Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Интегрированный урок для 7-8 кл "Декабристы" (история и литература)

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 41»

Внеклассное мероприятие

история – литература

«Жизненный подвиг декабристов»

Учитель истории Адволодкина Ирина Михайловна

Учитель русского языка и литературы Титова Ирина Владимировна

Петропавловск-Камчатский

2018 г.

Пояснительная записка

К внеклассному мероприятию «Жизненный подвиг декабристов».

Россия – государство с богатой событиями историей. За последние 25 лет, т. е. время строительства демократического государства, изменились многие точки зрения, оценки событий, фактов, судеб целых народов исторических личностей. Школьное историческое образование, благодаря творчеству учительской общественности, не позволяет нам забыть о том, что дело образования и воспитания - единый процесс, нельзя переписать историю государства, не затронув воспитательного процесса, который основывается на традициях нашего народа, на материалах истории края, города в контексте истории государства.

Необходимость внеклассных интегрированных мероприятий в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Интеграция научных знаний, в свою очередь, предъявляет новые требования к специалистам. Возрастает роль знаний человека в области смежной со специальностью наук и умений комплексно применять их при решении различных задач.

На сегодняшний момент связь таких гуманитарных предметов, как история и литература, необходима. История и литература всегда шли рядом: литература отражает жизнь разных народов в самые разные эпохи их развития. 

Данное мероприятие затрагивает предметное информационное пространство курсов истории России и литературы.

Такое совпадение тем позволяет, благодаря интеграции, на качественно новом уровне продолжить формирование ключевых компетенций учащихся: выявлять определенные закономерности изучаемого исторического процесса, прослеживать причинно-следственные связи исторических, культурных и литературных событий, интерпретировать их и соотносить с общей идеей мероприятия, что позволяет создать целостное представление об эпохе и событиях изучаемого периода.

Данное мероприятие занимает важное место при изучении отдельных тем по истории и литературе XIX века. Либеральное движение в России возникло еще в XVIII веке. В начале XIX века после Отечественной войны 1812 года вновь активизируются движения за гражданские свободы и конституционное устройство государства. Взгляды декабристов и их действия очень важны при раскрытии особенностей последнего периода царствования Александра I и прихода к власти его брата Николая I. Предпринятая декабристами попытка переустройства России во многом объясняет реакционную политику Николая I. Восстание декабристов как событие имело и имеет различные исторические оценки, но одно неоспоримо, что поступки людей, способных изменить ход истории, мечта о лучшем и светлом, гражданский и человеческий подвиг достойны нашей памяти и уважения.

Исходя из этого, основными задачами являются:

Воспитательные:

1.Формирование развитой, социально активной, творческой и самостоятельной личности;

2. Воспитание на примере гражданской позиции декабристов любви к Отечеству.

Развивающие :

1.Развитие навыков логического мышления и визуальную память  через получение аудивизуальной информации;

2.Развитие умения устанавливать взаимосвязь между историческими процессами,  способствовать развитию навыков самостоятельной работы с источниками исторической информации;

3.Развитие навыков самостоятельной  оценки учащимися исторических событий, т.о. формировать критическое мышление.

Образовательные :

1.Способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала о движении декабристов;

2.Актуализировать интерес к данной теме через усиление мотивации к процессу обучения при использовании ИКТ.

Предлагаемое мероприятие позволяет эффективно усвоить учебный материал. Оно учитывает психологию отношений и особенности формирования мотивации, предполагает развитие личности каждого ученика. Мероприятие такого характера позволяет изучить материал учебной программы с использованием наглядных методов, с применением субъектного подхода, который вырабатывает отношение к ученику не как к объекту или к предмету образовательного воздействия, а как к субъекту, имеющему право выбора и несущего ответственность за свои действия. Такой вид внеклассной работы позволяет создать условия для максимальной реализации способностей каждого, в том числе метапредметных умений, используемых в процессе подготовки к нему и на самом мероприятии. Такой вид внеклассной работы является наиболее привлекательной формой усвоения знаний, так как обучение идет на фоне эмоционального подъема и максимальной наглядности.

