Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


статья

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Эффективность применения здоровьесберегающих технологий в дополнительном образовании на примере детского объединения "Умельцы"

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, «здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов».

Я, как педагог, - считаю, что научить ребенка беречь свое здоровье, вести здоровый образ жизни - задача родителей и образовательных учреждений. В процессе многолетней работы в данном направлении, пришла к выводу, что это можно сделать через:

- непосредственное обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни;

- привитие детям элементарных навыков гигиены (мытье рук, использование носового платка при чихании и кашле и т.д.);

- через использование здоровьеразвивающих технологий процесса обучения;

- проведение массовых оздоровительных мероприятий (тематические праздники здоровья, выход на природу).

Я уверена, что освоение и внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс позволяет сделать его «безопасным» для учащегося, четко определив стратегию развития – здоровье через образование.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий использую следующие средства обучения и воспитания:

- средства двигательной направленности;

- оздоровительные силы природы;

- гигиенические средства.

Среди средств двигательной направленности можно выделить:

- физические упражнения, физкультминутки;

- эмоциональные разрядки и «минутки покоя»;

- гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости);

- подвижные игры.

Как педагог, убеждена в том, что гигиенические средства достижения целей здоровьесберегающих технологий содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

- выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами;

- личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т.д.);

- проветривание и влажная уборка помещений;

- соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна;

- привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т.д.;

- обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах и т.д.

Также хотелось подчеркнуть, что помимо воспитательных мероприятий, направленных на привитие детям здорового образа жизни, есть образовательные занятия, которые также опираются на принципы здоровьесберегающей педагогики. В соответствии с этими принципами во время занятий учитываю:

обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете), а именно - температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;

слежу за тем, чтобы происходило смена и чередование видов деятельности (вымешивание глины, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, и др.) но и видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д.;

стараюсь использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся и позволяющие им превратиться в субъекты деятельности. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли педагога, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);

обращаю внимание на позы учащихся во время занятия, так как степень естественности позы ребенка служит хорошим индикатором психологического воздействия педагога, степени его авторитаризма: чем авторитарнее педагог, тем больше напряжение в позе ребенка и его внутреннем состоянии;

сейчас все без исключения знают и используют на своих занятиях физкультминутки и другие оздоровительные моменты – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого упражнения. Это делается для обеспечения детям кратковременного отдыха, снятия застойных явлений, вызываемых продолжительным сидением на одном месте. Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины;

благоприятный психологический климат на занятии, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных учащимися и самим педагогом определяет позитивное воздействие образовательного учреждения на здоровье.

На своих занятиях часто использую дыхательную гимнастику, которая развивает мышцы спины, брюшного пресса, мышцы бронхов и диафрагму, так как благодаря различным дыхательным гимнастикам можно достигнуть как тонизирующего, так и расслабляющего эффекта.

Обними плечи. Встать, руки согнуты в локтях и находятся на уровне плеч. Нужно бросать руки навстречу друг другу, как бы обнимая себя. И одновременно с «объятием» резкий вдох. Руки двигаются параллельно друг другу, нельзя их менять (все равно какая рука сверху); руки расслаблены и широко не разводятся.

Ладошки. Исходное положение: встать прямо, руки согнуты в локтях и ладони раскрыты и развернуты как бы к зрителю. Выполнять шумные ритмичные вдохи носом и одновременно делать хватательные движения кистями рук. Так 4 раза подряд затем отдых 3-4 секунды с опущенными руками. Далее снова 4 вдоха и пауза. Плечи в момент вдоха неподвижны! Выполнять 24 раза по 4 вдоха-движения. Выполнять 12 раз по 8 вдохов-движений.

На каждом занятии использую пальчиковую гимнастику, которая благотворно влияет на развитие мелкой моторики рук, подготавливает ребенка к рисованию, письму. А как мы все знаем развитие мелкой моторики рук взаимосвязано с развитием речи.

«Крестики-нолики». Зацепить средний палец за указательный – крестик. Затем соединить подушечки указательного и большого пальца – нолик. Чередовать эти движения.

«Засолка капусты». (пальчиковые игры)

Мы капусту рубим, (Движения прямыми кистями вниз-вверх)

Мы морковку трем, (Движения кулаков к себе и от себя)

Мы капусту солим, (движения пальцев, имитирующие посыпку солью)

Мы капусту жмем. (Интенсивное сжимание обеих рук в кулаки.)

Помимо прочего иногда использую мимическую гимнастику для лица, с целью развития лицевых мышц и формирования более выразительной мимики; артикуляционную гимнастику, которая помогает добиться четкого произношения звуков, слов, фраз; тренируют дикцию, то есть четкую, ясную, членораздельную речь, необходимую каждому ребенку для успешного общения, обучения и для гармоничного развития, используя скороговорки.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области