Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Грамматическое стркутурирование в теоретических исследованиях

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Грамматическое структурирование в теоретических исследованиях.

Грамматический строй речи – это совокупность грамматически оформленных образований, участвующих в формировании речи. Процесс отбора элементов речи (текста) зависит от круга знаний говорящего и слушающего и общей задачи коммуникации и таким образом характеризует уровень образованности и культуры личности коммуникантов.

Грамматический строй речи охватывает:

1) использование в речи слов (лексем) и форм слов, образованных по законам и правилам языка;

2) построение словосочетаний по законам и правилам соединения слов;

3) использование предложений, построенных по известным языковым моделям;

4) построение текста на основе правил сочетания предложений в более сложные грамматические организации.

Основой формирования грамматического строя речи являются закономерности усвоения родного языка и опора на механизмы речи (механизм отбора слов, упреждающего синтеза, контроля и критики текста).

Речь проходит довольно длительный путь, прежде чем воплотится в живое слово.

СЕМАНТИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЕ СТРУКТУРИРОВАНИЕ

Это ступень языкового оформления речи – высказывания или его составных частей, отдельных предложений. Она заключает до-коммуникативный этап; следующий этап, коммуникативный, – это кодовый переход на устную или графическую речь и восприятие речи адресатом.

В теме «Семантико-грамматическое структурирование» выделяются три аспекта: выбор слова, порядок слов в предложении, грамматическое маркирование. Это не три ступени, так как по времени они совмещаются. Впрочем, и другие ступени внутренней подготовки высказывания трудно поддаются временному разграничению.

Выбор слова. Напомним, что в долговременной памяти человека содержатся десятки тысяч слов и их значений. В процессе порождения речевого высказывания скорость выбора нужного слова очень велика: за долю секунды нужно не просто извлечь слово из памяти, но именно выбрать его из числа других, причем выбранное слово должно быть точным для выражения мысли, замысла. Проследить этот процесс невозможно, поэтому можно пользоваться только гипотезами, в какой-то мере проясняющими вопрос.

Существует несколько гипотез, каким образом происходит выбор.

Первая гипотеза принадлежит Н.И.Жинкину. В статье «Развитие письменной речи учащихся III-VII классов» он исследует выделение предикатов в тексте сочинения, связь между ними, иерархию предикатов. Как происходит непосредственный выбор слова, остается неясным. В основе выбора слова лежит субъект высказывания – логический, не всегда совпадающий с грамматическим. Последовательность выбора: субъект – предикат (иерархия предикатов) – предметные признаки, которые распределяются в высказывании в группе предложений (а не в одном).

Существенную роль в выборе слов выполняет проект структуры предложения и текста, его «матрица», «решетка», модель: ячейки этой решетки заполняются выбираемыми словами (такая модель управляет и порядком слов в предложении).

Вторая гипотеза опирается на словесные ассоциации.

В России исследования ассоциативных связей между словами в языковой памяти субъекта публиковались начиная с 70-х годов (А.А. Леонтьев, А.Е. Супрун, А.П. Клименко, Н.Д. Зарубина и др.). В 1976 г. вышел «Словарь ассоциативных норм русского языка» под редакцией А.А. Леонтьева.

Ассоциация (в психологии) – связь между психическими явлениями, актуализация одного из них влечет за собой появление второго. Так, ветерок донес смолистый запах дыма, и в моем сознании всплывает воспоминание о туристическом походе, о ночевках у костра... Пример словесной ассоциации: я услышал слово Бородинская – и в моем сознании возникает слово битва. Слово черный у одного человека вызовет по ассоциации слово белый (по контрасту), у другого – пес (синтагматическая ассоциация), у третьего – слово чернеет (словообразовательная ассоциация), у четвертого – как уголь (сравнительная) и пр. Ассоциации индивидуальны, но большое количество совпадений позволяет исследователям говорить об ассоциативной норме.

В.В.Андриевская показала , что наличие или отсутствие предиката в исходной ассоциативной паре слов существенно влияет на построение высказывания, причем сильно ассоциированные пары в предложении составляют единый смысловой и грамматический узел.

Третью гипотезу условно можно назвать гипотезой проб и ошибок. Она предполагает поиск слова путем выбора из общей массы слов и отбрасывания ненужных, не адекватных смыслу.

На первый взгляд, такой способ слишком громоздкий, медленный (что не соответствует моментальному выбору слов в процессе импровизации), но если допустить, что слова или их эталоны в памяти сгруппированы в какой-либо системе, например по тематическим группам, то метод проб и ошибок уже не выглядит таким неудобным.

Как видим, картина выбора слов в механизме подготовки высказывания пока туманна. Однако даже то немногое, что дают три описанные выше гипотезы, в какой-то степени ориентирует практического работника, позволяет сделать кое-какие выводы, например: слова, хранящиеся в памяти, могут быть индуцированы, активизированы частым употреблением; такие слова сравнительно легко извлекаются из памяти; слова выбираются не в одиночку, а в системе построения предложения или даже ряда предложений, целого компонента текста; значительное количество слов связаны ассоциативно, причем степень ассоциированности неодинакова; сильно ассоциированные пары слов легче других включаются в конструкцию речи; слова или их эталоны, возможно, хранятся в системе, облегчающей выбор; механизм выбора слов требует постоянной тренировки.

