Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Программа внеурочной деятельности " Волшебная Флористика" 3-4 класс

Цель программы: расширение и углубление экологических знаний младших школьников. Задачи: 1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека. 2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе. 3. Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности учащихся. 4. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Программа внеурочной деятельности

«Волшебная Флористика»

Пояснительная записка

В последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию. Человек – часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы - жизнь на земле.

Восхищение красотой природы, охрана ее и рациональное природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического воспитания. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения считаем формирование экологической культуры детей.

Кроме того, невозможно скрыть чувство тревоги за нашу природу. Мы так много взяли от природы, что не можем ждать от неё милости. Задумавшись над смыслом сказанного, была поставлена цель воспитания бережного отношения школьника к природе.

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретёт умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, в этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в его поведении в природе.

Программа внеурочной деятельности «Волшебная Флористика»» позволит преодолеть отчуждение ребенка от природы и поможет становлению экологической культуры младшего школьника, его познавательных, эстетических, эмоционально-нравственных и практических отношений с окружающей природной средой.

Цель программы: расширение и углубление экологических знаний младших школьников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, о взаимодействии природы и общества человека.

2. Формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе.

3. Формирование экологических ценностных ориентаций в деятельности учащихся.

4. Воспитание ответственного отношения к своему здоровью, к природе живой и неживой.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Содержание курса внеурочной деятельности строится на основе деятельностного подхода. Вовлечение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования ответственности как черты личности. Программа предусматривает проведение экскурсий и практических занятий в ближайшем природном окружении.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволит решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие и усвоение знаний, создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений нравственного, эстетического характера.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитательная функция курса заключается в формировании у младших школьников необходимости познания окружающего мира и своих связей с ним, экологически обоснованных потребностей, интересов, норм и правил (в первую очередь гуманного отношения к природному окружению, к живым существам). Обучение и воспитание в процессе изучения курса будут способствовать развитию эмоциональной сферы младших школьников, их способности к сопереживанию, состраданию.

Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа данного курса представляет систему занятий для учащихся 1-4 классов и рассчитана на 135 часов: 1 час в неделю, (33 занятия в первом классе, 34 занятия во 2-4 классах).

Программа может быть реализована в рамках внеурочной деятельности в соответствии с образовательным планом.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

Ценностными ориентирами содержания внеурочной деятельности в начальной школе являются:

— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего мира;

— формирование представлений о природе как универсальной ценности;

— изучение народных традиций, отражающих отношение местного населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;

— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему миру природы;

— развитие представлений о различных методах познания природы (искусство как метод познания, научные методы);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;

— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению ближайшего природного окружения.

Основной акцент в содержании программы сделан на развитии у младших школьников наблюдательности, умения устанавливать причинно-следственные связи. В содержание курса включены сведения о таких методах познания природы, как наблюдение, измерение, моделирование; даются сведения о приборах и инструментах, которые человек использует в своей практической деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы  внеурочной деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Формами подведения итогов выступают ежегодные Недели экологии, традиционные экологические праздники и мероприятия, создание проектов.

Ожидаемый результат в конце изучения программы:

Учащиеся должны знать:

- планета Земля – наш общий дом;

- Солнце-источник жизни на Земле;

- живое и неживое в природе;

- основные группы растений и их приспособленность к среде обитания;

- влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);

- значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ;

- многообразие живых организмов;

- основные виды экосистем;

- организмы, приносящие вред и ущерб человеку и его хозяйственной деятельности, меры борьбы и защиты;

- человек-существо природное и социальное, его разносторонние связи с природой;

- условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека;

- различия съедобных и несъедобных грибов;

- позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;

- способы сохранения окружающей природы;

- что такое наблюдение и опыт;

- экология наука о доме;

- правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

- выполнять правила поведения в природе;

- применять теоретические знания при общении с живыми организмами;

- ухаживать за культурными растениями;

- заботиться о здоровом образе жизни;

- заботиться об оздоровлении окружающей среды, улучшать состояние окружающей среды;

- предвидеть последствия деятельности человека в природе;

- наблюдать за живыми организмами и явлениями природы;

- оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, таблиц, рисунков, описаний и выводов;

- работать с гербарием, с коллекциями, с увеличительными приборами и микропрепаратами;

- ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы;

- проводить работу по пропаганде экологических знаний.

Уровни результатов внеурочной деятельности

Первый уровень

Второй уровень

Третий уровень

Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс)

Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы)

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Содержание программы

Программа состоит из 4 частей, связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов.

1-ый год обучения: Организация внеурочной игровой деятельности (33ч.).

2-ой год обучения: Природа вокруг нас (34 ч.).

3-ий год обучения: Взаимосвязи в природе (34 ч.).

4-ый год обучения: Организация проектной деятельности с учащимися по наблюдениям в природе (34.).

Основные принципы содержания программы «Волшебная Флористика»:

1. Принцип научности и доступности.

