Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Литературная гостиная по произведениям В.П.астафьева

Воспитание интереса к творческому наследию В.П.Астафьева

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Литературная гостиная «Чтобы помнили»

(По произведениям В.П.Астафьева)

Цель: воспитание интереса к творческому наследию В.П. Астафьева

Задачи:

воспитывать интерес к литературе, формировать ценностное отношение к творчеству В.П.Астафьева;

вооружить учащихся информацией о ценности творчества В.П. Астафьева для духовного и нравственного развития;

выявить дополнительные возможности влияния творчества В.П. Астафьева на формирование социально значимых компетентностей учащихся.

Оформление и оборудование:Плакаты с высказываниями:«Жизнь человек выбирает не сам себе, она определяется ему судьбою. Если бы мне было дано повторить жизнь, — я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат…» В. П.Астафьев«Жизнь прекрасна и печальна, повторяю я за одним великим человеком. Вот об этой радости и печали я не перестаю и не перестаю думать, пока живу, пока дышу». В. П.Астафьев«Есть в нём нечто такое, что исцеляет душевные раны, смуту и прочие человеческие неурядицы. Нет, он не волхв, не старец- кудесник».  Е. Носов

«Испытание словом – это суд на миру». В. П.Астафьев

1. Портрет В.П. Астафьева2. Книжная выставка3. Рисунки детей по произведениям писателя4. Фотографии любимых мест писателя5. Компьютер6. Экран7. Мультимедийный проектор8. Презентация

Ход мероприятия

Ведущий 1:

Тайна творчества, жизни тайна –Точно дым прошлогодней листвы.Удивительное ожиданиеПеремен, колдовства, красоты.Запах дыма, травы, снега талого…Воздух свеж, долог день, жизнь длинна.Начинаются с тайного, с малого –И весна, и судьба, и страна.

Ведущий 2: Добрый день! Мы рады приветствовать всех вас в нашей литературной гостиной, посвященной памяти Виктора Петровича Астафьева.

Ведущий 1: Человек – легенда… Он отдал нам свой великий талант, свет своей благородной, открытой, искренней и чуткой души писателя служению Родине. Его взволнованное слово разливалось по всей стране, утешало…

Ведущий 2: Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жёсткая требовательность, прежде всего к самому себе, и сентиментальность – лишь некоторые черты его неординарной личности.

Ведущий 1:

Не о том разговор, как ты жил до сих пор,

Как ты был на решения скор,

Как ты лазал на спор через дачный забор

И препятствий не видел в упор...

Но однажды затихнут друзей голоса,

Сгинут компасы и полюса,

И свинцово проляжет у ног полоса,

Испытаний твоих полоса...

Для того-то она и нужна, старина,

Для того-то она и дана,

Чтоб ты знал, какова тебе в жизни цена

С этих пор и на все времена.

Ведущий 2: Конечно, ни один человек в начале своей жизни не может знать, какие испытания его ожидают и сколько черно-белых полос в его судьбе, а у Виктора Астафьева таких полос было много. И помогут нам рассказать о них не только воспоминания друзей поэта, фотографии, видеокадры, но прежде всего его произведения. И пусть заповеди Виктора Петровича будут нам ориентиром в жизни, по которой мы пойдем с добротой, правдой и чистой совестью.

Заповедь первая: «С памятью — к памяти»

Ведущий 1: Родился Виктор Петрович Астафьев неподалёку от Красноярска, в селе Овсянка, на берегу Енисея.

Ведущий 2: За селом — проезжая дорога,

Редкие посадки тополей.

На Руси таких местечек много,

Только нет нигде души милей...

...Каждый стебель, кустик придорожный

Хочется обнять мне, как друзей.

А какие на реке затоны

В золоте кувшинок и стрекоз!

Ведущий 1: Мальчику было 7 лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее.

В мае на пашне,

Где чахнет старая ветла,

Подёнщица русоволосая

Мне когда-то родила.

Рукой, изрезанной, шершавою,

Прижала бережно к груди.

Ночами пела надо мною:

«Расти, сынок, скорей расти!

Вдвоём пойдём на луг зелёный,

Широким будет твой прокос,

Утрами вдоволь сок медовый,

Ты будешь пить с душистых роз».

Ведущий 2: Астафьев писал : «Если бы мне было дано повторить жизнь, я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, восторгами и горестями утрат... И лишь одно я бы попросил у своей судьбы... - оставить со мной маму. Её мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас».

Ведущий 1: Мне снится родная деревня.

На взгорке родительский дом,

Рябины разлатые тени

И мы, детвора, босиком.

Ведущий 2: Родина начинается с познания своего родного края.

Земля — твой мир, твой отчий дом,

Твои любовь и дети.

Храни его своим трудом

И песней на рассвете.

Это любимые строки Виктора Петровича Астафьева из стихотворения Михаила

Дудина.

Песня « Как моя Россия начиналась»

Ведущий 1: Обратимся ещё раз к первой заповеди « С памятью - к памяти». Как вы думаете, память о сиротском детстве станет для Астафьева в будущем спасательным кругом? Поможет ли она преодолеть все трудности?

Вывод: Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. Пусть и для нас уроки Астафьева станут ориентиром в жизни.

Заповедь вторая: «В доброте - сила»

Учитель зачитывает отрывок из рассказа «Конь с розовой гривой» со слов «Бабушка никогда не позволяла...» до слов «Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива» и показывает пряник в виде коня с розовой гривой

– Вы, наверное, уже поняли, что конь с розовой гривой является символом не

только сегодняшней гостиной, но и жизни целого поколения, к которому

принадлежал В. Астафьев

1)Почему, ребята? Что означает фраза из текста «пропитаться от земли»?