Наблюдения показали, что в конечном итоге данная технология дает высокий ценностно-ориентированный и релаксационный эффект. Неоднократное применение автором разработки данной технологии на уроках и внеклассных мероприятиях подтверждает ее эффективность и среди учеников. Основными признаками мероприятия является то, что оно:

а) содержит основные материалы, обязательные для изучения по программе и учебнику на основе формирования общих представлений;

б) проводится, как правило, в целях изучения и закрепления исторического материала, связанного с общим курсом истории и литературы;

в) охватывает сравнительно узкую тему или период;

Разработка подобных интегрированных мероприятий приносит несомненную пользу качественному историко-литературному образованию обучающихся. Она базируется на системно-деятельном подходе к обучению и требует от учителей истории и литературы тщательного планирования интегрированных мероприятий и тесного сотрудничества. Результаты такой работы говорят в пользу данного подхода: из 27 обучающихся 21 показали хорошие и отличные знания текста произведения «Русские женщины», исторический аспект качественно усвоили 22 человека. Учащиеся достоверно отобразили исторический облик эпохи, освоили лексику и манеры поведения главных героев произведения в устных выступлениях и инсценировках. Можно отметить и повышение их интереса к литературному чтению и усовершенствование их художественного вкуса и творческих способностей.

Данное внеклассное мероприятие рассчитано на 45 минут.

Ход мероприятия

Учитель литературы: Как вы понимаете слово “борьба”? Что такое борьба внешняя и внутренняя?

За что человеку приходится бороться? Всегда ли борьба приводит к победе? Может ли человек победить самого себя?

Как, с вашей точки зрения, изменится характер человека в результате борьбы?

Можно ли прожить жизнь без борьбы?

Ответы учащихся: (Прожить без борьбы человек не сможет. Жизнь – это борьба за правду, свободу, честь, достоинство, Отечество. Только тот, кто идёт по такому пути, а не плывёт по течению. может называться Человеком. Примеров в истории нашего Отечества и русской литературе немало.)

Учитель истории: Сегодня наш урок будет посвящен декабрьским событиям 1825 г., но не только им. Обратите внимание на тему мероприятия(написана на доске, открывается).(Слайд № 2)

Прочитайте эпиграф. Как вы понимаете эти строки? Кого драматург называет злодеем? О какой свободе идет речь? Почему эти люди, призывающие к свободе не хотели жить рабами? О каком рабстве идет речь? Кто эти люди? Почему именно сейчас возникла необходимость свергнуть власть и царей? (Слайд № 1)

Учащиеся: Злодей – это царь, свобода от крепостного права. Все беды страны, отсталость от европейских стран, нищету народа, они видели именно в крепостном праве. А эти идеи у них возникли после Отечественной войны, а именно после Заграничных походов. Это было первое крупное выступление высших слоев общества (дворянства), предлагавших проведение серьезных реформ в стране.

Учитель истории: То, о чем мы сегодня будем говорить , в той или иной степени,нам известно. Давайте вместе сформулирует цели и задачи (после ответов учащихся высвечиваются на слайде).( Слайд №3)

Учитель литературы: Перед нами проблемный вопрос, на который в конце мероприятия мы должны ответить: Считаете ли вы выступление декабристов жизненным подвигом , а самих декабристов героями? (Слайд №4)

Но прежде давайте рассмотрим некоторые понятия и выскажем о них свое мнение.