2. Принцип наглядности и практической направленности.

3. Принцип системности и целостности.

4. Принцип личностной ориентации.

5. Принцип краеведческий.

6. Принцип единства сознания и деятельности.

Программа опирается на теоретический, практический и личностный опыт учащихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир».

Программа включает и раскрывает основные содержательные линии:

- Земля - единая экосистема.

- Человек – часть экологической системы.

- Природные существа и их уникальность вне зависимости от формы проявления.

Программа учитывает действенную, эмоционально-поведенческую природу младшего школьника, личную активность каждого ребёнка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.

Содержание программы реализуется через создание проблемных ситуаций на занятиях, через ситуации оценки деятельности, а затем и прогнозирования последствий поведения человека по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через игровые занятия, через опытническую деятельность и через выход на исследовательские задания. Формы организации деятельности детей разнообразны: групповая, индивидуальная.

Педагогические технологии, формы и методы, обеспечивающие реализацию образовательной программы

Для реализации программы «Волшебная Флористика» используются:

1) Технологии развивающего, дифференцированного, компетентностно-ориентированного обучения. Данные методики учитывают интересы каждого обучающегося, его психологические возрастные особенности, приобретѐнные знания, умения и навыки. Приоритетной формой работы является субъект-субъектные отношения: обучающийся - субъект самостоятельного познания, самостоятельно организованной деятельности, а педагог - консультант, организатор процесса обучения.

2) Формы занятий:

- беседы, диалог, дискуссия, обсуждение поставленного опыта, конференция помогают развить способности говорить, доказывать свою точку зрения, логически мыслить;

- конкурсы, выставки, смотры достижений помогают доводить работы до конечного результата, фиксировать успехи, демонстрировать собственные достижения и достойно воспринимать достижение других людей и т.д., побуждают к творческой активности, поддерживают интерес к работе;

- совместные игры, экскурсии на природу, обмен впечатлениями - помогают приобретать опыт взаимодействия, доброжелательного общения, созданию психологического климата в коллективе.

- выполнение самостоятельных исследований дают возможность - целенаправленно познавать и решать противоречия, приобретать научный опыт.

Ведущая форма – практическое занятие, но вместе с тем используются и такие формы, как экскурсии, самостоятельная практическая работа, занятия по контролю знаний и умений, занятия по развитию творческих способностей, занятия по формированию эстетических и нравственных качеств, комбинированные занятия, индивидуальные и в группах. В целях лучшего использования учебного времени, лучшего восприятия и усвоения учебного материала, используются методические и дидактические средства: учебные пособия, образцы изделий, раздаточный дидактический материал, книги. Всё это позволяет усваивать учебный материал с различной скоростью, в зависимости от индивидуальных качеств, приобретаемых знаний, навыков, возраста.

3) Методы обучения:

1. Теоретические (информационные):

а) устные словесные методы: рассказ, беседа, инструктаж. Рассказ применяется для сообщения новых знаний, он должен быть четким и лаконичным, сочетать точность познавательных сведений с живым и ярким повествованием. Во время беседы новые знания не только приобретаются, но и закрепляются путем обмена мнениями между педагогом и обучающимся. Таким образом, рассказ – односторонний, а беседа – двусторонний метод обучения. Беседа способствует активизации детского мышления: обучающиеся под руководством педагога осмысляют учебный материал, обсуждают его, устанавливают связи между теоретическим материалом и практикой. Инструктаж – словесный метод обучения, основанный на изложении инструкций. Обычно под инструкцией понимается четкое и достаточно краткое объяснение или перечень правил, которые необходимо строго выполнять. Чем четче педагог формулирует инструкцию, тем быстрее обучающиеся осваивают содержащуюся информацию;

б) демонстрационные методы реализуют принцип наглядности в обучении и опираются на показ таблиц-коллекций, использование видеофильмов и картин, таблиц по культурам, технологических карт, пособий.

2. Практические методы:

а) репродуктивные методы – они способствуют формированию умений запоминать и воспроизводить информацию. Это сочетание словесных методов с демонстрационными, то есть объяснительно-иллюстративные методы. Они строятся на передаче информации с помощью трех главных факторов (слово, демонстрация образцов и способы работы) в сочетании с графическими изображениями;

б) методы проектного обучения – предполагают построение и наличие логической цепочки: замысел – подбор материалов и инструментов – осуществление замысла – решение дополнительно возникающих задач. У обучающихся развиваются психические функции: понимание – применение знаний – анализ (умение выделять главное и видеть второстепенное) – синтез (приход к решению) – оценка и самооценка. Проектная деятельность может быть выполнена коллективно и индивидуально;

в) эвристическая беседа представляет собой вопросно-ответную форму обучения на основе оперативной обратной связи. Обучающиеся с помощью полученных теоретических знаний решают конкретную учебную задачу, то есть после объяснения самостоятельно находят рациональную последовательность практических действий и оценивают конкретные явления с точки зрения известных критериев. Практические методы способствуют формированию умений и навыков. Организация эффективного обучения зависит и в умелом использовании разнообразных форм организации педагогического процесса и методов обучения, позволяет добиваться наибольшего результата в достижении поставленных задач.