2)Сценка из рассказа (бабушка привозит из города пряник)

3)Почему бабушка, несмотря на обман внука, всё же купила пряник? (зачитать

последние слова и угостить участников и гостей шаньгами)

Вывод: Доброта поможет очиститься от зла, понять свою вину,

заслужить подарок муками совести.

4) Кадры презентации об интернате

Впечатления детства самые сильные. И одно из самых глубоких чувств, которые испытывали дети предвоенного времени - одиночество, неисполнимое желание быть рядом с мамой, которая всегда занята крестьянской работой. В одном из ранних рассказов «Мальчик в белой рубахе» показана настоящая трагедия матери и детей.

Художественное чтение отрывка из рассказа «Мальчик в белой рубахе» со слов «В засушливое лето 33-го года…» до слов «...и уходит от нее мальчик в белой рубахе»

5)Видеокадры (фронт, послевоенные годы, первые рассказы)

6) Отзыв ученика о повести «Кража»

Чтение отрывка от слов «Среди этих ребят есть парнишка...» до слов «...не надо сирот» (глава 1). Этот небольшой отрывок повести «Кража» сразу же высвечивает её тему- тему трагической участи детей-сирот. Действие этой повести происходит в 30-е годы в отдалённом сибирском городке Краесветске, в котором и был построен интернат . Одним из основных эпизодов повести является кража детьми-сиротами денег у кассирши бани, которые она выручила за день работы. Само название повести «Кража» имеет широкий смысл, так как у всех этих детей было украдено детство.

Ведущий 2:

Заповедь третья: «Через страдания и покаяние — к обретению»

1. Отзыв ученика о романе «Прокляты и убиты». Действие происходит в конце 1942 г. в карантинном лагере резервного полка, расположенного в Сибирском военном округе и названного чёртовой ямой. Страшная отталкивающая в своей физиологии правда войны. Заградительные отряды, встречающие пулемётным огнём тех, кто спасся с разбитых плотов и лодок, а теперь пытается прибиться к своему берегу, рыдающий от ужаса связист, тянущий на плацдарм телефонную линию и ради этого, такого нужного провода бьющий веслом по рукам и головам тонущих однополчан, пытающихся вцепиться в спасательную лодку. Умирающие на нарах солдаты — доходяги, скрюченные и скулящие, на которых навалились вши и куриная слепота — тени людей, кашляющих, хрипящих и

бродящих по казарме. Над телами тех, кого вспоминает Виктор Петрович Астафьев, не произнесено иных слов, кроме страшных: прокляты и убиты.

2.Сцена допроса братьев Снегирёвых.

3.«Баллада о последней рубахе». Л.Филатов

Ведущий 1:

...А комод хранил рубахи, как надежды...

А война уже не шла который год...

И последняя не шест была надета

И поставлена на чей-то огород.

Это так невероятно и жестоко,

Что стоишь не огорчён, а изумлён,

Как над дудочкой лихого скомороха,

О котором узнаёшь, что он казнён.

4.Отзыв ученицы о повести «Пастух и пастушка»

Учитель:

1.Как показано в повести лицо войны?

2.Как решается автором проблема гуманизма?

3.Достоин ли жалости солдат Пафнутьев?

4.Как звучит в повести тема Родины?

Вывод: Каждый получает в своей жизни нравственные уроки - необходимо осознать их и покаяться.

Ведущий 2:Затесь четвертая «Без Бога, без природы, без человека — ужас»

Вопросы к повести В.П. Астафьева «Людочка»:

1.Можно ли считать Людочку с детства обиженным судьбой человеком? Почему?

2.Чем вам приглянулась девушка? Какие черты её характера вызывают симпатию?

3.Похожа ли она на городских девушек? На современную молодёжь?

4.Откуда берутся нечистые?

5.В какой момент вы видите шайку атамана — мыло особенно отвратительной?

6.Расскажите о матери и отчиме Людочки.

7. Оправдываете ли вы смерть героини? Как бы вы поступили на её месте?

8. Достойно ли обошлась жизнь со Стрекачом и Артёмкой — мыло?

9. Типична ли история, рассказанная В.П. Астафьевым?

Вывод: Духовное одиночество можно победить только вниманием и сочувствием друг к другу, близостью к природе и Богу.

Ведущий 1: 29 ноября 2001 года ушёл из жизни замечательный русский писатель Виктор Петрович Астафьев. Он просил, чтобы на его похоронах не было ни речей, ни музыки. Но в прощальной морозной тишине что-то ещё звучало, кроме людских шагов и вздохов. Будто не снег скрипел, а скрипки кто-то робко касался...

Ну вот и нет тебя, мой друг,

Друг неухоженных и сирых.

Перо вдруг выпало из рук,

И стало холодно над миром.

Ты так любил лесной привал,

Таёжных трав благоуханье,

От жизни праведной устал,

Устал в бессмертье, как в изгнанье.

Учитель: Закрывая двери нашей гостиной, давайте ещё раз обратимся к заповедям Виктора Астафьева, которые учат нас жизни.

1. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего.

2.Доброта поможет очиститься от зла, понять свою вину, заслужить подарок муками совести.

3.Каждый получает в своей жизни нравственные уроки — необходимо осознать их и покаяться.

4.Духовное одиночество можно победить только вниманием и сочувствием друг к другу, близостью к природе и Богу.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области