Что означают слова: подвиг, герой, патриот? ( разрешается работать со словарем и интернетом)

Сценка «Бал» (исполнение Вальса под музыку Грибоедова или Свиридова) ( Слайд №5)

Учитель истории: Давайте вспомним, как все начиналось. Когда были созданы первые организации декабристов и как он назывались? Какие организации появились позже, кто ими руководил. Какие программные документы были ими разработаны. В чем их смысл? (Слайды №6,7)

Сценка «Декабристы»

Учитель литературы: Первые тайные общества появились почти сразу после окончания заграничных походов (1813-1814 гг.). Первым было «Союз спасения», переменный позднее в «Союз благоденствия». Вместо него, образовались в 1821-1822 годах два тайных общества «Северное» и «Южное».

 В Каменку, имение Василия Давыдова, съезжались члены «Южного общества» - будущие декабристы под предлогом семейных торжеств. Сюда же был вхож и великий русский поэт А. С. Пушкин, находившийся в то время в южной ссылке.

Сам Пушкин глубоко впитал свободолюбивые мысли еще в лицее, где во время войны 1812 года стоял гусарский полк. Александр Сергеевич был другом и соратником декабристов, верил в их идеалы и воспевал их в своей лирики.

Стихи Пушкина стали орудием литературной пропаганды в руках членов тайных обществ, получили огромное распространение в среде общества и создавали Пушкину славу поэта-борца.

Сценка. Чтение стихов А.С. Пушкина.

1 чтец:

«Самовластитель злодей !

Твоя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостью вижу.

Читаю на твоем челе

Печать проклятия народы,

Ты ужас мира, стыд природы,

Упрек ты богу на земле».

2 чтец:

«Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия воспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена».

3 чтец:

«Увижу ль, о друзья! Народ не угнетенный

И рабство, падшее по манию царя,

И над отечеством Свободы просвещенное

Взойдет ли прекрасная Заря».

Учитель литературы: Идеи поэтов декабристов и А.С.Пушкина легли в основу конституции «Северного общества». Именно «Северное общество» Сыграло главную роль в подготовке восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Его ядро составили: Муравьев, Тургенев, Трубецкой, Оболенский, Пущин и другие.

( поименно выходят на сцену учащиеся-«декабристы»).

(Столы, свечи, карты, бильярд)

Муравьев: «Крепостное состояние и рабство должны быть отменены. Раб, прикоснувшийся к земле русской, должен быть свободным».

Тургенев: «Право собственности должно быть священно и неприкосновенно».

Трубецкой: « Каждое слово должно быть свободным».

Пущин: «Необходимо уничтожить все военные поселения».

Оболенский: «Каждый гражданин Российского государства обязан повиноваться законам и властям Отечества, быть готов к защите Родины и должен явиться к знаменам, когда востребует того закон».

Трубецкой (читает стих поэта-декабриста Рылеева):

«Известно мне: погибель ждет

Того, кто первым восстает

На утеснителей народа,-

Судьба меня уж обрекла,

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

Погибну я за край родной,-

Я это чувствую, я знаю.

И радостно, отец святой,

Свой жребий я благословляю».

Все замерли.

Звучат печальные звуки скрипки.

Просмотр фрагмента фильма «Звезда пленительного счастья» ( На балу)

Учитель истории: Посмотрите на данные репродукции картин, какое историческое событие здесь получило отражение? (демонстрируются картины без названия и авторства). (Слайд № 8)

Учащиеся: Восстание декабристов 14 декабря 1825 г.

Учитель истории: Высвечивает на слайде название и авторство картин: Карл Иванович Кольман “Восстание на Сенатской площади в Петербурге 14 декабря 1825г.

-Какие фрагменты восстания показаны?

-Как вы думаете, почему именно этот фрагмент был запечатлен на картине художника?

К. Кольман показал момент прибытия на площадь новых войск, верных императору, слышны первые залпы, первые жертвы, судьба декабристов предрешена.

Учитель литературы: Перед вами репродукция картины Василия Федоровича Тимма «Восстание 14 декабря 1825 г. (Слайд №9)

- Что изображено на картине на переднем плане, на заднем?

- Какие цвета использует художник?

- Является ли картина подвижной?

- Какое настроение создаёт автор?

- Какие детали помогают передать это настроение?

