают почки. -С юга прилетают перелётные птицы. -Люди сняли теплую одежду. |
12.Оценка деятельности детей. | Л: Ребята, какие вы молодцы. Мне очень понравилось с вами путешествовать. Понравился Артём, он подобрал много слов о солнце. Вика много слов придумала о снеге. Игорь правильно посчитал цветы. Илья не ошибался в игре «Один-много». Саша так точно изобразил весёлое солнышко. Л: А вам что понравилось? Л: Весна благодарит вас за помощь и дарит вам медали. |
Используемая литература:
1.Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2009.
2.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3-4 лет: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2007.
3.Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет. – СПб. : Речь; М, : Сфера, 2008.
4.Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР. – СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2007.
5.29 лексических тем: пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей 4-5 лет / Авт.-сост. А.В.Никитина. – СПб. : КАРО, 2008.