Календарно-тематическое планирование

3 класс - 34 ч

Номер

занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

проведения

план

факт

1-2

Что изучает экология? Конкурс поделок из природного материала

Выставка

2

3

Что такое окружающая природа и окружающая среда?

1

4

Организм и окружающая среда.

1

5

Место человека в мире природы

1

6

Экскурсия в природу «Изучаем растения».

Проект

1

7

Первые уроки экологической этики.

1

8

День Синиц – Афанасьев День.

1

9

Неживая природа. Экологические факторы неживой природы.

1

10

Солнце – источник тепла и света.

1

11

Вода, её признаки и свойства. Берегите воду.

1

12

Почва и её свойства. Как сохранить почву?

1

13-14

Погода. Климат. Прогноз погоды.

2

15

Что такое кислотные дожди?

1

16-18

Акция «Покормите птиц зимой».

3

19

Экологические группы растений.

1

20-21

Комнатные растения и их польза.

Проект

2

22-23

Размножение комнатных растений.

2

24

А знаете ли вы культурные растения?

1

25

Что вы знаете о лекарственных растениях?

Проект

1

26

Работа с карточками – определителями растений.

1

27-28

Уроки экологической этики.

2

29-30

Сбор макулатуры «За сохранение лесов».

2

31

Конкурс на лучший экологический знак и экологическую листовку.

1

32

Экологический трудовой десант «Сделаем школу нашу чище и краше». Субботник

2

33-34

Практическая работа по посадке и уходу за комнатными растениями.

1

Календарно-тематическое планирование

4 класс - 34 ч

Номер занятия

Тема занятия

Количество часов

Дата

проведения

план

факт

1

Вводное занятие.

1

2-3

Выставка поделок из природного материала «Чудо – Юдо, овощи и фрукты»

2

4-5

Практическое занятие «Собираем семена однолетних культур».

2

6

Экскурсия в природу «Изучение деревьев. Изменения от сезона к сезону».

2

8

Экскурсия в природу «Изучаем листья растений».

2

10-11

Создаем гербарий.

Проект

2

12-13

«Вырасти себе друга» (цветок на окне)

2

14-15

«Альбом моих друзей» – рисунки, фотографии растений с которыми общаются участники программы.

Проект

2

16

Работа с гербарными экземплярами растений.

1

17-18

Акция «Покормите птиц зимой».

2

19

Экскурсия в природу «Зимующие птицы».

Проект

1

20

Сообщества. Изменения в сообществах.

1

21

Пищевые цепочки и связи.

1

22

Практическое занятие по составлению пищевых цепочек и связей.

1

23

Что такое парниковый эффект?

Причины и последствия.

1

24

Подготовка почвы для выращивания рассады цветов.

1

25

Посев семян цветочных культур на рассаду.

1

26

Пикирование рассады.

1

27

Уход за рассадой.

1

28

Практическое занятие «Весенняя обработка почвы».

1

29

Пересадка рассады в грунт.

1

30-31

Уход за цветочными растениями.

2

32

Экологический трудовой десант «Сделаем школу нашу чище и краше». Субботник

2

33-34

«Встреча друзей» – выставка комнатных растений, выращенных участниками программы.

1

Программно-методические пособия:

1. Александрова Ю.Н, Ласкина Л.Д. «Юный эколог», Волгоград, «Учитель»,2010.

2. Вдовиченко В. М.. «Хрестоматия юного натуралиста», Минск, ООО «Юнипресс», 2001

3. Грибов П.Д. «Как человек исследует, изучает, использует природу», Волгоград, «Учитель», 2002.

4. Литвинова Л.С, Жиренко О.Е. «Нравственно-экологическое воспитание школьников»,

Москва, ООО «5 за знание», 2005.

5. Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба», Москва, «Просвещение», 2007

6. Плешаков А. А. «Великан на поляне», Москва, «Просвещение», 2008

7. Плешаков А. А. «Зеленые страницы», Москва, «Просвещение», 2007

8. Сорокоумова Е.А. «Уроки экологии в начальной школе», Москва «Аркти», 2008.

9. Тарабарина Т.И. «И учёба, и игра: природоведение», Ярославль, «Академия развития, 2006.

10. Ушакова О.Д. «Загадки и пословицы о природе и погоде», Санкт – Петербург,ИД «Литера», 2006.

11. Фадеева. Г.А. «Международные экологические акции в школе», Волгоград, «Учитель»,2005. 12. Фадеева Г.А. «Неделя экологии в школе», Волгоград, «Учитель», 2006.

13. И.П. Чередниченко «Экология. Внеклассные мероприятия, исследовательская деятельность», Волгоград, «Учитель», 2010.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области