Учащиеся: На картине В. Тимма получил отражение момент, когда восставшие собрались на площади, но из-за отсутствия руководства не прибегают к действиям, еще можно избежать кровопролития;

Учитель истории: (Работа с документами) Ребята, перед вами документы «Зарождение декабристского движения». Просмотрите эти документы и ответьте на вопросы:

- Каковы были причины зарождения движения декабристов?

- Что повлияло на формирование взглядов будущих -декабристов? (Слайд №10)

Учитель истории: Каковы итоги выступления декабристов?

Учащиеся: Новый царь Николай I жестоко расправился с восставшими: на подавление восстания была выслана конная гвардия, открыт огонь из пушек. Восставшие понесли большие потери;

-в течение 6 месяцев велось следствие по делу декабристов. 120 человек предано суду. Казнены: Пестель, Рылеев, Каховский, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин

-остальные сосланы в Сибирь на каторжные работы. Сюда ко многим декабристам приезжали жены. Они не воспользовались разрешением Николая I вторично выйти замуж и бросили ради мужей – декабристов свободу и обеспеченную дворянскую жизнь.

На фоне (Слайдов № 11-13)

Учитель: Царь Николай немного царствовал,

но много начудесил:

125 в Сибирь сослал,

А пятерых повесил.

Сценка: Губернатор- Трубецкая.

Цейдлер:

« Позвольте-с. Я согласен сам,

Что дорог каждый час,

Но хорошо ль известно вам

Что ожидает вас?

Бесплодно наша сторона,

А та - еще бедней.

Короче нашей там весна,

Зима – еще длинней.

В казарме общей надо жить.

А пища: хлеб да квас.

Пять тысяч каторжников там,

Озлобленны судьбой.

Заводят драки по ночам,

Убийства и разбой.

Поверьте, вас не пощадят,

Не сжалится никто!»

Графиня Трубецкая:

«Ужасно будет, знаю я,

Жизнь мужа моего.

Пускай же будет и моя

Не радостней его!»

Цейдлер:

« Но вы не будете там жить,

Тот климат вас убьет

Я вас обязан убедить

Не ездите вперед!»

Графиня Трубецкая:

«Живут же люди в том краю,

Привыкну я шутя.»

Цейдлер:

«Живут? Но молодость свою

Припомните…дитя.»

Графиня Трубецкая:

« Покинув родину, друзей,

Любимого отца,

Приняв обет в душе моей

Исполнить до конца

Мой долг, я слез не принесу

В проклятую тюрьму,-

Я гордость, гордость в нем спасу

И силы дам ему.»

Цейдлер:

« Да, откровенно говорю,

Вернитесь лучше в свет!»

Графиня Трубецкая:

« Благодарю, благодарю

За добрый ваш совет!»

Цейдлер:

« Но муж же вас не пощадил?

Подумайте, дитя.

О ком тоска? К кому любовь?

Увлекся призраком пустым,

И вот – его судьба…

И чтож?..бежите вы за ним,

Как жалкая раба.»

Графиня Трубецкая:

«Нет! Я не жалкая раба,

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба-

Я буду ей верна!

О, если б он меня забыл

Для женщины другой,

В моей душе хватило б сил

Не быть его рабой!

Но знаю: к родине любовь

Соперница моя.

И если б нужно было вновь,

Ему простила б я!...»

 На фоне (Слайдов №14-16) звучит стихотворение «Во глубине сибирских руд…»

« Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье,

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра

Надежда в мрачном подземелье

Разбудит бодрость и веселье.

Придет желанная пора:

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут – свобода

Воспримет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.»

Показ фрагмента фильма «Звезда пленительного счастья» ( отправка в ссылку)

Учитель литературы: Итак, мы возвращаемся к проблемному вопросу. Считаете ли вы выступление декабристов жизненным подвигом , а самих декабристов героями?

Выступления учащихся.

Спасибо за работу, все молодцы!

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области