Напомним, что речевая память содержит огромное количество знаковых единиц, в первую очередь слов, с их многозначностью, с оттенками значений. По приблизительным подсчетам, их намного больше 100 тысяч.

Порядок слов в предложении. Высказывание лишь в редких случаях структурируется целиком, в полном объеме замысла, так как объем оперативной памяти ограничен: высказывание в мысленной подготовке развертывается на основе замысла-программы. Порядок слов может быть установлен сразу лишь в пределах одного предложения, не превышающего размеры упреждающего синтеза.

В учебниках синтаксиса обычно можно прочитать, что порядок слов в русском предложении свободный. Но его относительная свобода, пожалуй, выявляется лишь в сравнении, например с немецким предложением, где действительно имеются соответствующие правила.

В русском языке сказуемое чаще всего стоит после подлежащего, согласованное определение – впереди определяемого слова, несогласованное – после. Отсутствие жестких требований к порядку слов позволяет выражать оттенки смысла, дает простор ассоциативному подбору слов и их порядка, предлагает дополнительные возможности для инверсии.

Определение порядка слов на этапе внутренней подготовки высказывания все же нуждается в каком-то подходе, детерминирующем его: это может быть традиция, или смысл – логика, или правила, или индивидуальный вкус языковой личности, или обращенность к возможностям адресата, которому предстоит воспринять и понять высказывание.

Наиболее полно и логично объясняет и определяет порядок слов в предложении теория его актуального членения (А.Вейль, В.Матезиус, Г.Пауль, О.А.Лаптева и др.). Предложение в контексте содержит исходную часть сообщения – тему, или данное, и то, что сообщается о ней, – рему (новое). Последовательность членов может быть разной, соответственно меняются тема и рема.

Метод актуального членения предложения помогает понять способ его включения в предметный контекст, на основе которого членение возникает (В.Матезиус). Поэтому актуальное членение особенно интересует исследователя механизмов речи. Добавим, что контекст здесь не только вербальный, в этом смысле актуальное членение приближается к анализу дискурса.

В предложении Иван Иванович не любил читать книги тема Иван Иванович; предполагается, что читатель или слушатель уже знает о его существовании. Что же нового мы узнаем об Иване Ивановиче? Что он не любил читать книги. Это – рема. Заметим, что смысловой акцент здесь сделан на слове книги.

Если мы изменим порядок слов: Не любил Иван Иванович читать книги!, то логическое ударение перемещается на слова не любил: изменяется интонация (либо ирония, либо возмущение).

Варианты порядка слов помогают выражать и оттенки смысла, и оценочную позицию говорящего.

Актуальное членение как способ построения текста может быть применено и за рамками одного предложения, в структуре текста как средство перехода ко все новым и новым «шагам» развертывающегося содержания, уже за рамками упреждающего синтеза, проектирования и моделирования этого нового. Предстоит вербальное наполнение этого пространства.

Грамматическое маркирование. Может сложиться мнение, что выбор слов, их расположение и маркирование разделены во времени. На самом деле они неразделимы, совмещены. Поэтому и маркирование, т.е. введение в формирующуюся речь окончаний для склоняемых или спрягаемых слов, совершается в едином процессе синтеза. Средствами маркирования служат также предлоги, некоторые частицы (бы, -ка, -таки). Этот процесс уточняет грамматические значения выбираемых, употребляемых слов и укрепляет грамматические (синтаксические) связи между ними.

Все три операции: выбор слов, их порядок и маркирование – вкупе обеспечивают языковое выражение смысла на вербальном уровне.

Исследование этих процессов осуществляется через речевые ошибки. Ошибки в выборе слов, по данным многих исследователей, встречаются наиболее часто, что говорит о трудности процесса выбора, о сложности механизма. Диагностика таких ошибок, определение их причин в какой-то степени помогают понять механизмы выбора и употребления.

Основные типы словарных, лексических ошибок:

Возможные причины ошибок

неточность выбора, слово неадекватно передает смысл;

преждевременное, раннее прекращение отбора слов синонимического ряда; бедность или низкая активизированность лексики в целом или отдельных ее блоков;

неоправданный повтор одного и того же слова;

частое употребление повторяемого слова, его индуцированность; малый объем оперативной речевой памяти, недостаточный для мысленного редактирования текста; малый выбор синонимов;

нарушение сочетаемости, валентности слова;

недостаточная сформированность языкового чутья; плохое знание словарей сочетаемости слов;

употребление слова, не соответствующего стилю речи (слово с суффиксом субъективной оценки в научном тексте);

недостатки языкового чутья, чувства стиля; недостаточная свобода и гибкость выбора синонимических средств языка;

диалектные слова в литературном контексте;

языковое чутье, сформировавшееся на диалектной основе; слабый самоконтроль в выборе языковых средств;

смешение паронимов;

недостатки языкового чутья; слабая способность семантического разграничения сходно звучащих родственных слов;

неудачное словотворчество (создание собственных, окказиональных слов, не соответствующих словообразовательным моделям) и пр.;

слабое языковое чутье в области моделей словообразования; творческая тенденция, недостаточно обеспеченная языковой интуицией;

Общая причина ошибок в выборе слов – бедность словаря и его низкая мобильность, активизированность.

Ошибки, недочеты в порядке слов объясняются недостаточным автоматизмом навыков в развертывании синтаксических конструкций и слабым самоконтролем, недостаточным предвосхищением восприятия и понимания речи адресатом. Применив тот или иной порядок слов, говорящий не понимает, что адресат может по-иному понять его.

И здесь, как и ранее, приходится обращаться к языковому чутью, которое обеспечивает систему языка, его закономерности, правила в их речевом использовании.

Последнее полностью может быть отнесено и к ошибкам в маркировании: это ошибки согласования, управления, соотнесения видов глагола, употребления залоговых форм глагола, предлогов в образовании форм косвенных падежей имен существительных и пр.

В неподготовленной, импровизируемой, быстрой речи все ступени, рассмотренные выше, чрезвычайно уплотнены, сжаты, поэтому выделение ступеней внутреннего семантико-грамматического структурирования в какой-то мере условно. Более того, размыты границы и этапов речевого акта: внутреннее структурирование во времени частично совмещается со вторым этапом -кодовым переходом на акустическую речь. То есть на выходе, в момент озвучивания, не все еще готово и доводится до завершения в момент перехода (напомним, что процессам речи мало свойственна дискретность, процесс непрерывен). Кодовый переход сам завершает «шлифовку» речевого произведения – высказывания, и ошибки как бы высвечивают для нас, исследователей, самые трудные моменты порождения речи. Письменная речь удобнее для изучения: в условиях подготовки письменных текстов все описанные выше этапы прослеживаются отчетливее и могут быть воспроизведены, а ошибки могут быть предупреждены. Если хочешь прояснить свою мысль – сформулируй ее в тексте и записи.

Исследование грамматики в нейропсихологии.

В Отечественной науке поиск ответа на вопрос о характере участия каждого из полушарий мозга в речевой деятельности проводила группа Петербургских нейропсихологов. Исследование проводилось под руководством Льва Яковлевича Балонова. (во время эксперимента одного и того же человека можно наблюдать в трёх состояниях: до сеанса (работают оба полушария), при угнетённом правом полушарии и при угнетённом левом полушарии).

Проведенное исследование позволило ученым сделать ряд интереснейших предположений. Левое полушарие обладает значительным объемом возможностей языкового оформления мысли. К их числу нужно отнести и фонологические систему, и морфологический механизм словоизменения и словообразования, синтаксического структурирования. В распоряжении левого полушария находится лексика, необходимые для создания сложных высказываний: глаголы, служебные слова. Функции левого полушария связано с абстрактным мышлением, логическими операциями по выведению нового знания. Однако в нём нет предметности. «Краски внеязыкового внешнего мира в высказываниях левого полушария тускнеют и утрачиваются, их замещают языковые модели мира. В своих крайних проявлениях высказывания левого полушария сводится либо к чистой манипуляция над словоформами, либо к абстрактным, нередко тривиальным бессодержательным схемам» (Балонов, Деглин, Долинина 1983: 37). Левополушарная речь очень часто демонстрирует то, что в психолингвистике получило название «речь без мышления», то есть дискурс, построение которого максимально автоматизировано и строится на основе хорошо сформированных синтагматических ассоциаций.

Правое полушарие непосредственно участвует в речевой деятельности. Оно производит анализ интонационной выразительности воспринимаемой речи, контролируют интонацию собственного дискурса. Оно работает с фонетическими характеристиками высказывания, которые делают речь индивидуальной, которые несут в себе авторское отношение к предмету сообщения. Правое полушарие отвечает за наполнение высказывания конкретным предметным содержанием. В прагмалингвистике соотнесенность языковых значений и реальной действительности получило терминологическое обозначение референция. Функции референции берёт на себя именно правое полушарие. Поэтому именно здесь находится дейктические слова: местоимения, наречия, частицы и т.п.

В правом полушарии зарождается мысль, которая существует в виде системы образов. Это как раз то, что И.Н. Жинкин называл универсальным предметным кодом.

Литература:

Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество. //Избр. труды. – М., 1998. – С. 188

Андриевская В.В. Особенности словесных ассоциаций как фактор построения предложения. //Исследования языка и речи. Уч. зап. МГПИИЯ им. М. Тореза. – Т.60. – М., 1971

Львов М.Р. Основы теории речи. – М., 2000

Седов К.Ф. Нейропсихология, 2007

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области